Дидактическая цель:
- создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях
Задачи по содержанию урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой, с особенностью регуляции работы органоидов одноклеточных животных, с ролью нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, дождевых червей, насекомых и позвоночных;
Развивающие:
- Продолжить развитие умений отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу (мини-проект); публично защищать результаты творческой деятельности;
- Сформировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.
Воспитательные:
- Привитие навыка самоконтроля;
- Воспитание собранности, сосредоточенности;
- Воспитание самостоятельного мышления;
- Формировать ценностное отношение к окружающей природе.
Оборудование: Презентация к уроку, мультимедийный проектор, компьютер, экран, цветы – оригами в корзине.
- 1 группа “Типы нервных систем” (зачетный лист, микроскоп, микропрепарат нервной ткани, натур.объект – дождевые черви, стеклянная палочка, ватман, маркеры)
- 2 группа “Нервная система позвоночных” (зачетный лист, микроскоп, микропрепарат нервной ткани, натур.объект – дождевые черви, стеклянная палочка, муляж головного мозга млекопитающих, ватман, маркеры)
- 3 группа “Рефлекс” (зачетный лист, натур.объект – дождевые черви, стеклянная палочка, лимон, ватман, маркеры)
- 4 группа “Раздражимость” (зачетный лист, микроскоп, предметные стекла, натур.объект – дождевые черви, стеклянная палочка, культура инфузории – туфельки, поваренная соль, припаровальные иглы, цифровой фотоаппарат, лабораторный штатив, ватман, маркеры)
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Методы: проблемный, с применением метода проектов, исследовательский, диалоговый.
Форма работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Сегодня у вас необычный урок.
Вы будете публично защищать результаты своей творческой деятельности мини – проекты. Поэтому, все мы, немного волнуемся. Я предлагаю выполнить упражнение для снятия излишнего волнения.
Упражнение.
Произносится фраза “ Я люблю тебя и весь мир!”, которая сопровождается жестами.
“Я” - правой рукой показываем себя;
- “люблю” - правая рука прикладывается к сердцу;
- “тебя” - разводим обе руки;
- “и весь мир”- руками описываем большой круг, и шлем воздушный поцелуй.
Повторяем 3 раза.
Работать вы будете в группах, индивидуально и коллективно. В каждой группе есть консультант. Прошу себя представить.
II. Объяснение нового материала (Презентация)
Слайд2
Итак, тема нашего урока:
“Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость”
Слайд 3
Цель урока: - познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой, с особенностью регуляции работы органоидов одноклеточных животных, с ролью нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, дождевых червей, насекомых и позвоночных.
Актуализация знаний
Вопросы:
- Что такое орган? ( (от греч. “органон” - орудие, инструмент) - часть тела, выполняющая определенные функции)
- Какие органы животных вы знаете?
- Что такое система органов? Приведите примеры. (связанные между собой органы, объединенные общей работой)
- Что такое Регуляция? (направление, упорядочивание)
- Что такое Координация? (согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, явлениями, понятиями)
- Какие системы обеспечивают согласованную работу всех органов? (проблемный вопрос)
По ответам учащихся, дополняя и уточняя их, учитель на ватмане составляет схему.
Регуляторные системы организма
- Нервная
- Регуляция путем передачи нервных импульсов (электрический сигнал)
- эндокринная
- Регуляция с помощью химических веществ (гормонов)
Нервный импульс – это волна возбуждения, которая распространяется по нерву.
У кого впервые появилась нервная система? И как в ходе эволюции шло усложнение нервной системы?
Ответить на эти вопросы нам поможет группа № 1
Работа в группах над мини-проектами (в каждой группе свой консультант)
Инструктивная карта
Группа “Типы нервных систем” № 1
Цель: изучить строение нервной системы гидры, дождевого червя, насекомых
Задача: В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, усовершенствовались. Так впервые появилась нервная система. У кого она впервые появилась?
И как в ходе эволюции шло усложнение нервной системы?
Алгоритм работы группы:
Пользуясь учебником стр. 114 (со слов Впервые... - 116, найдите и выпишите в тетрадь определения понятий
- Сетчатая нервная система - ...;
- Узловая нервная система - ...;
Зарисуйте в тетради нервную систему гидры, дождевого червя, насекомых, подпишите рисунки.
- Приведите примеры животных с сетчатой и узловой нервной системой.
- Обсудите полученные результаты в группе.
- Оформите мини-проект и подготовьте рассказ по своей теме.
Как вы думаете, у каких животных наиболее сложная нервная система и более совершенная регуляция процессов жизнедеятельности? Почему?
