Игра-презентация «Кругозор». Игра-обобщение по курсу ботаники для учащихся 6–7-х классов

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • Образовательные: Создание условий для обобщения и систематизации знаний по данной теме.
  • Развивающие: Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в работе с информационными источниками (заданиями слайдов). Формировать способности и готовность использовать приобретенные знания и умения в окружающей среде.
  • Воспитательные:  Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, понимание важности знаний о растениях. Воспитывать уважительное отношение к учёным.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: основные вопросы царства растений
  • Уметь: выполнять интеллектуальные задания, обсуждать проблемные вопросы; анализировать, обобщать, владеть терминологией.

Личностные: умение проводить рефлексию

Метапредметные:

Личностные УУД: Умение управлять своей познавательной деятельностью. Воспитание интереса к науке.

 Регулятивные УУД: Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами в группе. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, выступать.

Познавательные УУД: Умение решать интеллектуальные задания.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация - игра “Кругозор”, лист “Рефлексия” для каждого ученика.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение правил игры.
  3. Игровые действия.
  4. Итог игры, подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.
  6. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1.

После взаимного приветствия, учитель с учащимися в ходе беседы определяют цель и задачи урока.

2. Сообщение правил игры. Слайд 2.

Правила игры:

В игре принимают участие несколько команд (или игроков, тогда остальные дети - это группы поддержки). Выбор капитанов, название команд. Осуществляется коллективный выбор вопроса. Вопрос зачитывается, даётся минута на обсуждение внутри группы. В конце игры капитан совместно с командой оценивает участие каждого.

Экран разбит на 5 секторов по определённым темам. Каждая тема включает 6 вопросов. Команда выбирает любой номер сектора и по гиперссылке переходит на слайд вопроса.

За каждый правильный ответ команда получает баллы и право выбрать следующий вопрос. Команда делает второй выбор, и даже если отвечает правильно, ход переходит следующей команде. Это необходимо для того, чтобы как можно большее количество учащихся приняло участие в игре

Цитология 10 20 30 40 50 60
Ботаника 10 20 30 40 50 60
Семейства 10 20 30 40 50 60
Легенды 10 20 30 40 50 60
Великие учёные 10 20 30 40 50 60

Слайд 3.

* На слайде “Ответ верный” названия 5 секторов, кликнув по нужному сектору, увидите изображение правильного ответа.

* Для удобного пользования презентацией в заметках слайда дан краткий правильный ответ

  • При неправильном ответе команды баллы вычитаются, и право ответа переходит другой команде.
  • Чтобы вернуться на главный слайд, необходимо кликнуть на текст “Продолжить игру”.
  • Учителю необходим помощник для фиксирования и подсчёта баллов.
  • Правила игры можно придумать вместе с детьми, дополнить, изменить.

3. Игровые действия, фиксация результатов на табло (доска)

Содержание:

Слайды 4-9: Ответ верный “+10”, “+20”, “+30”, “+40”, “+50”, “+60”

Слайды 10-15: Ошибка “-10”, “-20”, “-30”, “-40”, “-50”, “-60”

Первый сектор: Цитология.

Слайд 16. Вопрос на 10 баллов. Сколько основных частей в клетке:

  1. 12
  2. 6
  3. 3

Слайд 17. Вопрос на 20 баллов. Цитология – это наука:

  1. О растениях
  2. О клетках
  3. О животных

Слайд 18. Вопрос на 30 баллов. Какой органоид хранит наследственную информацию:

  1. Митохондрия
  2. Рибосома
  3. Ядро

Слайд 19. Вопрос на 40 баллов. Какой органоид содержит клеточный сок:

  1. Рибосома
  2. Вакуоль
  3. Митохондрия

Слайд 20. Вопрос на 50 баллов. Как называются зелёные пластиды:

  1. Лейкопласты
  2. Хромопласты
  3. Хлоропласты

Слайд 21. Вопрос на 60 баллов. Какой органоид обеспечивает клетку энергией:

  1. Митохондрия
  2. Рибосома
  3. Вакуоль

Второй сектор: Ботаника.

