Урок изобразительного искусства по теме «Жанры в изобразительном искусстве». 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Программе Б.М.Неменского, 4 четверть, урок №1 в теме “Человек и пространство. Пейзаж”

Цели и задачи: способствовать формированию понятий виды изобразительного искусства, жанры изобразительного искусства, познакомить учащихся с историей возникновения жанра пейзажа, воспитывать интерес и уважение к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку. Приложение 1. Слайд1.

2. Беседа по теме урока

Сегодня на уроке мы вспомним, виды изобразительного искусства, уже знакомые нам. Посмотрите на слайд и скажите, какие виды изобразительного искусства здесь представлены? (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство). Слайд 2

Аргументируйте свою точку зрения.

(Левитан “Сумерки. Стога”, художник пишет жизнь красками – это живопись.

Шишкин, эскиз к картине “Утро в сосновом лесу”. Эскиз выполнен графическими материалами, карандашом, углём с помощью линий, пятен, светотени – это графика. Скульптура – это объёмное изображение. Пьедестал памятника Петру I выполнен из гранитной скалы, а сам памятник отлит из бронзы. Вышивка – это художественное выполнение рисунка с помощью текстильных материалов – декоративно – прикладное искусство. Храм Богоявления в посёлке Красное – на – Волге – это произведение русского зодчества 1592 г. – архитектура).

Подведём итог, в зависимости от какого фактора произведения искусства можно разделить на виды? (в зависимости от того, какими художественными материалами работает мастер, и какие средства художественной выразительности он применяет).

Давайте посмотрим на следующий слайд. Слайд 3.

  • Какие из представленных здесь произведений искусства вам известны?
  • Кратко расскажите, что является главным предметом внимания художников в этих произведениях?
  • К каким жанрам изобразительного искусства их можно отнести?

(В.Серов “Девушка, освещённая солнцем” - это портрет, так как художник изображает человека. И.И.Левитан “Свежий ветер” – это пейзаж, так как художник изображает природу. На иллюстрации Е.Чарушина мы видим изображение животных и птиц, её можно отнести к анималистическому жанру. В.Ф.Стожаров в натюрморте изображает предметы русского быта, расположенные на плоскости стола. Художник Лактионов в картине “Письмо с фронта” изображает повседневную жизнь людей, это бытовой жанр. В картине “Утро стрелецкой казни” В.И.Суриков изображает исторические события.)

Подведём итог. По какому принципу произведения искусства можно разделить на жанры? (Произведения искусства можно разделить на жанры в зависимости от того, что изображает художник).

В учебнике на с.138 найдите определение понятий жанр изобразительного искусства и содержание произведения (“Понятие жанр в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать художник, называется содержанием произведения”). Какие жанры представлены на иллюстрациях на с.138, 139, 140? Аргументируйте свой ответ.

В этой четверти мы будем более подробно изучать жанр пейзажа. Давайте познакомимся с историей возникновения пейзажа как жанра изобразительного искусства. Попробуем кратко сформулировать определение пейзажа как жанра изобразительно искусства. Пейзаж – это... (пейзаж – это изображение природы). Слайд 4.

Как вы думаете, когда люди впервые начали изображать природу?

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи эпохи неолита. Первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. (Слайд 5, плато Тассилин-Аджер в Сахаре).

В искусстве античного Средиземноморья пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей патрицианских домов.

(Слайд 6, настенная роспись 1 век н.э.)

В средние века образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов. (Слайд 7, Андрей Рублёв “Троица”, 1411 год или 1425-27)

Во всемирно-культурном процессе пейзаж как живописный жанр заявил о себе, в первую очередь, как европейское искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка и их влияние на европейские художественные процессы.

(Слайд 8, Император Хуэйцзун “Журавли над дворцом” 1112)

Важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Теперь пейзаж представляется важным элементом картины. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы, написанный Леонардо да Винчи (1452—1519).

(Слайд 9, Леонардо да Винчи “Мона Лиза”)

Пейзажные произведения европейских мастеров XVII—XVIII веков — неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж.

(Слайд 10, Франсуа Буше “Пейзаж в окресностях Бове” 1740-е)

Импрессионизм, от французского  impression — впечатление.

Направление в искусстве в конце 19 — начале 20 веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Импрессионисты стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

(Слайд 11 – 12, Клод Моне “Впечатление. Восход солнца” 1872).

Этот великолепный этюд запечатлел момент превращения ночи в день: всего несколькими мазками ярко-оранжевого цвета художник сумел передать свет, дрожащий на воде. “Впечатление. Восход солнца” — именно эта картина дала название движению импрессионистов.

Импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Импрессионисты придерживались метода “пленэра”- писали на открытом воздухе. Пейзаж – любимый жанр импрессионистов и постимпрессионистов.

(Слайды 13 – 16, Клод Моне “Стога возле Живерни” 1886 г.)

Жорж-Пьер Сёрам – создатель “пуантилизма” - точечного письма.

(Слайд 17, Утренняя прогулка, Сена под Курбевуа, 1885).

Также в этом направлении работали Поль Синьяк, Анри Кросс, Люсьен Писсарро и с 1885 до 1890 один из основателей импрессионизма Камиль Писсарро.

Винсент Ван Гог - всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.

Из всех тем и жанров изобразительного искусства, затронутых Винсентом, наибольшее внимание от него досталось именно пейзажу. Винсент любил природу живой, горячей, страстной, любовью, бесконечно далекой от холодного и утилитарного отношения его современников. (Слайд 18-19, “Море в Сент – Мари”, 1888 г.)

Работы импрессионистов и постимпрессионистов явились кульминационным моментом необычайного становления пейзажного жанра в конце XIX века. Слайд 20.

3. Подведение итогов урока

Итак, сегодня на уроке мы повторили виды и жанры изобразительного искусства, познакомились с историей возникновения и развития жанра пейзажа. Что особенно вам запомнилось, что удивило, что понравилось?

В учебнике на с.140 найдите определение мотив пейзажа (сюжет пейзажа принято называть мотив). Рассмотрите иллюстрации на с.140. 141, какие мотивы здесь представлены?

Давайте попробуем ответить на вопросы в учебнике на с.141:

1) Какие жанры в изобразительном искусстве тебе известны? Подумай, какие жанры характерны для скульптуры, а какие нет и почему. А для графики?

2) На каком основании выделяются жанры в изобразительном искусстве? Как ты объяснишь разницу между тем, что изображено, и содержанием произведения?

3) Какие пейзажные мотивы ты можешь назвать?

4) На представленных репродукциях — мотив реки. Как ты воспринимаешь содержание этих картин русских художников? Как по-разному раскрывают они своё понимание красоты и величия природы?

5) Каких художников своей малой Родины ты знаешь? Назови.

4. Домашнее задание.

1) начать собирать иллюстративный и теоретический материал для проекта “Мой любимый художник – пейзажист”, используя интернет-ресурсы.

Чтобы учащимся легче было определиться, можно предложить им объединиться в небольшие группы по 2–3 человека и выбрать творчество художников из следующего списка: Сильвестр Щедрин, Фёдор Васильев, Василий Поленов, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Игорь Грабарь, Архип Куинджи, Виктор Борисов – Мусатов, Константин Юон, Аркадий Рылов, Николай Рерих, Михаил Нестеров, Павел Корин, Владимир Стожаров и др.

2) По желанию выполнить пейзаж в стиле импрессионистов

Для подготовки урока были использованы следующие ссылки в Интернете:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%E9%E7%E0%E6 (о пейзаже как жанре)
  • http://www.impressionism.ru/artists.html (импрессионисты, постимпресионисты)