Цели:
- Образовательные: Создание условий для обобщения и систематизации знаний по данной теме.
- Развивающие: Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в работе с информационными источниками (заданиями слайдов). Формировать способности и готовность использовать приобретенные знания и умения в окружающей среде.
- Воспитательные: Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, понимание важности знаний о растениях. Воспитывать уважительное отношение к учёным.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать: основные вопросы царства растений
- Уметь: выполнять интеллектуальные задания, обсуждать проблемные вопросы; анализировать, обобщать, владеть терминологией.
Личностные: умение проводить рефлексию
Метапредметные:
Личностные УУД: Умение управлять своей познавательной деятельностью. Воспитание интереса к науке.
Регулятивные УУД: Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами в группе. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, выступать.
Познавательные УУД: Умение решать интеллектуальные задания.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация - игра “Кругозор”, лист “Рефлексия” для каждого ученика.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Сообщение правил игры.
- Игровые действия.
- Итог игры, подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1.
После взаимного приветствия, учитель с учащимися в ходе беседы определяют цель и задачи урока.
2. Сообщение правил игры. Слайд 2.
Правила игры:
В игре принимают участие несколько команд (или игроков, тогда остальные дети - это группы поддержки). Выбор капитанов, название команд. Осуществляется коллективный выбор вопроса. Вопрос зачитывается, даётся минута на обсуждение внутри группы. В конце игры капитан совместно с командой оценивает участие каждого.
Экран разбит на 5 секторов по определённым темам. Каждая тема включает 6 вопросов. Команда выбирает любой номер сектора и по гиперссылке переходит на слайд вопроса.
За каждый правильный ответ команда получает баллы и право выбрать следующий вопрос. Команда делает второй выбор, и даже если отвечает правильно, ход переходит следующей команде. Это необходимо для того, чтобы как можно большее количество учащихся приняло участие в игре
Цитология | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Ботаника | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Семейства | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Легенды | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Великие учёные | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Слайд 3.
* На слайде “Ответ верный” названия 5 секторов, кликнув по нужному сектору, увидите изображение правильного ответа.
* Для удобного пользования презентацией в заметках слайда дан краткий правильный ответ
- При неправильном ответе команды баллы вычитаются, и право ответа переходит другой команде.
- Чтобы вернуться на главный слайд, необходимо кликнуть на текст “Продолжить игру”.
- Учителю необходим помощник для фиксирования и подсчёта баллов.
- Правила игры можно придумать вместе с детьми, дополнить, изменить.
3. Игровые действия, фиксация результатов на табло (доска)
Содержание:
Слайды 4-9: Ответ верный “+10”, “+20”, “+30”, “+40”, “+50”, “+60”
Слайды 10-15: Ошибка “-10”, “-20”, “-30”, “-40”, “-50”, “-60”
Первый сектор: Цитология.
Слайд 16. Вопрос на 10 баллов. Сколько основных частей в клетке:
- 12
- 6
- 3
Слайд 17. Вопрос на 20 баллов. Цитология – это наука:
- О растениях
- О клетках
- О животных
Слайд 18. Вопрос на 30 баллов. Какой органоид хранит наследственную информацию:
- Митохондрия
- Рибосома
- Ядро
Слайд 19. Вопрос на 40 баллов. Какой органоид содержит клеточный сок:
- Рибосома
- Вакуоль
- Митохондрия
Слайд 20. Вопрос на 50 баллов. Как называются зелёные пластиды:
- Лейкопласты
- Хромопласты
- Хлоропласты
Слайд 21. Вопрос на 60 баллов. Какой органоид обеспечивает клетку энергией:
- Митохондрия
- Рибосома
- Вакуоль
Второй сектор: Ботаника.
Слайд 22. Вопрос на 10 баллов. У какого растения самый длинный стебель:
- Сибирская сосна
- Ротанговая пальма
- Раффлезия Арнольди
Слайд 23. Вопрос на 20 баллов. У какого дерева самые крупные семена:
- У сейшельской пальмы
- У финиковой пальмы
- У баобаба
Слайд 24. Вопрос на 30 баллов. Какое растение не является цветковым:
- Подорожник большой
- Вельвичия удивительная
- Пустырник пятилопастный
Слайд 25. Вопрос на 40 баллов. Растение из Красной Книги:
- Земляника зелёная
- Берёза пушистая
- Астрагал кунгурский
Слайд 26. Вопрос на 50 баллов. Какие растения самые высокие:
- Ель, сосна
- Кедр, пихта
- Эвкалипт, секвойя
Слайд 27. Вопрос на 60 баллов. Кедровые “орешки” - это семена:
- Сосны сибирской
- Сосны обыкновенной
- Сосны Ламберта
Третий сектор: Семейства.
Слайд 28. Вопрос на 10 баллов. Для растений семейства сложноцветные характерно соцветие:
- Метёлка
- Корзинка
- Головка
Слайд 29. Вопрос на 20 баллов. Ядовитое растение семейства Паслёновые:
- Белена чёрная
- Петуния гибридная
- Баклажан обыкновенный
Слайд 30. Вопрос на 30 баллов. К семейству Лилейные относится:
- Капуста белокочанная
- Рябчик шахматный
Тростник сахарный
Слайд 31. Вопрос на 40 баллов. Георгина – это растение семейства:
- Розоцветные
- Лилейные
- Сложноцветные
Слайд 32. Вопрос на 50 баллов. Плод ягода – характерный признак растений семейства:
- Паслёновые
- Розоцветные
- Бобовые
Слайд 33. Вопрос на 60 баллов. Симбиоз с азотфиксирующими бактериями характерен для растений семейства:
- Злаковые
- Крестоцветные
- Мотыльковые
Четвёртый сектор: Легенды.
