Цель: знакомство со сказочной повестью; формировать представление о способах изображения персонажей, о сочетании реального и фантастического в сказочной повести; формировать систему читательских умений, учить давать характеристику персонажа, учить читать по ролям.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться ориентироваться в прочитанном произведении; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, выделять особенности литературной сказки; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.
Оборудование: мультимедийная доска; портрет писателя; книги; диск с фильмом.
Ход урока
1. Рассказ учителя об А.Н.Толстом, о переработке им сказки Коллоди “Пиноккио”.
“Когда я был маленький, - очень, давно, - я читал одну книжку: она называлась “Пиноккио, или Похождение деревянной куклы” (деревянная кукла по – итальянски – буратино).
Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было.
Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычную историю про этого деревянного человечка”. А.Н.Толстой.
Известен Алексей Толстой и своими произведениями для детей, и для взрослых. Писатель подготовил сборник русских сказок. Он включил в него 7 волшебных сказок и 50 сказок о животных: “Репка”, “Курочка Ряба”, “Теремок”, “Волк и козлята”, “Медведь – липовая нога”, “Царевна – лягушка”. Эти народные сказки Алексей Толстой творчески обрабатывал, или, как говорил он, “реставрировал”, сохраняя в них народный язык и стиль, переплетая волшебное с реальной жизнью.
Выставка книг.
Можно посмотреть отрывок из фильма “Приключения Буратино”.
2. С чего начинается сказочная повесть? Какое необыкновенное событие послужило завязкой сказки? (Джузеппе нашёл обычное с виду полено, которое пищало и задиралось. Карло решил сделать из него куклу).
3. Словарная разминка.
Учебник на странице 26.
Очаг – устройство для разведения и поддержания огня, печь.
Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева.
Шарманка – небольшой переносной механический органчик в виде ящика с ручкой. Ручку крутили, при этом шарманка играла одни и те же мелодии.
Сверчок – насекомое, которое любит тепло, и в зимнее время перебирается вдоль брёвен поближе к огню. Здесь он “трещит” - монотонно, как кукушка. Звуки он производит не ртом, а трением крылышек. В дикой природе сверчок обитает в пустынях Евразии, однако, сопровождая человека, расселился по всему миру. Именно про него сложена поговорка “Всяк сверчок знай свой шесток”.
4. Чтение и анализ текста.
“Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино” и будем отмечать по ходу чтения, какие новые черты появляются в характере Буратино:
- Имя, которое даёт кукле Карло, должно обеспечить весёлую и беспечную жизнь.
- Глаза Буратино сами раскрылись, нос остался длинным – это говорит о его любопытстве.
- Рот сразу принялся хохотать, язык высунулся, Буратино стал колотить Карло по лысине, щипаться и щекотаться – он весёлый, насмешливый, задира и баловник.
- Едва встав на ноги, Буратино убегает, ловко увёртывается от полицейского, притворяется мёртвым – он непоседливый, ловкий и хитрый плутишка.
- Из-за него Карло попадает в полицию – он неблагодарный.
5. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
6. Читаем начало следующей главы на странице 30.
До встречи со Сверчком.
- Почему автор дважды повторяет слова, говоря о мыслях Буратино: “Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые”?
- О какой черте характера Буратино это говорит? (он глупый и легкомысленный).
- Осуждает ли его автор? Почему? (не осуждает, ведь Буратино “ шёл всего первый день от рождения”).
Характер Буратино нам почти ясен, а каков характер Сверчка?
Читаем главу “Говорящий Сверчок даёт Буратино мудрый совет”. Учебник на странице 30.Ученики читают текст про себя, чтение по ролям.
- Какой здесь Буратино? Самонадеянный, неблагодарный.
7. Итог урока.
- Расскажите, как Буратино появился на свет. Начать можно так: “Старый шарманщик Карло получил в подарок удивительное говорящее полено...”
- Прочитай, что делал Буратино, когда встал на ноги.
- Как относился папа Карло к Буратино?
- Какие качества Буратино проявились в его отношении к папе Карло и сверчку? Выбери подходящие слова: резвость, весёлость, доброта, честность, лживость, легкомыслие, жестокость, находчивость. Объясни свой выбор.
- Кто автор сказки?
8. Домашнее задание.
- Назови других героев этой сказки. Нарисуй одного из них и объясни, почему выбрал именно его.
Литература.
1. Э.Э.Кац “Литературное чтение” 2 класс, часть 2-ая. Издательство “Астрель” Москва, 2009 год. “Планета знаний”.
2. Методические рекомендации к учебнику “Литературное чтение”, 2 класс. Э.Э.Кац. Издательство “Астрель”, Москва, 2005 год. “Планета знаний”.
3. Интернет-ресурс.
4. Энциклопедия, том 3. “Что такое. Кто такой”. Издательство “Педагогика-Пресс” Москва, 1994 год.