Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность по преодолению нарушения произношения звука [Л] в слогах, словах. «Играем в школу», старший дошкольный возраст

Разделы: Логопедия


Цель: автоматизировать звук [Л] в слогах, словах.

 Задачи:

  • Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [Л].
  • Продолжать учить, правильно произносить звук [Л] в слогах и словах.
  • Закреплять произношение звука [Л] в словах различного слогового состава.
  • Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
  • Уточнять знания об окружающем мире, обогащать словарный запас.
  • Развивать слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
  • Воспитывать усидчивость, желание достигать поставленной цели.

Оборудование: пенал, ластик, куклы Мальвина и Буратино, веточка с осенними листочками, карточка для выполнения домашнего задания.

Прилагаемые медиаматериалы: презентация с наглядным материалом: упражнение на дыхание “Ветерок”; артикуляционная гимнастика; правильное положение органов артикуляции при произношении звука [Л]; звуковая разминка; закрепление произношения звука [Л] в слогах, в словах; упражнение на развитие моторики; упражнение на развитие слуховой памяти; упражнение на формирование навыков звуко-слогового анализа; упражнение на развитие логического мышления; домашнее задание.

Используемая литература и ресурсы сети Интернет:

  1. Буйко Валентина. “Чудо-обучайка” Екб.: Литур, 2013.
  2. Ткаченко Т.А. “Логопед у вас дома” М.: ЭКСМО, 2011.
  3. Ткаченко Т.А. “Методика обучения грамотному письму” М: РОСМЭН, 2008.

Мультимедиа-ресурс выполнен самостоятельно.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Презентация.

Сложная инструкция: “Подойди к столу, возьми ластик и пенал со стола, а потом ластик положи в пенал, а пенал положи на полочку.

Слайд №2

Сегодня на занятие пришли Мальвина и Буратино, они узнали, что ты как и Буратино учишься произносить звук [Л] и скоро пойдёшь в школу и поэтому решили с тобой поиграть. Играть будем в школу. Ты и Буратино ученики, а Мальвина учитель. Садись правильно, следи за своей осанкой. В какое время года дети поступают в первый класс? Назови признаки осени. Молодец! Правильно назвал (а) признаки осени, а сейчас с тобой, выполним упражнение на дыхание “Ветерок”.

Слайд №3

Мальвина предлагает выполнить гимнастику для языка, которая научила тебя говорить звук [Л]. Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику: “Лопаточка”, “Иголочка”, “Парус”, “Качели”, “Маляр”, “Змейка”, “Щетка-смётка”.

Слайд №4

Учитель Мальвина просит тебя показать правильное положение органов артикуляции при произношении звука [Л]. В каком положении губы, зубы, язычок?

Слайд №5

Буратино вспомнил, что однажды он встретил Чебурашку и крокодила Гену и они напевали различные песенки.

ла – ла – ла лы – лы – лы ло – ло – ло лу – лу – лу

Произнеси вслед, за Буратино:

ла – ла – ла лы – лы – лы ло – ло – ло лу – лу – лу

Слайд №6

Учитель Мальвина предлагает послушать повторяющиеся начала слов. К каждому из них подобрать название картинки. Затем четко проговорить слоги и слова. Например, я говорю ла – ла – ла, а ты подбираешь к этим слогам слово ЛАСТЫ.

Слайд №7

В школе бывают переменки, это для того что бы ребята могли отдохнуть и приготовиться к следующему уроку. Вот и учитель Мальвина вам объявляет переменку и предлагает поиграть с пальчиками. Игра называется “Про бабку”.

Слайд №8

Следующее задание Мальвина предлагает послушать, а затем повторить каждые три слова, четко выделяя голосом звук [Л].

дела – зола – пила халат – салат – скала
колос – голос – волос палатки – булавки – салазки
клуб – клумба – клубень поклон – склон – флакон
склон – слон – плот школа – пломба – хлопок

Слайд №9

Помоги Буратино выполнить задание, посмотри на картинку, сосчитай количество слогов в названиях продуктов (шоколад, колбаса, яблоки, масло, баклажан, молоко, салат, пастила), подложив ладонь под нижнюю челюсть. Подбери для каждого свой холодильник. Перечисли содержимое всех холодильников, выделяя звук [Л].

Слайд №10

Когда ты будешь учиться в школе, у тебя будут каникулы. Это то, время когда ты с учителем и одноклассниками можешь отправиться в путешествие либо на экскурсию. Вот давай с тобой сейчас представим, что вы отправились в зоопарк. Четко, выделяя звук [Л], назови всех животных. Перечисли животных от самого большого к самому маленькому, а затем – от самого маленького к самому большому.

Слайд №11

Тебе понравилось играть в школу и помогать Буратино? Какие задания ты с Буратино выполнял (а) на занятии. Что у тебя получилось лучше всего? Над чем нужно постоянно работать? Молодец! Выполняй артикуляционную гимнастику ежедневно. На следующем занятии ты будешь учителем, а Мальвина и Буратино учениками. В школе ученикам задают задания на дом. Вот и учитель Мальвина предлагает тебе выполнить задание дома. Нужно назвать предмет, который расположен на этой картинке четко выделяя звук [Л], и если есть у тебя желание, то несколько предметов можно раскрасить.