Урок-исследование по литературному чтению. Л.Н. Толстой «Прыжок». 2-й урок

Разделы: Начальная школа


Общая информация

Модуль: Произведения Л.Н. Толстого (11 часов).

УМК: «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Тема урока: Л.Н. Толстой «Прыжок» (2 урок, всего 2 часа).

Тип урока: Урок-исследование.

Цель: Научить детей выделять главную идею литературного произведения, творчески пересказывать произведение (от лица разных героев), формировать нравственные ценности.

Обобщение урока: Человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки. Надо помнить, что человеческая жизнь хрупка, можно причинить боль своим близким из-за последствий необдуманного поступка.

Необходимое оборудование: Учебник Ефросининой Л. А. с текстом рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок», атрибуты для создания образа героев (фуражка, гюйсы, обезьянка), рабочая тетрадь, выставка книг Л.Н. Толстого.

Дидактическое обеспечение: Памятка: слова-подсказки, рабочие листы, проверочные листы, карточки с cюжетно-композиционным треугольником, оценочный лист работы на уроке.

Планируемые результаты урока

Личностные:

  • Вставать на позицию другого человека, понимать чувства другого, находить и сравнивать разные точки зрения.

Предметные:

  • Выделять главную идею литературного произведения, опираясь на нравственные чувства и переживания героев, заложенные автором в образе и названии произведения.
  • Понимать подразумеваемую, не выраженную в тексте информацию.
  • Выполнять пересказ текста от лица разных героев и автора

Метапредметные УУД:

Коммуникативные УУД:

  • Высказывать своё мнение и прислушиваться к другому мнению.
  • Аргументировать высказывание, убеждать в своей правоте.

Регулятивные УУД:

  • Планировать свою работу и доводить начатое дело до конца.
  • Высказывать собственные суждения по итогам своей работы и давать им оценку, адекватно оценивать работу одноклассников.

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для сбора, анализа, передачи, интерпретации в соответствии с познавательными задачами.
  • Прогнозировать дальнейшее развитие сюжета и событий.

Формы работы:  Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Формы контроля:  Самоконтроль, формирующее оценивание работы каждого члена в команде и его личный вклад, наблюдение и взаимоконтроль.

Диагностика умений, характеризующих достижения результатов обучения:

  • Определять главную идею произведения на основе анализа нравственных чувств и переживаний героев, названии произведения;
  • Соотносить смысловые части произведения со структурой построения произведения;
  • Пересказывать текст от лица разных героев;
  • Проявлять моральные чувства: чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная:

  • Л.А. Ефросинина. Методическое пособие 3 класс. Москва. Вентана-граф, 2013.

Дополнительная:

  • Дистанционный курс сайта 1 сентября Ефросинина Л.А. «Литературное чтение» в системе учебников «Начальная школа 21 века».
  • Урок-исследование в начальной школе под редакцией Н.Б. Шумаковой. Москва Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы:

  • Вебинар Л.А. Ефросининой Концептуальные основы и методические особенности курса литературного чтения, обеспечивающие реализации требований ФГОС НОО (на примере системы учебников «Начальная школа XXI века»)

ЭОРы:

  •  Л.А. Ефросинина Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей» Москва. Вентана-Граф, 2013.

Ход урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 минуты)

Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

С каким разделом мы сейчас работаем на уроках литературного чтения?

Какие произведения он написал?

Приведите примеры.

Чем отличаются художественные рассказы от научно-познавательных?

С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке?

Назовите главных героев рассказа?

Составление обобщающей схемы, используя выставку книг Л.Н. Толстого

Произведения Л.Н. Толстого

(сказки, басни, рассказ-былина, художественные и научно- познавательные рассказы)

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Предметные УУД

Обогащение читательского опыта и круга чтения путем составления обобщающей схемы

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (5 минут)

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Как развивались события в этом рассказе?

Мы восстановим содержание рассказа на основе ваших иллюстраций к каждой смысловой части.

