Учебное занятие "Слава тебе, русская березка!"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Пояснительная записка

Цель занятия: создание условий для формирования экологической культуры воспитанников.

Задачи:

1. Расширить кругозор детей о березе. Познакомить с народными обычаями и традициями, связанными с берестой.

2. Развивать умение сочинять стихи и загадки о березе, творческую и общественную активность воспитанников.

3. Содействовать формированию чувства бережного отношения к природе, любви к родине.

Методы проведения: наглядный, информационно-рецептивный, репродуктивный.

Возраст детей: 8 – 12 лет

Условия проведения: актовый зал школы, кабинет.

Оборудование и материалы.

  • Иллюстрации разных видов березы, плоды березы.
  • Выставка детских рисунков “Русская березка”.
  • Изделия из бересты.
  • Композиция из поленьев березы.
  • Диск с народными песнями, диск с песней “С чего начинается родина”, DVD плеер.
  • Макет березки.
  • Цветы для венков.
  • Ветки березы.
  • Корзина с пирожками.
  • Народные костюмы для участниц.
  • Предметы быта старины.
  • Аппликации из бересты.
  • Ленты, бусы.
  • Репродукция картины И.И. Левитана “Березовая роща”.

Методические советы на подготовительный период.

На подготовительном этапе учебного занятия для учащихся объявляется конкурс рисунков “Русская березка”. Устанавливается срок сдачи рисунков. Определяются победители лучших рисунков. Продумывается награждение в данном конкурсе. Это могут быть грамоты или благодарственные письма. Так же объявляется конкурс лучших чтецов о березе. Определяются лучшие чтецы. Дается задание детям найти загадки и песни о березе. Необходимо подобрать народные костюмы для участниц посиделок, подготовить веточки и цветы для плетения венков, испечь пирожки. Продумать вопросы викторины о березе.

План проведения учебного занятия.

  1. Исполнение русской народной песни.
  2. Сообщение темы учебного занятия.
  3. Сообщение нового материала.
  4. Практическая работа учащихся.
  5. Закрепление изученного материала. Проведение викторины “Русская березка”.
  6. Подведение итогов.

Ход занятия

I. Исполнение русской народной песни.

В комнате девочки поют песню “Пошла млада за водой”. Они разделились на две группы и стоят напротив друг друга (в две шеренги). Когда начинается песня, первая шеренга девочек, взявшись за руки, идет навстречу второй шеренги, дойдя до нее, девочки поворачиваются и, взявшись за руки, возвращаются на место, снова повернувшись лицом ко второй шеренге. Затем вторая шеренга поступает точно так же. Обе шеренги идут навстречу друг другу и проходят “сквозь строй” - меняются местами.

Раздается стук, в комнату входят другие девочки.

- Здравствуйте, девицы!

- Здравствуйте, красавицы!

- Здравствуйте, милые!

- На беседу к себе примите?

- Попеть – поиграть пригласите?

Отвечают другие девочки:

- Проходите, проходите, рады Вам.

- Пришли мы к Вам с гостинцами, с пирожками, с песнями, шутками да загадками.

Проходят, садятся на стулья.

1 группа девочек:

- Загануть ли,
Загануть ли,
Да красна девка,
Да краснопевка,
Да пять загадок,
Да пять мудреных,
Да хитрых мудрых.

2 группа девочек:

- Да загони-ко, загони-ко,
Да красна девка,
Да краснопевка,
Да пять загадок,
Да пять мудреных,
Да хитрых мудрых.

1 группа девочек загадывает по очереди загадки, вторая группа девочек дает ответы.

1.

Зелена, а не луг, бела, а не снег.
Кудрява, а без волос. (Береза)

2.

Дерева одежка
Ствол хранит надежно. (Береста)

3.

Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой стоит над головой. (Береза)

4.

Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит,
А в один теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)

5.

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)

II. Сообщение темы занятия:

Сегодня мы проведем свое занятие в необычной форме, в форме посиделок. Тема занятия: “Слава тебе, русская березка!”. На занятии мы познакомимся с народными традициями и обычаями, связанными с берестой.

III. Сообщение нового материала:

Педагог: Любят белую березу люди. О ней написано немало хорошего: по заслугам, как говорится и честь. Березка стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек, как бы далеко от родной земли судьба не забросила его, он всегда, тоскуя о родине, воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу березку.

- Какие поэтические строки о березе Вы знаете, красны девицы?

Девицы читают стихи С.Есенина “Белая береза”, “Люблю березу русскую” А. Прокофьева, В. Рождественского “Береза” и др.

