Развитие творческих способностей воспитанников в социально-реабилитационном центре

Разделы: Социальная педагогика


У каждого человека есть способности к творчеству. И у всех эта способность проявляется по-разному, от единичных проблесков таланта до гениальности, но творчество заложено в каждом. Творчество – явление сложное, комплексное, обусловленное многими предпосылками - это “деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся  неповторимостью, оригинальностью  и культурно-исторической уникальностью”. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности.

Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр. Театр – это мудрый учитель и воспитатель, удивительный художник, фантазёр и психолог – умелый строитель человеческих взаимоотношений и одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующее творческие способности детей. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, благотворно воздействует на воображение ребенка словом, образом, изобразительными средствами музыкой и т.д. Дети уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности. К этому следует добавить, что младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. И психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть, поэтому необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Воспитанниками нашего Центра являются дети, оставшиеся без попечения родителей, из семей, находящихся в социально – опасном положении, трудной жизненной ситуации, дети – сироты. Эти дети растут в условиях дефицита человеческого внимания, отсутствия любви и заботы со стороны родителей, близких родственников. У них наблюдается быстрая эмоциональная и речевая истощаемость, эмоциональная зажатость, заторможенность, высокий уровень трудностей при общении со своими сверстниками, повышенный уровень тревожности, неустойчивое внимание, плохая память. Многие воспитанники, до поступления в Центр, не обучались в школе, не посещали учреждения дополнительного образования, поэтому не имеют опыта творческой деятельности.

Я разработала и рецензировала программу “Театральные подмостки” с целью развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Основные направления программы:

“Театральная игра” - направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

“Культура и техника речи” - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел “Культура и техника речи” включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.).

“Особенности работы кукловода” - детей знакомят с азами сценического мастерства (разнообразие движений различных частей кукол, особенности речи, характера героя), обучают приёмам кукловождения, отрабатывают навыки движения куклы по передней створке ширмы и в глубине ширмы. Работая с ширмой, ребенок должен ощущать, что кукла “идет” не проваливаясь и не слишком возвышаясь. Нужно научить передавать походку, образ данного персонажа (легко, вперевалку, суетливо и т.д.). Уходить кукла должна постепенно - так же, как и входить. Когда куклы “разговаривают”, то слегка двигается та кукла, которая в данный момент “говорит”. Другая в этот момент внимательно “слушает”, на время прекращает любое движение. Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол произносит свою реплику. Во время беседы куклы должны “смотреть” друг на друга, стоя одна против другой. Важно, чтобы речь ребенка совпадала сдвижением куклы, этюды помогут “оживить” куклу, освоить основы кукловождения.

“Основы театральной культуры” — детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; театральные понятия; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

“Работа над спектаклем” - выделяем несколько этапов работы:

1. Выбор пьесы, выразительное чтение произведения и беседа о прочитанном. Выясняется не только содержание, но и отдельные средства выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении используется весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Для лучшего понимания литературного текста используется прием “Нравственная лестница”. Дети располагают героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопрос взрослого. При рассматривании иллюстраций обращается внимание на эмоциональное состояние персонажей.

2. Второй этап – организационный. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Обсуждается с детьми количество ролей, назначаются актеры, продумываются декорации, озвучивание. Здесь дети учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей. Ребенок должен чувствовать себя нужным и значительным в данной работе.

3. Работа над ролью. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у младших школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Эти задачи возникают в игровой деятельности. Особенно если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.

В работе над ролью предлагается детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются; продумывать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. Предлагается выбрать по желанию любой понравившийся эпизод и разыграть его молча, зрители должны догадаться, о чем идет речь.

Предлагается детям меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.

На этом этапе идет работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.

Именно процесс репетиций является важнейшим в детском творчестве, поскольку в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

4. Показ спектакля. Создаётся праздничная театральная атмосфера – звучит музыка, яркое оформление зала, ширмы. Постоянными гостями таких представлений становятся дети-дошкольники, младшие школьники учреждения. После спектакля проводится обсуждение, где дети оценивают свои успехи и неудачи. Во время обсуждения, беседы выясняется насколько критически они способны относиться к собственной игре.

В ходе подготовки к спектаклю стараюсь соблюдать следующие правила:

  1. Не перегружать детей.
  2. Не навязывать своего мнения.
  3. Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

В процессе работы использую следующие методы и приёмы:

Наглядные методы и приёмы обучения: наблюдения, иллюстрации, показ, экскурсии.

Практические методы: обучающие и развивающие упражнения, пальчиковые игры, театральные игры, этюды, выразительное чтение, инсценировки, репетиции.

Словесные методы: беседы, рассказы, объяснения, обсуждения, разучивание произведений УНТ.

Творческие способности — это такое состояние ребенка, в котором он стремится к познанию мира, к уверенности в своих возможностях. Ребенок изначально наделен способностью к творчеству и созиданию. Важно эту способность развивать и развить. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения занятий: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество педагога и воспитанников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.

Работая по программе, могу утверждать, что театральная деятельность приносит конкретные результаты. У воспитанников также формируются социальные навыки поведения, так как наши постановки (“ Заюшкина избушка”, “Теремок”, “Дед Мороз и Коза-Дереза” и др.) имеют нравственную основу, дети учатся и познают мир на конкретных примерах, а также выражают собственное мнение и отношение к героям постановок. И очень важно то, что ребята учатся общаться друг с другом и становятся друзьями.

Работу над постановкой и спектакли стараюсь фиксировать (фотографии и видеозапись). Последующий просмотр помогает увидеть ошибки и недочёты, если они есть в процессе выступления, и провести работу над ними, чтобы избежать их в дальнейшем. Отмечу то, что детям нравится смотреть видеозаписи со своим выступлением. Просмотр спектаклей доставляет им огромную радость. Они видят результаты своего труда, своей деятельности.