Решение конфликтных ситуаций на уроке

Разделы: Школьная психологическая служба


Как правило, конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояния ученика и учителя. Процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся.

При этом снижается привлекательность тех норм и ценностей, которые защищает и которым следует учитель в конфликте. Это прежде всего – само учение как основная деятельность ученика и соответствующие учению нормы поведения: старательность, дисциплинированность, ответственность и т. д. Эти нормы полезны прежде всего школьникам, но дети, как это ни парадоксально, иногда склонны к восприятию противоположных норм. На этом парадоксе и строят свои действия школьники-нарушители порядка. Они знают, что класс их поддерживает. Поэтому ученик, участвующий в конфликте, своим поведением вводит такие отрицательные нормы, как развязность, лень, безделие. Это осуществляется при молчаливой поддержке соучеников.

Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой в связи с успешной защитой социально ценных норм и ведущих ценностей учебной деятельности школьников. Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей учителю целесообразно использовать следующие правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.

Правило 1: “Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию” Дейл Карнеги.

Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае “... не бранитесь и не раздражайтесь” (Адамецкий). Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, “величавую медлительность” и юмор педагогов в напряженных ситуациях.

Правило 2: “Задержка реакции”.

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.

“Факт незамечания” явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность вносит первые сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции – кого поддержать: учителя или ученика? Оптимальное время задержки 10-15 секунд, хотя в ситуации конфликта они воспринимаются как более длительный интервал времени в связи с ожиданием ответа учителя на вызов школьника.

Правило 3: “Перевод реакции”.

Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого нарушителя.

Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т. д.) несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы не терпящую отлагательства). В итоге “герой” конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам “замысел” борьбы.

Правило 4: “Рационализация ситуации”.

Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя резко возрастает.

Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело. Конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице – положительные нормы и ценности. Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем ученикам, в том числе и зачинщику конфликта.

Правило 5: “Парадоксальная реакция”.

Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией).

Заметим, что учитель, успешно использующий это правило, предстает в мнении школьников “сильной личностью” и приобретает авторитет на длительное время.

Приведу образец использования правил.

В 8 классе был ученик Николай С. От него доставалось не только молодым учителям, но и более опытным. Из бесед с директором школы Николай выводов не делал. Хуже всего было то, что класс все более попадал под влияние этого ученика. На одном из первых уроков этот ученик решил “прощупать” и меня.

Записывая тему на доске, я услышал с задней парты, где сидел Николай, звук, напоминающий рычание собаки. Я оторопел, но несколько секунд, не оглядываясь, продолжал записывать тему. (Правило 2 “задержка реакции”).

Затем я спокойно оглянулся: класс замер в ожидании. (Правило 1 “два возбужденных человека...).

Спокойно взглянул на часы... (“Перевод реакции”)....и сказал: “Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, может и укусить!”.

Взрыв смеха, причем смеха-одобрения. Виновник покраснел. Урок продолжался.. Ученик вел себя нормально. Улучшилась дисциплина этого ученика и на других уроках.

Рассмотрим случай успешного применения правила 5 “Парадоксальная реакция”.

Это произошло на уроке английского языка. В классе стояла тишина. Четвероклассники внимательно слушали учителя, вводившего новую лексику. И вдруг под партой Васи С. что-то зашевелилось. Все повернули головы в его сторону. Тут на середину выкатился какой-то комок. Класс захихикал. Учитель насторожился. Вася покраснел. В его глазах застыл испуг. Ребята перевели взгляд на учителя. Учитель тихонько подошел к сумке и развязал ее. Оттуда показалась мордочка котенка. Вася сжался, Класс замер. Учитель взял котенка на руки и сказал: “Какой молодец, Вася. Ведь сегодня мы будем впервые знакомиться со словом “кошка”, а я забыл картинку с изображением “котенка”.

Ребята засмеялись. Вася облегченно вздохнул. Урок продолжался, а котенок, ласково замурлыкал.

Памятка для педагогов и родителей

- Не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

- Не забывайте, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж конечно, не так, как мы взрослые.

- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ним – неверно и бесполезно.

- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

- Старайтесь, давая задания мальчикам, как в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.

- С девочками если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

- Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

- Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ошибка.

- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

- До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

- Мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчины не должен плакать.

- Девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают, потому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

- Девочки больше “вооружены” по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они боле самостоятельны.

- Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

- В мальчиках нужно развивать мужественность, выносливость, галантность, в девочках женскую мягкость и наивную теплоту души, которая так трогает сильных мужчин.

- В воспитании девочек важно уделить внимание романтическому воспитанию. Не бойтесь, что это вступит в противоречие с жизнью, которая жестче, чем в старинных романах. Романтизм удивительным образом закаляет душу. Ведь он способствует пробуждению самой женской природы.