Мастер-класс по теме «Системно-деятельностный подход в обучении обществознанию на примере урока "Человек и его деятельность"»

Разделы: Общепедагогические технологии


Вашему вниманию предлагается мастер-класс по теме: “Реализация системно-деятельностного подхода в обучении обществознания на примере урока “ Человек и его деятельность” (Слайд 1,2)

Цели:

  • Продемонстрировать участникам мастер - класса использование активных методов обучения при реализации системно-деятельностного подхода на уроках обществознания.
  • Показать способы познания в решении учебных задач как конечной цели учения; возможность формирования личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.

Презентация педагогического опыта

Основной целью стратегии модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое будет соответствовать социально-экономической ситуации в России, а также основным направлениям мирового развития. Одним из ключевых факторов успеха является деятельность профессионального и информационно компетентного учителя, опирающаяся на знание человеческой природы, использование инновационных методов и подходов в обучении, научно-исследовательскую деятельность, ответственность и инициативу, способность адаптироваться к быстро меняющейся мире. Поэтому в основе моей педагогической деятельности лежит подход системно-деятельностного обучения. На протяжении 7 лет работаю над темой “Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания”. (Слайд 3)

Ведущая идея технологии:

педагогика сотрудничества, в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. (слайд 4,5). Мы знаем известную притчу (Слайд 6) т.е. научить ребёнка учиться.

Компоненты овладения знаниями при СДП: (Слайд 7)

  • Восприятие информации
  • Анализ полученной информации
  • Запоминание (создание образа)
  • Самооценка

Структура урока при СДП (Слайд 8, 9)

  • Мотивация к учебной деятельности.
  • “Открытие” нового знания.
  • Первичное закрепление.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • Включение в систему знаний и повторение.
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

В своей педагогической деятельности я не отказываюсь от использования традиционных методик, также и элементов современных педагогических технологий:

- развивающего обучения Элъконина и Давыдова

- проблемного обучения Дьюи, Кудрявцева, Махмутова

- проектного обучения

- интегративного обучения

- информационно-коммуникативные

Современные педагогические технологии, как фундамент, лежат в основе построения современного образовательного процесса.

Использование элементов современных педагогических технологий осуществляется через реализацию системно - деятельностного подхода в обучении. (Слайд 10, 11,12)

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Введение деятельностного подхода в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой, а именно, всестороннее развитие личности обучающихся, формирование, закрепление, углубление знаний. СДП в обучении влияет на развитие творческого мышления учащихся, оно способствует систематизации, активизации учебно-познавательной деятельности. (Слайд 13)

Такие учащиеся успешно участвуют конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня, где занимают призовые места. (Слайд 14)

IIредставление системы учебного занятия и проведение имитационной игры.

Итак, тема  занятия “Человек и его деятельность”, которое является фрагментом урока по обществознанию в 6 классе.

Цели  работы:  (не проговариваются) разъяснить общие представления о многообразии видов деятельности, познакомить с некоторыми классификациями деятельности; развивать умение структурировать виды деятельности; и применять знания в процессе их конкретизации при решении проблемных задач; способствовать актуализации необходимых знаний и умений, их совершенствованию путём самоопределения в выборе учебных заданий.

Я прошу своих коллег разбиться на группы.

1. Мотивация к учебной деятельности

Послушайте притчу.

“На строительстве Сартрского собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают.

Один ответил: “Камни ношу”. ( труд- принудиловка, рабство)

Другой сказал: “Деньги зарабатываю, чтоб было на что жить”.

(Труд как средство существования).

А третий воскликнул восторженно: “Мы стоим собор ! ”

(Труд – радость служения великой цели).

А теперь обратимся к реальности. Вы все ходите в школу. Но один за знаниями, чтобы совершенствовать себя, другие за общением, чтобы встретиться с коллегами, третьи - чтобы, как в притче зарабатывать, чтобы было на что жить.

А как вы? Какой мотив у вас преобладает?

(ответы учителей, интерес, деятельность и т.д.)

Тема нашего занятия “ Человек и его деятельность”(Презентация слайд 1.)

2. Формирование новых понятий и способов действий. “Открытие” нового знания.