Слайд 34. Вопрос на 10 баллов. Название этого растения переводится как “звезда”:
- Лилия
- Ромашка
- Астра
Слайд 35. Вопрос на 20 баллов. Богиня Флора создала в честь подвига Геракла цветок, напоминающий окровавленную пасть – это:
- Львиный зев
- Зуб пантеры
- Гусиный лук
Слайд 36. Вопрос на 30 баллов. Многие наружные лепестки роз имеют розоватый оттенок, согласно персидскому сказанию - это капельки крови:
- Лебедя
- Жаворонка
- Соловья
Слайд 37. Вопрос на 40 баллов. Чудесные белые цветы, образовались из капель молока богини Геры – это:
- Георгины
- Лилии
- Ландыши
Слайд 38. Вопрос на 50 баллов. За одну луковицу этого растения один чудак отдал 24 четверти пшеницы, 8 четвертей ржи, 4 быка, 6 свиней, 12 овец, 2 бочонка масла, 4 пуда сыра, связку платьев, серебряный кубок:
- Амарилисс
- Тюльпан
- Нарцисс
Слайд 39. Вопрос на 60 баллов. Богиня Диана
обвинила в неудачной охоте весело играющего на
свирели пастушка и вырвала у него глаза. После
этого пришла в ужас и решила увековечить эти
жалобно смотрящие на неё глаза. О каком растении
идёт речь:
Пятый сектор: Великие учёные.
Слайд 40. Вопрос на 10 баллов. “Отец” ботаники:
- Теофраст
- К. Линней
- К. А. Тимирязев
Слайд 41. Вопрос на 20 баллов. “Отец” систематики:
- К. Линней
- К. А. Тимирязев
- Ч. Дарвин
Слайд 42. Вопрос на 30 баллов. Процессы фотосинтеза изучал:
- Н. М. Верзилин
- К. А. Тимирязев
- Н. И. Вавилов
Слайд 43. Вопрос на 40 баллов. Учёный, педагог,
писатель – автор книг “Путешествие с домашними
растениями”, “По следам Робинзона” – это:
Н. И. Вавилов
Слайд 44. Вопрос на 50 баллов. Селекционер, автор учения о центрах происхождения культурных растений:
- К. Линней
- К. А. Тимирязев
- Н. И. Вавилов
Слайд 45. Вопрос на 60 баллов. Какой учёный ввёл термин “биология”:
- К. Линней
- Ж. Б. Ламарк
- Теофраст
Слайд 46. Подводится итог игры, определяется команда - победитель.
Слайд 47. Творческое домашнее задание на выбор:
- Синквейн “Царство Растений”
- Рассказ - презентация “Самая интересная книга о растениях”.
- Сказка “Путешествие в страну Ботанику”
- Кроссворд “Самые интересные растения”
- Викторина для одноклассников “Царство Растений”
- Стихотворение о красоте родной природы
Слайд 48. Рефлексия: Оценивается работа каждого учащегося внутри команды.
“Выберите в каждом пункте и подчеркните то, что вы делали на уроке”
1.Я на уроке: слушал, дополнял, исправлял, помогал, закрепил знания.
2.Я в группе: выступал, помогал, выдвигал идею, обсуждал, учился работать в группе.
3.Мы на уроке: работали, дополняли, делали выводы, выступали.
4.Мы в группе: обсуждали, анализировали, выбирали, слушали друг друга.
5.Оцени свою работу в группе (подчеркни оценку): 5,4,3
6.Оцени работу группы (подчеркни оценку): 5,4,3
Слайд 49. Благодарим за сотрудничество! Всем успехов, любознательности!
Слайд 50. Ресурсы:
- Плахов И. А. Биологические игры. Растения. Грибы. Лишайник. 6 класс.: метод. Пособие/ И. А. Плахов. – М.: ВЛАДОС, 2005.
- Пономарёва И. Н.,Корнилова О.А., Кучменко В. С. Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учрежд / Под редакцией проф. И. Н. Пономарёвой.- М.: Вентана - Граф, 2013.
- http://biology623.blogspot.ru/2011/11/blog-post_22.html - хлоропласты
- http://commons.wikimedia.org//wiki/ -белена чёрная, Вавилов, вельвичия, гвоздика, георгин, каламус, кедровые орешки, Ламарк, лилия, Линней, мамонтово дерево, плоды сейшельской пальмы, рябчик шахматный, симбиоз, соловей, Теофраст, Тимирязев, тюльпан, плод ягода
- http://lekci.ru/docs/index-119542.html- соцветие корзинка
- http://liubavyshka.ru/photo - смайлики.
- http://otkrytkabest.ru/photo/347-0-24950 - астра
- http://read.ru/author/20728 - Верзилин
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-323597.html - митохондрия
- http://test.henrik-viebrock.de/ocw/vacuole-cell - вакуоль
- http://www.sc109.ru/content/distant/bio/6.html - растительная клетка
- zapoved.ru›Красная Книга›346/Астрагал-кунгурский