Слайд 22. Вопрос на 10 баллов. У какого растения самый длинный стебель:

  1. Сибирская сосна
  2. Ротанговая пальма
  3. Раффлезия Арнольди

Слайд 23. Вопрос на 20 баллов. У какого дерева самые крупные семена:

  1. У сейшельской пальмы
  2. У финиковой пальмы
  3. У баобаба

Слайд 24. Вопрос на 30 баллов. Какое растение не является цветковым:

  1. Подорожник большой
  2. Вельвичия удивительная
  3. Пустырник пятилопастный

Слайд 25. Вопрос на 40 баллов. Растение из Красной Книги:

  1. Земляника зелёная
  2. Берёза пушистая
  3. Астрагал кунгурский

Слайд 26. Вопрос на 50 баллов. Какие растения самые высокие:

  1. Ель, сосна
  2. Кедр, пихта
  3. Эвкалипт, секвойя

Слайд 27. Вопрос на 60 баллов. Кедровые “орешки” - это семена:

  1. Сосны сибирской
  2. Сосны обыкновенной
  3. Сосны Ламберта

Третий сектор: Семейства.

Слайд 28. Вопрос на 10 баллов. Для растений семейства сложноцветные характерно соцветие:

  1. Метёлка
  2. Корзинка
  3. Головка

Слайд 29. Вопрос на 20 баллов. Ядовитое растение семейства Паслёновые:

  1. Белена чёрная
  2. Петуния гибридная
  3. Баклажан обыкновенный

Слайд 30. Вопрос на 30 баллов. К семейству Лилейные относится:

  1. Капуста белокочанная
  2. Рябчик шахматный

Тростник сахарный

Слайд 31. Вопрос на 40 баллов. Георгина – это растение семейства:

  1. Розоцветные
  2. Лилейные
  3. Сложноцветные

Слайд 32. Вопрос на 50 баллов. Плод ягода – характерный признак растений семейства:

  1. Паслёновые
  2. Розоцветные
  3. Бобовые

Слайд 33. Вопрос на 60 баллов. Симбиоз с азотфиксирующими бактериями характерен для растений семейства:

  1. Злаковые
  2. Крестоцветные
  3. Мотыльковые

Четвёртый сектор: Легенды.

Слайд 34. Вопрос на 10 баллов. Название этого растения переводится как “звезда”:

  1. Лилия
  2. Ромашка
  3. Астра

Слайд 35. Вопрос на 20 баллов. Богиня Флора создала в честь подвига Геракла цветок, напоминающий окровавленную пасть – это:

  1. Львиный зев
  2. Зуб пантеры
  3. Гусиный лук

Слайд 36. Вопрос на 30 баллов. Многие наружные лепестки роз имеют розоватый оттенок, согласно персидскому сказанию - это капельки крови:

  1. Лебедя
  2. Жаворонка
  3. Соловья

Слайд 37. Вопрос на 40 баллов. Чудесные белые цветы, образовались из капель молока богини Геры – это:

  1. Георгины
  2. Лилии
  3. Ландыши

Слайд 38. Вопрос на 50 баллов. За одну луковицу этого растения один чудак отдал 24 четверти пшеницы, 8 четвертей ржи, 4 быка, 6 свиней, 12 овец, 2 бочонка масла, 4 пуда сыра, связку платьев, серебряный кубок:

  1. Амарилисс
  2. Тюльпан
  3. Нарцисс

Слайд 39. Вопрос на 60 баллов. Богиня Диана обвинила в неудачной охоте весело играющего на свирели пастушка и вырвала у него глаза. После этого пришла в ужас и решила увековечить эти жалобно смотрящие на неё глаза. О каком растении идёт речь:

  1. Гвоздика
  2. Георгина
  3. Незабудка

Пятый сектор: Великие учёные.