Педагог:

Зеленая она иль золотая,
Любая украшает бытие,
И если не росла б она такая,
То надо было выдумать ее.

Растет в нашем лесу чудо-дерево береза! Но мы порой не замечаем чудесное, потому что оно близко, рядом. А вот знаменитый бразильский футболист Пеле, побывавший в нашей стране, на вопрос, что произвело на него самое сильное впечатление, ответил: “Нежные и светлые деревья - березки”.

- А как Вы думаете, появляется на свет береза с белым стволом или нет?

Когда береза появляется на свет, она не белая – кора маленького деревца темная. Но проживет дерево несколько лет – и побелеет. А вообще-то березы бывают не только белыми. Есть виды с желтоватой, коричневой, черной корой. Всего на свете больше 60 разных видов берез. На территории России наиболее распространенными являются береза пушистая и береза повислая или бородавчатая. Пять видов березы занесены в Красную книгу. Особая форма березы - карельская береза с утолщениями на стволе. Растет в лесах Карелии. Береза – единственное в мире дерево, имеющее белую кору. Объясняется это тем, что в ней содержится вещество, которое называется бетулин. Плода березы маленькие орешки. У каждого орешка два широких крылышка. Ветер может уносить такие летучие плоды далеко – больше чем за 1 км от материнского растения. И почти везде, где крылатые орешки приземляются, они начинают прорастать. Богатой почвы им для этого не надо. Береза даже на старой кирпичной стене может вырасти.

Береза не требовательна: и в слишком влажных и сухих местах не погибнет. Вот только березе надо много света. “Береза – еловая нянька” -0 говорят в народе. На заброшенной пашне или на местах пожаров, вырубок появляется сплошная “щетка” березовых всходов. Густой чащей вырастает на них березняк. Под его пологом всегда светло и празднично. Вполне хватает здесь света для молодых елочек. Березняк защищает их жаркого солнца и заморозков. Елочки крепнут, постепенно перерастают березу и затеняют ее. А береза любит свет и в густой тени хвойных пород долго жить не может. Да и век березы для дерева недолог – редко достигает столетнего возраста.

Совсем бы хорошо жилось березе, если бы не ее березовый сок.

Лишь только подснежник
Распустится в срок,
Лишь только заслышатся
Первые грозы
На белых стволах появляется сок,
То плачут березы, то плачут березы.

Плач березы начинается иногда самой ранней весной. Березовый сое тем слаще, чем выше надрез на стволе. Березовый сок – замечательное противоцинготное и мочегонное средство. Кроме того, его пьют при фурункулезе, ангине, бронхите. В народе березовый сок называли березовица. Его использовали в годы Великой Отечественной войны. Давали раненым, детям. Но нельзя варварски использовать березу во время сокодвижения.

Писатель Владимир Солоухин писал: “тяпнут топором по белой коже, сок брызжет, как из перерезанного горла барана, растекается во все стороны. На березе остается глубокая, долго не заживающая рана”.

Чтобы этого не происходило, надо знать правила сбора сока. Красны девицы, выработаем правила сбора березового сока.

Девочки поочередно предлагают правила и записывают на доске.

  • Отверстие делать неглубоко, аккуратно, не более 3 см глубиной.
  • Сок пить через соломинку или собирать в банку ленточкой из марли.
  • Брать сок с берез, которые подлежат в дальнейшем вырубки.
  • Отверстие после сбора сока заткнуть деревянной пробкой, чтобы дерево не загнило и не погибло.

Что-то девицы, Вы засиделись. Много песен написано о березе. Давайте вспомним хотя бы несколько строк, встанем в хоровод и споем. (Каждому исполнителю дается платочек). Исполняется русская народная песня “Во поле береза стояла”, “Разбросала косы русые береза” и др.

Педагог: - Издревле в березе видели символ девичьей красоты, нежности, воспевали ее в песнях за ту теплоту и радость, которую она дарит людям.

В стародавние времена древние славяне были язычниками, верили в существование множества богов. Язычники отмечали праздник, знаменовавший конец весны и встречу лета. После принятия христианства на Руси, это время совпало с седьмой неделей после Пасхи, и называлась “семиковой”. Четверг седьмой недели после Пасхи назывался семик. Символом праздника была березка. С помощью березовых веток и полевых трав украшались дома. Стены увешивали ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники – пахучей зеленью и цветами. По поверьям, они отводили от дома и его обитателей всяческие беды. Наиболее почиталась березка, о чем в старинных народных песнях пелось в семик.

Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые,
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные,
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы, Ио, Ио,
Семик да Троица.
Радуйтесь березы,
Радуйтесь зеленые,
К вам девушки идут,
К вам красные,
К вам пироги несут,
Лепешки, яичницы, Ио, Ио,
Семик да Троица.

- Почему именно березку выбрали наши предки главным деревом своих летних обрядов?

Потому что она одной из первых покрывалась яркой зеленью. Многие магические ритуалы были продиктованы верой земледельцев в то, что береза поделится своей жизненной силой с людьми, землей, молодыми всходами.

Семик - девичий праздник. Главными участницами в обрядах этих дней были девушки и женщины, мужчины допускались лишь как сторонние наблюдатели. Празднование семика идет с незапамятных времен (ученые считают с 4 века). Девицы, собравшись гурьбой, шли в лес. Там играли в “горелки”, плясали, пели, угощались, завивали венки, загадывали желания.

Завивание березки – древний обряд, поэтичный и красивый. Девушки, загибали концы верхних веток в кольцо, украшали цветами, бусами и лентами. У корня завитую березку драпировали куском цветной ткани. Девушки верили, что, связывая ветки крепко-накрепко, соединяют свои судьбы с любимыми. Можно было загадать о будущем или пожелать заболевшим родным скорого выздоровления. Девушки плели венки на Троицу. Шли к реке, встав спиной к воде, сбрасывали венок с головы. Если венок тонул, желание не сбудется, если приставал к другому берегу – любовь девичья пристанет к сердцу любимого парня.

IV. Практическая работа.

Педагог: - Красные девицы, а сейчас мы с вами сплетем венки из веточек и цветов.

Девочки плетут венки. Педагог произносит следующие слова:

Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая,
Стоишь ты березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, трава шелковистая.
Близ тебя, березонька, красны девушки
Песни поют,
Под тобой, березонька, красны девушки
Венки плетут.

Девушки, надев венки на голову, водят хоровод вокруг макета березы и поют песню “Во поле береза стояла”. Затем проводится игра “Горелки”.

Педагог: - Береза не только украшает нашу жизнь, она и сохраняет ее. Она испокон веков славилась целебными свойствами. Из березовых почек готовят настои для втирания при ломоте в суставах и для лечения ран. Березовый деготь уничтожает чесоточных клещей, лечит бронхит. В русской бане березовый веник благотворно действует на человека.

V. Закрепление изученного материала.

Проводится в форме викторины. Лучшие знатоки награждаются аппликациями из бересты.

Викторина.

1. Сколько берез растет возле нашей школы?

2. Название, какого гриба созвучно слову “береза”? ( Подберезовик)

3. Вспомните композитора и автора слов песни, куплет из которой услышите:

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле
Под ветром склоняясь, растет. (Вениамин Баснер, Михаил Матусовский)

4. За что березу называют “вестницей далеких эпох”?

5. Перу, какого художника принадлежит картина “Березовая роща”? (И.И. Левитан)

6. Какие правила сбора березового сока вы знаете?

7. Какими целебными свойствами обладает береза?

8. Какое растение является символом семика?

9. Какие виды берез распространены на территории России?

10.Какие народные традиции, связанные с березой, вы знаете?

11. Как называется вещество, которое кору березы делает белой?

VI. Итог:

Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская! Спасибо за то, что Вы любите наш родной березовый край!

В конце занятия дети встают и уходят со словами:

Мы пели и плясали,
Все загадки разгадали,
Наигрались, насмеялись
И довольны, все остались.
Посиделки мы кончаем,
Счастья всем желаем,
Мира, любви и добра,
Радость, чтобы вас всегда ждала.

VI. Методические советы организаторам.

Организацию по подготовке декораций и костюмам к посиделкам целесообразно провести в виде конкурса. Воспитанники самостоятельно подбирают эскизы костюмов и декораций, выбирают и разучивают слова, мелодию русской народной песни, придумывают движения при исполнении песни.

VII. Методические советы на период ближайшего последействия.

На следующем занятии можно дать задание детям сочинить экологическую сказку о березе. Объявить конкурс на лучшую сказку, лучшего рассказчика.

Литература.

  1. Басаргина А.А. Народные праздники в школе.- Курск, 1997.
  2. Деревья. Перевод с немецкого Валесской Б.И.- Издательство Слово, 1997.
  3. Плешаков А.А. Зеленые страницы.- М.: Просвещение, 1994
  4. Энциклопедия для детей: Биология. - М.: Аванта +, 1997.