Цель: автоматизировать звук [Л] в слогах, словах.
Задачи:
- Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [Л].
- Продолжать учить, правильно произносить звук [Л] в слогах и словах.
- Закреплять произношение звука [Л] в словах различного слогового состава.
- Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
- Уточнять знания об окружающем мире, обогащать словарный запас.
- Развивать слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
- Воспитывать усидчивость, желание достигать поставленной цели.
Оборудование: пенал, ластик, куклы Мальвина и Буратино, веточка с осенними листочками, карточка для выполнения домашнего задания.
Прилагаемые медиаматериалы: презентация с наглядным материалом: упражнение на дыхание “Ветерок”; артикуляционная гимнастика; правильное положение органов артикуляции при произношении звука [Л]; звуковая разминка; закрепление произношения звука [Л] в слогах, в словах; упражнение на развитие моторики; упражнение на развитие слуховой памяти; упражнение на формирование навыков звуко-слогового анализа; упражнение на развитие логического мышления; домашнее задание.
Используемая литература и ресурсы сети Интернет:
- Буйко Валентина. “Чудо-обучайка” Екб.: Литур, 2013.
- Ткаченко Т.А. “Логопед у вас дома” М.: ЭКСМО, 2011.
- Ткаченко Т.А. “Методика обучения грамотному письму” М: РОСМЭН, 2008.
Мультимедиа-ресурс выполнен самостоятельно.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сложная инструкция: “Подойди к столу, возьми ластик и пенал со стола, а потом ластик положи в пенал, а пенал положи на полочку.
Слайд №2
Сегодня на занятие пришли Мальвина и Буратино, они узнали, что ты как и Буратино учишься произносить звук [Л] и скоро пойдёшь в школу и поэтому решили с тобой поиграть. Играть будем в школу. Ты и Буратино ученики, а Мальвина учитель. Садись правильно, следи за своей осанкой. В какое время года дети поступают в первый класс? Назови признаки осени. Молодец! Правильно назвал (а) признаки осени, а сейчас с тобой, выполним упражнение на дыхание “Ветерок”.
Слайд №3
Мальвина предлагает выполнить гимнастику для языка, которая научила тебя говорить звук [Л]. Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику: “Лопаточка”, “Иголочка”, “Парус”, “Качели”, “Маляр”, “Змейка”, “Щетка-смётка”.
Слайд №4
Учитель Мальвина просит тебя показать правильное положение органов артикуляции при произношении звука [Л]. В каком положении губы, зубы, язычок?
Слайд №5
Буратино вспомнил, что однажды он встретил Чебурашку и крокодила Гену и они напевали различные песенки.
ла – ла – ла | лы – лы – лы | ло – ло – ло | лу – лу – лу |
Произнеси вслед, за Буратино:
ла – ла – ла | лы – лы – лы | ло – ло – ло | лу – лу – лу |
Слайд №6
Учитель Мальвина предлагает послушать повторяющиеся начала слов. К каждому из них подобрать название картинки. Затем четко проговорить слоги и слова. Например, я говорю ла – ла – ла, а ты подбираешь к этим слогам слово ЛАСТЫ.
Слайд №7
В школе бывают переменки, это для того что бы ребята могли отдохнуть и приготовиться к следующему уроку. Вот и учитель Мальвина вам объявляет переменку и предлагает поиграть с пальчиками. Игра называется “Про бабку”.
Слайд №8
Следующее задание Мальвина предлагает послушать, а затем повторить каждые три слова, четко выделяя голосом звук [Л].
дела – зола – пила | халат – салат – скала |
колос – голос – волос | палатки – булавки – салазки |
клуб – клумба – клубень | поклон – склон – флакон |
склон – слон – плот | школа – пломба – хлопок |
Слайд №9
Помоги Буратино выполнить задание, посмотри на картинку, сосчитай количество слогов в названиях продуктов (шоколад, колбаса, яблоки, масло, баклажан, молоко, салат, пастила), подложив ладонь под нижнюю челюсть. Подбери для каждого свой холодильник. Перечисли содержимое всех холодильников, выделяя звук [Л].
Слайд №10
Когда ты будешь учиться в школе, у тебя будут каникулы. Это то, время когда ты с учителем и одноклассниками можешь отправиться в путешествие либо на экскурсию. Вот давай с тобой сейчас представим, что вы отправились в зоопарк. Четко, выделяя звук [Л], назови всех животных. Перечисли животных от самого большого к самому маленькому, а затем – от самого маленького к самому большому.
Слайд №11
Тебе понравилось играть в школу и помогать Буратино? Какие задания ты с Буратино выполнял (а) на занятии. Что у тебя получилось лучше всего? Над чем нужно постоянно работать? Молодец! Выполняй артикуляционную гимнастику ежедневно. На следующем занятии ты будешь учителем, а Мальвина и Буратино учениками. В школе ученикам задают задания на дом. Вот и учитель Мальвина предлагает тебе выполнить задание дома. Нужно назвать предмет, который расположен на этой картинке четко выделяя звук [Л], и если есть у тебя желание, то несколько предметов можно раскрасить.