Учитель подчеркивает, что действия развиваются быстро, стремительно, динамично(много глаголов и существительных, мало имён прилагательных)

Давайте вспомним композицию этого рассказа. Каждой группе досталось одно слово-термин.

Одновременно появляется и модель построения рассказа.

 

Учащиеся по очереди выходят и демонстрируют свой рисунок к определённой части рассказа. 

План рассказа «Прыжок»

1. Конец кругосветного путешествия Экспозиция
Вступление
2. Забавы обезьяны  Развитие событий
3. Мальчик на краю перекладины Завязка
4. Приказ отца. Прыжок Кульминация
5. Спасение мальчика Развязка
6. Чувства отца Концовка

 Работа в группе (30сек.)

Обсуждение и соотнесение с сюжетно-композиционным треугольником

Предметные УУД

Выразительное чтение вслух или наизусть понравившегося отрывка

Соотносить иллюстрацию и эпизод рассказа.

Познавательные УУД

Соотносить план рассказа с сюжетно-композиционным треугольником

Владение литературоведческими понятиями

3. Выявление места и причины затруднения. (1 минута)

Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Назовите тему произведения. О чем это рассказ?

Какова идея рассказа? Для этого подумайте, какую главную мысль хочет донести до нас автор.

Идей очень много и они разные.

На доске появляется табличка со словами: идея произведения?

Как узнать кто из вас прав?

Как узнать какая идея отражает замысел автора?

Тема: рассказ о прыжке и спасении мальчика.

 

Высказывания детей и возникновение разногласий

Коммуникативные УУД

Высказывать своё мнение и прислушиваться к другому мнению.

Аргументировать своё высказывание, уметь убеждать.

4. Построение проекта выхода из затруднения (2 минуты)

("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Как можно найти ответ на вопрос?

С чего начнём работу?

Какие факты в тексте мы будем выделять?

Выделить цель исследования: выделить идею рассказа.

Задача исследования: пережить вместе с героями те события, которые описаны в рассказе.

Как можно пережить вместе с героями события рассказа?

От чьего лица можно рассказать историю? (от лица мальчика, матроса, отца)

Выслушать ответы детей и подвести итог: Л.Н. Толстой через описание действий, мыслей, деталей показывает состояние каждого из героев, поэтому нам надо внимательно прочитать текст, подчеркнув слова- подсказки.

Рабочий лист поможет вам пересказать текст от первого лица.

Высказывания детей.

Надо пережить вместе с героями те события, описанные в рассказе, понять те чувства, переживания которые они испытывают.

 

Надо поставить себя на место героев, посмотреть на произошедшую историю их глазами.

Составление плана исследования:

  1. Вспомнить и найти текст в учебнике
  2. Найти и выделить в тексте слова - описания действий, чувств героев
  3. Заполнить рабочий лист
  4. Пересказать историю от первого лица (мальчика, матроса, отца)

 

Регулятивные УУД

Планировать свою работу и доводить начатое дело до конца

 

 

 

Личностные УУД

Формирование собственного отношения

 

5. Реализация построенного проекта. (13 минут)

Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Исследования в малых группах в зависимости от того, с чьей позицией дети будут рассказывать историю. (мальчик, матросы, отец, автор)

Опираясь на план рассказа, который составлен, учащиеся находят нужный для анализа эпизод.

Для более точного определения состояния героя можно использовать «Слова-подсказки», предложенные учителем на отдельном листе.

Рабочий лист для групп №1-4

  1. Представьте себя на месте героя и посмотрите на события, описанные в рассказе, глазами мальчика (матросов, отца)
  2. Заполните таблицу
Эпизод (событие) Аргумент (слова из текста, описывающие состояние, чувства, мысли героя) Чувства героя
      

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для сбора, анализа, передачи, интерпретации в соответствии с познавательными задачами.

