Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (70 МБ)


Цели и задачи:

Образовательные

  • Познакомить учащихся с поэтическими и музыкальными произведениями.
  • Учить приемам наблюдения над текстом и осознанного выразительного чтения.

Воспитательные

  • Показать красоту и емкость слова и музыки.
  • Раскрыть единство различных видов искусства.

Развивающие

  • Совершенствовать и расширять метапредметные компетенции учащихся.
  • Познакомить с терминами “литературный образ” и “музыкальный образ”.

Дидактические задачи:

  • помочь осознанию роли и значения слова как главного средства создания художественного образа и музыкального;
  • способствовать расширению читательского опыта учащихся;
  • воспитать через эмоциональное восприятие литературного и музыкального произведений эстетический вкус у учащихся;
  • развить навык работы со словом в его фонетическом и семантическом богатстве.

Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, тексты стихотворений, аудиозаписи, тетради.

Методические приемы: беседа с классом, работа учащихся в группах, исследование текста, выразительное чтение, слушание музыкальных фрагментов, комментарии учителя.
Опорные понятия урок: лирика, эпитеты, метафора, авторское видение, настроение лирического произведения, музыкальный образ.

Слово учителя: Музыка и литература переплетены так крепко, что представить одно без другого просто невозможно. Произносим имя Александра Пушкина и рядом всегда музыка Петра Ильича Чайковского. Когда читаем стихи, то обязательно используем термины, которые нам знакомы по урокам музыки: созвучие, гармония, интонация ...

“Описывать — дело живописи, поэзия также может себя считать в этом отношении счастливой по сравнению с музыкой, ее область не так ограничена, как моя. Но зато моя простирается гораздо дальше в иные сферы, и на мои владения не так-то легко посягнуть. Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия.  Музыка должна высекать огонь из души человеческой.  Музыка - народная потребность”. Людвиг Ван Бетховен. Давайте послушаем музыку П. И. Чайковского и познакомимся с теми стихами, которые нам предстоит сегодня анализировать.

Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает своё задание.

Тексты стихотворений после просмотра презентации выводятся на доску.

Александр Блок Алесь Звонак
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

Мир ярких звуков, трепетных созвучий,
Ты, к сожаленью, не подвластен мне,
Но слух твоей мелодией зовущей
Заворожен в звенящей тишине...

Пусть не дано мне гроз и грез
Будить полетом пальцев вдохновенных,
Чтоб им внимали, не стирая слез,-
Зато всем сердцем, каждой нитью нерва,

Накалом чувств, дыханье затая,
В напеве ветра, в шуме старой вербы,
В ликующих раскатах соловья
Тебя я слышу, принимаю, верю, — Мелодия земного бытия!

Беседа с классом.

1 группа.

• Если бы авторы не включили бы в свои стихотворения слово “музыка”, то по каким признакам вы бы поняли, что они описывают?

• Какой образ создает каждый из авторов?

• Каково настроение этих стихотворений? Что его создаёт?

Настроение -

Полюбил красоту

мечта поет

веет прекрасным

Слух заворожен

дыханье затая

принимаю, верю

2 группа - Можно ли понять по тексту отношение к музыке? Как нам помогают в этом сами авторы?

- Найдите, какие слова используют авторы, чтобы создать образ музыки?

- Глаголы меняют свою форму. Почему?

- Что делает стихотворения торжественными, но нисколько не трагичными.

- А как в стихотворениях поэтов музыка “звучит”?

3 группа Прочитайте еще раз стихи и выделите в них средства художественной изобразительности. Назовите слова, которые помогают поэтам, словно художнику, создать яркую картину?

• Внимательно прочитайте стихотворения и выделите в них звуковые средства художественной изобразительности.

• Найдите в произведениях другие средства изобразительности.

• Каковы особенности звуковой организации каждой части стихотворений?

4 группа

• Какие образы встречаются в каждом из приведенных стихотворений?

• Какой из лирических героев более открыт для мира, а какой более замкнут?

• Что необходимо знать, чтобы “искусство раздвинуло рамки обыденного, первичного восприятия?

Вывод (записать в тетради)

“Поэзия – высокий род искусства, по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Истинный поэт влагает в своё слово нераздельно с его внутренним смыслом и музыкальные звуки, и краски, и пластические формы” В.Соловьёв.

Домашнее задание. Написать сочинение “Тот, у кого нет музыки в душе, того не тронут сладкие созвучья...” (В.Шекспир)

Два стихотворения – два взгляда на музыку, два неповторимых героя. С каким героем интереснее? Какой из героев ближе и понятнее? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. А что для нас с вами музыка? Мир грез или реальность? Она уводит от проблем или сопровождает и даёт силы? Вслед за Платоном хочется воскликнуть: Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.”