Ответить на этот вопрос нам поможет группа № 2
Инструктивная карта
Группа “Нервная система позвоночных” № 2
Цель: изучить особенности строения нервной системы позвоночных
Задача: какого типа нервная система позвоночных?
Алгоритм работы группы:
Пользуясь учебником стр. 118-120 до слов “Эндокринная система...” найдите и выпишите в тетрадь все отделы нервной системы позвоночных:
- Из чего состоит центральная нервная система?
- Из чего состоит периферическая нервная система?
- Назовите основные отделы головного мозга позвоночных?
Зарисуйте в тетради строение головного мозга акулы, гуся, лошади, подпишите рисунки.
Вопрос: как взаимосвязано поведение животных со строением головного мозга?
Выявите сходство и различия в строении мозга представителей разных групп.
- Обсудите полученные результаты в группе.
- Оформите мини-проект и подготовьте рассказ по своей теме
Слайд 4 В основе нервной деятельности лежат рефлексы
Рефлекс – это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.
Какие бывают рефлексы? Приведем несколько примеров.
Проведем опыт.
(“Определение безусловного рефлекса у дождевого червя”, “Определение условного рефлекса на лимон”)
Группа № 3, пожалуйста, объясните нам, почему эти 2 рефлекса имеют различную природу происхождения?
Инструктивная карта
Группа “Типы рефлексов” № 3
Цель: Изучить различные типы рефлексов
Задача: Указать отличие инстинкта от рефлекса
Алгоритм работы группы:
Пользуясь учебником стр. 119, 124, найдите и выпишите в тетрадь определение понятия:
- Рефлекс -...;
- Нервный импульс -...;
- Инстинкт - ...;
Приведите примеры сложного поведения насекомых, так называемых общественных животных (сооружение муравейников, “разделение труда” у муравьёв и пчёл, “танцы” пчёл, построение сот).
Вопросы:
а) Что лежит в основе этих видов деятельности?
б) Указать отличие инстинкта от рефлекса и записать определение в тетради.
- Какие бывают рефлексы? Приведите примеры.
- Обсудите полученные результаты в группе.
- Оформите мини-проект и подготовьте рассказ по своей теме
- Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амебы?
Проделаем следующий опыт. Поместим рядом на стекле каплю чистой воды и каплю воды с инфузориями. Соединим обе капли тонким водяным каналом. В каплю с инфузориями положим маленький кристаллик соли. Как вы думаете, что произойдет?
(По мере растворения соли туфельки будут переплывать в каплю с чистой водой: для инфузорий раствор соли вреден)
На этот вопрос нам поможет ответить группа № 4
Инструктивная карта
Группа “Раздражимость” №4
Цель: изучить особенности регуляции процессов жизнедеятельности одноклеточных животных и их взаимоотношений с окружающей средой Задача: Все ли живые организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов, характерна ли она для простейших?
Алгоритм работы группы:
Пользуясь учебником стр. 114, найдите и выпишите в тетрадь определения понятий
- Раздражимость -...
- Чувствительность -...
Вопрос: Все живые организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов, характерна ли она для простейших?
Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие это. Привести примеры того, что простейшие животные обладают чувствительностью.
Проделаем следующий опыт. Поместим рядом на стекле каплю чистой воды и каплю воды с инфузориями. Соединим обе капли тонким водяным каналом. В каплю с инфузориями положим маленький кристаллик соли. (Произведите видеосъёмку движения инфузории)
Зарисуйте в тетради опыт 1 и опыт 2, подпишите рисунки.
Обсудите полученные результаты в группе.
Оформите мини-проект и подготовьте рассказ по своей теме
III. Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
IV. Выступление групп. Защита мини-проектов.
V. Закрепление изученного материала – тестирование по Cлайдам 6-11
VI. Подведение итогов в группах.
Предлагается перечислить фамилии наиболее активных учащихся участвующих в проекте.
Учащиеся определяют уровень своих достижений.
Подводят итог.
Лист самооценки (Зачетный лист)
Зачетный лист
Ученика (цы) 6 класса Ф.И.________________________
____________________________
Работа над проектом_________ Тест______________
3. Итоговая оценка________
VII. Домашнее задание Cлайд 12
Тема не вызвала затруднений: выполнить задания в рабочей тетради №81 № 84 № 85;
Имеются затруднения: читать внимательно с. 114-200 до слов “Эндокринная система...”, с. 124, вопросы 1-10.
VIII. Рефлексия (Оценка эмоционального состояния учащихся на уроке)
Разноцветные тюльпаны:
- Красные - было тревожно
- Желтый - не комфортно (что-то не понял)
- Зеленый - комфорт (все понравилось)