Коммуникативные УУД

Обсуждение и фиксация собранной информации в группе

Предметные УУД

Использование поискового чтения и чтения молча для нахождения аргументов в тексте

Личностные УУД

Вставать на позицию другого человека, понимать чувства другого, находить и сравнивать разные точки зрения.

ф/пауза + дыхательная гимнастика

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10 минут)

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Чтобы помочь детям вжиться в роль героя, надо дать возможность ученикам выбрать предметы, атрибуты: для вхождения в роль отца – капитанскую фуражку., в роль матросов – гюйсы, в роль мальчика – обезьянку (работают 3 группы). 4-я группа – составление схемы текста (7 правил работы с текстом).

Дать возможность группам представить классу свой пересказ, организовать обсуждение и представление схемы рассказа

Выбор атрибутов для защиты своей работы.

Представление классу пересказа от лица того или иного героя.

Представление классу схемы рассказа

Взаимоконтроль. Критик даёт оценку работы группы.

Предметные УУД

Обращать внимание на признаки, свидетельствующие о переживании эмоций и чувств, выделять их в тексте и точно называть.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (2 минуты)

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Дать возможность высказаться друг другу в парах.

Уделить особое внимание обсуждение вопроса о том, что такое поступок.

Какой эпизод заставил волноваться? Почему?

Как бы вы поступили на месте героя?

Каждый из героев совершил в рассказе поступок. Какой?

Работа в парах (2 минуты устно)

Одна пара на доске составляет из опорных слов 

Герой Поступок 
Матросы Спасли мальчика 
Мальчик Совершил прыжок. (Услышав приказ отца, он не растерялся, проявил смелость, справился с трусостью и тем самым спас себе жизнь)
Капитан Смог принять правильное решение для спасения жизни сына.

Личностные УУД

Понять содержание и выразить своё отношение к произведению и героям.

Регулятивные УУД

Самопроверка

8. Включение в систему знаний и повторение. (5 минут)

Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Прослушав истории от лица разных героев, поняв чувства каждого из них, скажите какой же момент, был самым напряжённым в рассказе? (приказ отца прыгать)

Какая беда могла случиться?

Почему Л.Н. Толстой так назвал свой рассказ: «Прыжок».

О чем вы задумались, когда пережили чувства каждого из героев?

Как мы теперь ответим на вопрос: какова главная идея рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»?

Можно ли утверждать, что название отражает идею произведения?

Высказывания детей и формулирование идеи: человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки.

Надо помнить, что человеческая жизнь хрупка и можно причинить боль своим близким из-за последствий необдуманного поступка.

Способность совершать нравственные поступки, принимать решения в той или иной ситуации, проявлять храбрость, ответственность за свои действия - важные человеческие качества.

Предметные УУД

Выделять главную идею литературного произведения, опираясь на нравственные чувства и переживания героев, заложенные автором в образе и названии произведения.

Познавательные УУД

Понимать и высказывать подразумеваемую, не выраженную в тексте информацию.

Уметь находить аргументы и факты, убеждать в своей правоте других.

9. Домашнее задание (1 минута)

Подготовить устно отзыв о книге Л.Н. Толстого «Прыжок»

Выполнить задания в рабочей тетради.

Записывают в дневник

Предметные УУД

Умение составлять отзыв о книге (памятка №7 в учебнике)

10. Рефлексия учебной деятельности. (4 минуты)

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Какие ваши предположения об идее рассказа были верны и близки к тому выводу, который мы сделали в конце урока?

Какие идеи оказались далёкими от замысла автора?

Выслушать детей и подчеркнуть важность работы, проделанной на уроке, для понимания названия произведения и замысла автора.

Кто хочет дать комментарии о своей работе на уроке? Чему научились?

Высказывания детей

 

 

Работа с оценочным листом

Регулятивные УУД

Давать оценку гипотезам об идее произведения, которые дети высказали в начале урока.

Оценить способ формирования навыка определять идею произведения.

Приложение