Кружок "Умелые руки"

Разделы: Технология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор тканей, ниток, фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, но и приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.

Кружок «Умелые руки» включает в себя два направления: вязание крючком и шитье мягких игрушек.

Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.

Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.

Учащиеся познакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества изготовление мягких игрушек и кукол.

Направленность этих занятий заключается в изготовлении игрушек-самоделок, как по разработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это направление имеет большое значение в развитие творческих способностей учащихся.

Изготовление игрушки - самоделки является одной из форм творческого, эстетического и трудового воспитания детей. Занятия вызывают развитие инициативы, побуждают к положительным эмоциям.

Игрушка, сделанная учащимися, является не только результатом труда, но и результатом творчества.

Вещь, над которой трудится учащийся, вкладывая свой труд и выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Занятия кружка предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ: сборка образцов мягкой игрушки, изготовление декоративных изделий. Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представления о последовательности и методах сборки мягкой игрушки. Учащиеся узнают о традициях, об искусстве шитья народных костюмов.

Цель данной программы является – содействие становления активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства.

Данная программа рассчитана на один учебный года. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу. 1 час – вязание крючком, 1час – изготовление игрушек. Возраст учащихся 10–14 лет. Состав групп – 15 человек.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. материально-техническая база (нитки, крючки, иглы, ткани и вспомогательные инструменты)
  2. дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей)
  3. методическое обеспечение (методическая литература; таблицы с образцами узоров вязания, показом приемов техники вязания; фотографии и рисунки моделей; изделия, выполненные в натуральную величину)
  4. техника безопасности

При написании программы учтены следующие принципы:

  1. Принцип доступности и последовательности;
  2. Принцип научности;
  3. Учет возрастных особенностей;
  4. Принцип наглядности;
  5. Принцип связи теории с практикой;
  6. Принцип межпредметности.

Методы:

  1. Словесные:
    • Рассказ
    • Лекция
    • Беседа
    • Дискуссия
  2. Практический:
    • Практическая работа
  3. Наглядный:
    • Демонстрация
    • Иллюстрация
  4. Метод проблемного обучения:
    • Проблемное изложение материала
    • Создание проблемных ситуаций

ДИАГНОСТИКА

Содержание Срок Форма
1 Начальная диагностика сентябрь Анкетирование, наблюдение
2 Промежуточная диагностика декабрь Анкетирование
3 Участие в районной выставке прикладного творчества Март-апрель  
4 Итоговая диагностика май Анкетирование

Задачи:

  1. научить основным приемам вязания крючком, чтению схем, разрабатывать эскизы, подбирать ткани.
  2. развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, сенсомоторику – согласованность в работе глаз и рук. развивать трудовую и творческую активность.
  3. воспитывать интерес к прикладному творчеству. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении результатов, чувство взаимопомощи.

Прогнозируемые результаты (вязание крючком):

  • Сформированность детского коллектива.
  • Сформированность мотивации воспитанников к занятиям

Учащиеся должны знать:

  • технику безопасности при работе с крючком, иглами, булавами, ножницами;
  • технологию вязания простейших изделий: прихваток, головных уборов, сумочек, салфеток и т.п.

Учащиеся должны уметь:

  • пользовать крючком;
  • читать схемы и вязать по ним.

Название разделов и содержание тем

Кол-во часов

дата

1

Вводное занятие.

Планы и задачи кружка. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности. Начальная диагностика.

Теория

1

Практика

Всего

1

 

2

Основные приемы вязания крючком.

Ассортимент крючков и нитей. Правильное положение рук при работе. Освоение приемов вязания.

1

1

2

 

3

Упражнения вязания столбиков и воздушных петель.

Условные обозначения. Запись схем. Изобретательные цепочки. Картины из цепочек.

1

2

3

 

4

Вязание узорного полотна.

Изменение фактуры вязаного полотна. Способы вязания. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. Понятие о рапорте.

1

2

3

 

5

Прихватка.

Выбор форм. Зарисовка схем оформления.

1

3

4

 

6

Сумочка.

Построение чертежа для сумочки. Выбор и зарисовка схем узоров. Вязание изделия.

1

4

5

 

7

Сувениры.

Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление.

1

2

3

 

8

Кружева, воротники и салфетки.

Способы вязания воротников по выкройке. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Чтение схем салфеток, воротников, кружев.

1

5

6

 

9

Панно.

Выбор рисунка. Нанесение эскиза на ткань, вывязывание элементов панно. Пришивание элементов. Оформление изделия.

1

5

6

 

10

Итоговое занятие.

Итоговая диагностика учащихся.

Подведение итогов.

1

 

1

 

Всего: 34 часа.

Прогнозируемые результаты (изготовление мягких игрушек)

  • Сформированность детского коллектива.
  • Сформированность мотивации воспитанников к занятиям

Учащиеся должны знать:

  • Правила безопасного труда;
  • Оборудование и инструменты для ручных работ;
  • Виды игл и ниток;
  • Виды материалов используемых при изготовлении мягкой игрушки.

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила безопасного труда;
  • Снимать лекала с журналов;
  • Разрабатывать по эскизу выкройки деталей ;
  • Использовать различные техники и приёмы обработки ткани и меха;
  • Пользоваться ручным инструментом.
  • Элементы машиноведения.

Тематическое планирование

Дата

Кол-во часов

Тема занятия

 

1

2

Вводное занятие. Ручные стежки и строчки. Правила техники безопасности с ручным инструментом

Элементы машиноведения. Устройство электрической швейной машины. Машинные строчки. Правила ТБ при работе со швейной машиной.

 

 6

1

Изготовление мягкой игрушки – подушки «Заяц».

Знакомство с лекалами и количеством деталей. Снятие лекал с журнала на кальку.

 

1

Вырезание лекал. Размещение лекал на ткани. Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы. Раскрой мягкой игрушки

 

2

Изготовление деталей

 

1

Сборка игрушки-подушки.

 

1

Наклеивание глаз и элементов декора.

 

18

Изготовление мягкой игрушки «Кукла в народном костюме».

 

1

1

Изготовление кукол на Руси. Традиции. Ткани, нити.

Знакомство с лекалами и количеством деталей. Снятие лекал с журнала на кальку.

 

2

Изготовление головы куклы.

 

3

Изготовление туловища, ручек, ножек куклы.

 

2

Монтаж (сборка) деталей куклы.

 

1

Изготовление волос куклы.

 

1

Оформление лица куклы.

 

1

Изготовление одежды для куклы. Рубашка в народном стиле.

 

2

Изготовление одежды для куклы. Праздничный сарафан.

 

2

Изготовление кокошника.

 

1

Изготовление обуви куклы.

 

1

Декоративное оформление куклы.

 

7

Изготовление игрушек по желанию учащихся (коровка, мышки в костюмчиках, куклы в народных костюмах)

 

1

Итоговое занятие ( Выставка работ учащихся)

 

34 часа

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик, 2007.
  2. Жанна Граф. Вязаная летняя мода. Ниола-Пресс, 2007.
  3. Журнал «Валя – Валентина», 2006-2008.
  4. Журнал «Вяжем сами», 2008.
  5. Журнал «Вязание: модно и просто», 2007-2008.
  6. Максимова М.В. Быстрый крючок. ЗАО «ЭКСМО», 1999.
  7. Рукоделие. Санкт-Петербург «ДИАМАНТ», 1996.
  8. Работа с мягкой игрушкой А. В. Ефимова – М., 1988.
  9. Лоскутики М. Максимова, М. Кузмина Экспресс, 1998.
  10. Журналы «Мягкая игрушка». Интернет.