Учитель: Какие вопросы возникают у вас при сочетании этих слов? От какого слова происходит слово деятельность? (определение целей урока)

Учитель предлагает каждой группе наполнить “корзину идей”(1) своими идеями о деятельности человека, сформулировать, что такое деятельность? Какие ключевые слова, должны характеризовать понятие деятельность?

Учитель: Итак, деятельность – это форма активности, направленная на достижение цели.

Или на преобразование окружающего мира.

Или познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.

1. Задание группам: Используя текст параграфа 5 стр. 49,

  • Первая группа - заполнить таблицу: сравнить деятельность человека и животного (приложение 1) (2)
  • Вторая группа – выстроить структуру деятельности, в виде логической цепочки.

Вывод: в притче и в ваших ответах присутствует “ цель, интерес и деятельность”

Как сказал русский публицист В.Г.Белинский: “ Без цели нет деятельности, без интереса нет цели, а без деятельности нет жизни”.

Первичное закрепление.

Учитель: существует несколько классификаций видов деятельности.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

2. Задание группам: Вам даны разные источники, определите, о каких видах деятельности говорится в них, найдите ключевые слова, характеризующие данный вид деятельности? Первая группа – стих о творчестве; картина стр. 52 (о трудовой деятельности)

Вторая группа – стих о игре и песня об учении. (Приложение 2) (3)

- Работа с заданиями на слайдах № 2,3,4,5,6,7,

Включение в систему знаний и повторение.

3атем участники мастер-класса выполняют задание: составить спайдограмму по теме “ Человек и его деятельность”. ( Слайд № 10).

Спайдограмма - графическое изображение в виде паутины, объединяющая всю информацию по теме урока.

Учитель: (4) Перед Вами все 20 минут эпиграф Сократа. Как глубоко содержание нашего занятия отражает эпиграф? Сформулируйте вывод.

“Научиться играть на флейте можно только играя самому”

(ответ: “ Научится играть на флейте можно только играя самому” точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он активно усваивает новые знания включаясь в самостоятельную учебно – познавательную деятельность).

3. Рефлексия. Слайд 11.

Учитель: Оцените по десятибалльной системе всю работу группы на уроке с трёх позиций: ( приём паучок) Приложение №3 (5)

  • Я (личный вклад собственного труда)
  • Мы (работа всей группы)
  • Дело (степень новизны темы)

1. На этапе актуализации

- приём новизны ( в содержание учебного материала включаю интересный рассказ (притча)); осознанное вхождение обучаемого в пространство учебной деятельности на уроке.

2. На этапе усвоения изучаемого материала:

- создание проблемной ситуации, выдвижение проблемного вопроса;

- беседа в ходе обсуждения спорного вопроса в группе; “корзина идей”,

- исследовательский приём (заполнение таблицы и на основе анализа текстов обучающиеся должны самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод).

- приём моделирования;

- приём схематизации;

Что даёт работа в группе:

- участники группы должны обсудить задачу, наметить пути решения и представить результат;

- формируется умение работать сообща;

- развиваются умения не только говорить, но и слушать;

- повышается уровень осмысления учебного материала;

- формируется позитивное отношение к изучению предмета;

- формируется убеждение в ценности взаимопомощи;

- повышается уровень самооценки и коммуникационной компетенции обучающихся.

3. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности.

Уважаемые коллеги! Мы приступаем к следующему этапу мастер-класса.

Моделирование.

1. Используя системно-деятельностный подход, предложите вариант использования материала мастер-класса на уроке обществознания по теме “Потребности”.

Предлагаю построить урок по алгоритму (Приложение 4) (6 и 7)

Мотивация к учебной деятельности “Открытие” нового знания Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия
           

Благодарю вас, уважаемые коллеги!

Рефлексия

Приём “Неиспорченный телефон”. Представьте себе, что у вас есть возможность поделиться со своей подругой или с кем-то из близких о проведенном мастер-классе. Выберите понравившееся начало незаконченного предложения и ответьте.

  • Сегодня я узнала, что ...
  • Мне понравился приём ...
  • Этот приём я возьму на вооружение ...
  • Могу предложить ...
  • Хочу пожелать ...

Всех благодарю за работу. Спасибо за внимание!

По вопросу приложений обращайтесь к автору стаьи.