Слайд 40. Вопрос на 10 баллов. “Отец” ботаники:

  1. Теофраст
  2. К. Линней
  3. К. А. Тимирязев

Слайд 41. Вопрос на 20 баллов. “Отец” систематики:

  1. К. Линней
  2. К. А. Тимирязев
  3. Ч. Дарвин

Слайд 42. Вопрос на 30 баллов. Процессы фотосинтеза изучал:

  1. Н. М. Верзилин
  2. К. А. Тимирязев
  3. Н. И. Вавилов

Слайд 43. Вопрос на 40 баллов. Учёный, педагог, писатель – автор книг “Путешествие с домашними растениями”, “По следам Робинзона” – это:

  1. Н. М. Верзилин
  2. Н. И. Вавилов
  3. К. А. Тимирязев

Слайд 44. Вопрос на 50 баллов. Селекционер, автор учения о центрах происхождения культурных растений:

  1. К. Линней
  2. К. А. Тимирязев
  3. Н. И. Вавилов

Слайд 45. Вопрос на 60 баллов. Какой учёный ввёл термин “биология”:

  1. К. Линней
  2. Ж. Б. Ламарк
  3. Теофраст

Слайд 46. Подводится итог игры, определяется команда - победитель.

Слайд 47. Творческое домашнее задание на выбор:

  • Синквейн “Царство Растений”
  • Рассказ - презентация “Самая интересная книга о растениях”.
  • Сказка “Путешествие в страну Ботанику”
  • Кроссворд “Самые интересные растения”
  • Викторина для одноклассников “Царство Растений”
  • Стихотворение о красоте родной природы

Слайд 48. Рефлексия: Оценивается работа каждого учащегося внутри команды.

Выберите в каждом пункте и подчеркните то, что вы делали на уроке

1.Я на уроке: слушал, дополнял, исправлял, помогал, закрепил знания.

2.Я в группе: выступал, помогал, выдвигал идею, обсуждал, учился работать в группе.

3.Мы на уроке: работали, дополняли, делали выводы, выступали.

4.Мы в группе: обсуждали, анализировали, выбирали, слушали друг друга.

5.Оцени свою работу в группе (подчеркни оценку): 5,4,3

6.Оцени работу группы (подчеркни оценку): 5,4,3

Слайд 49. Благодарим за сотрудничество! Всем успехов, любознательности!

Слайд 50. Ресурсы:

  1. Плахов И. А. Биологические игры. Растения. Грибы. Лишайник. 6 класс.: метод. Пособие/ И. А. Плахов. – М.: ВЛАДОС, 2005.
  2. Пономарёва И. Н.,Корнилова О.А., Кучменко В. С. Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учрежд / Под редакцией проф. И. Н. Пономарёвой.- М.: Вентана - Граф, 2013.
  3. http://biology623.blogspot.ru/2011/11/blog-post_22.html - хлоропласты
  4. http://commons.wikimedia.org//wiki/ -белена чёрная, Вавилов, вельвичия, гвоздика, георгин, каламус, кедровые орешки, Ламарк, лилия, Линней, мамонтово дерево, плоды сейшельской пальмы, рябчик шахматный, симбиоз, соловей, Теофраст, Тимирязев, тюльпан, плод ягода
  5. http://lekci.ru/docs/index-119542.html- соцветие корзинка
  6. http://liubavyshka.ru/photo - смайлики.
  7. http://otkrytkabest.ru/photo/347-0-24950 - астра
  8. http://read.ru/author/20728 - Верзилин
  9. http://rudocs.exdat.com/docs/index-323597.html - митохондрия
  10. http://test.henrik-viebrock.de/ocw/vacuole-cell - вакуоль
  11. http://www.sc109.ru/content/distant/bio/6.html - растительная клетка
  12. zapoved.ruКрасная Книга346/Астрагал-кунгурский