ОРКиСЭ. Основы светской этики "Свобода и моральный выбор". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создание условий для понимания значения понятий свобода и моральный выбор.

Задачи:

  • Раскрыть значение понятий “свобода”, “моральный выбор”.
  • Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
  • Воспитывать сострадание, милосердие в общении с другими людьми.

1. Орг.момент. Добрый день, ребята! Тихо сели. Я рада приветствовать вас!

Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу
И улыбку не забудь!

2. Актуализация знаний и целеполагание

- Ребята, послушайте отрывок из песни Юрия Энтина “Дорога добра”.

Фонограмма детской песни “Дорога добра”.

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

-Как вы считаете, что это за дорога такая – Дорога Добра?

-А как вы думаете, сколько дорог в жизни может быть у человека?

-Ребята, возникал ли у вас вопрос: “Какой дорогой идти по жизни?”

-А как вы считаете, человек выбирает себе дорогу в жизни?

-Давайте посмотрим на картину Виктора Васнецова “Витязь на распутье”. Как вы понимаете, что такое распутье?

-Заглянем в книгу мудрости, т.е. в толковый словарь русского языка Ожегова. В нем говорится: “Распутье - это перекресток двух или нескольких дорог.”

-Так вот почему витязь задумался: он не знает, по какой дороге ему ехать дальше. А принять решение он сможет только тогда, когда прочитает, что написано на камне, лежащим перед ним.

-Прочитаем и мы эти слова.

-Есть у витязя свобода выбора?

-От чего зависит этот выбор?

Сообщение темы урока.

-О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока на основе нашей беседы, цели урока.

-Прочитайте, как называется тема урока.

Постановка цели и задач урока.

- Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества, обобщим, конкретизируем уже имеющиеся знания, узнаем новое, проанализируем этические ситуации. А для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение.

- Еще раз обратим внимание на тему урока. Вам понятны все слова?

- Итак, сегодня на уроке мы с вами поговорим о свободе, узнаем, что такое “моральный выбор” и постараемся понять, к чему может привести нас неправильный выбор наших действий.

3. Повторение пройденного материала.

-Вспомните, какими понятиями противоположными друг другу руководствуются люди, совершая поступки. (Добро и зло).

-Когда мы говорим о человеке “добрый?

-Доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку.

-Приведите примеры проявления зла. (Сознательное унижение других людей, обман, насилие).

-А сейчас поработаем в группах. У нас будет две группы. Составим синквейн: первая группа со словом ДОБРО и вторая группа со словом ЗЛО. Вспомните порядок слов в синквейне. Советуйтесь друг с другом, аргументируйте свой выбор.

- Итак, ..... представит нам свою работу от первой группы, а ... – от второй группы.

- Эти слова мы еще не раз вспомним на уроке.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.

4. Первичное восприятие и усвоение нового материала

-Первое понятие, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке -это “СВОБОДА”.

-Как вы думаете, что такое свобода?

-В толковом словаре Ожегова понятие СВОБОДА объясняется так:

Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений. 

-Прочитаем, что в нашем учебнике говорится о свободе.

-Откроем учебник на с.22 и прочитаем 1 и 2 абзац.

- Итак, свобода – это способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества.

- Послушайте отрывок из книги “Одна единственная жизнь” Ноусиайенен Тапио).

- Подумайте, как беречь каждый “кирпичик” единственной жизни.

“Задумывался ли ты когда-нибудь о том, что у тебя есть только одна единственная жизнь? Давай представим себе какого-нибудь человека, продолжительность жизни которого 70 лет, то есть в общей сложности 25550 дней, и каждый день его жизни условно обозначим кирпичиком.

Теперь представим, что наш воображаемый человек стоит на самом верху сооружения, сделанного их этого кирпича. Высотой оно примерно 25 м, шириной один метр, длиной полтора метра. Он стоит, любуясь открывающимися перед его взором прекрасным видом.

Каждое утро появляется “некая” рука, которая снимает один кирпич с края строения.

“Ну, это совсем не опасно! Если даже исчезнет один ряд, ничего страшного не случится”, - думает человек.

Рука появляется каждое утро и убирает только один кирпич. С беспечностью человек любуется окружающим его видом. “Все прекрасно”, - думает он.

И совсем не скоро, через долгий-долгий период времени человек с ужасом обнаружит, что он стоит только на одном кирпиче...”

- Перед нами встает вопрос: “Что такое жизнь?”

- Чем измеряется жизнь? Прожитыми годами? А если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь – никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя? Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле.

Мы все умрем: людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново,
Но мы живем, чтобы оставить след –
Дом иль тропинку, дерево иль слово.

-С понятием свобода тесно связано понятие свобода выбора.

Каждый человек совершает свой выбор “стоять на вершине и любоваться прекрасным видом” и ждать когда его жизнь закончится либо совершать добрые дела, достойные поступки и оставить о себе добрую память в сердцах людей. И этот выбор человек делает сам.

В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать-
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать,
И подарить его людям.

- Ребята, в жизни человека бывают такие ситуации, в которых он должен сделать выбор, руководствуясь своими внутренними убеждениями, своими жизненными принципами. Вашему вниманию предлагаю притчу о стакане молока.

- Посмотрите, пожалуйста, и подумайте, какие эмоции и чувства у вас оставила эта притча.

Видео “Стакан молока”

Обсуждение притчи.

-Какие качества личности проявили герои этого сюжета?

5. Динамическая пауза

- Фонограмма “Доброе утро под пение птиц”

-Поделимся своей добротой друг с другом. Тихо встали.

6. Применение теоретических положений в условиях анализа этических ситуаций

-Каждый день человек совершает самые разные поступки, хорошие или плохие, приятные для окружающих или только для самого человека. За каждым поступком стоит выбор.

- Кто совершает этот выбор?

- Выбор, направленный на благо другому человеку – это и есть “моральный выбор”. 

Работа с видекомпозицию С. Копыловой “Окно”. 

-А сейчас посмотрите видеокомпозицию и ответьте на вопрос: “В чем проявляется свобода выбора каждого из героев притчи?”

-Какими душевными качествами обладал больной, который не видел? (Доброта, милосердие, любовь к ближнему).

-Можно ли сказать по одному из этих качеств, какой это был человек? (Добрый, отзывчивый, милосердный, сострадательный).

 -Какие два пути выбора стояли перед человеком, лежащим у двери?

-Правильный ли выбор сделал этот человек? Почему?

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

- Что такое моральный выбор?

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР – это

-выбор между добром и злом;

-выбор между нравственным и безнравственным поведением;

-выбор между своими интересами и интересами других.

- Что влияет на выбор? (Стойкость характера человека)

- Всегда ли у человека есть выбор?

-Посмотрим маленькую притчу “Все в твоих руках”.

-Что означает фраза Мастера: “Все в твоих руках”?

-Удивительно, как в маленькой притче может скрываться столько эмоций и мудрости! Действительно, вся наша жизнь в наших же руках.

8. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

-Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. 

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
На свете живешь ты не зря!

- Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше.

–Какая была тема урока?

-Какую цель мы ставили перед собой?

-Достигли ли мы поставленной цели?

9. Рефлексия

-Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Расположите предметы (деревьев, домов, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей) на доске. Составим картину.

-Как назовем нашу картину? (Город Добра)

-Хотелось бы вам стать жителем такого города? Почему?

- Пусть добро струится неустанно из наших глаз, из наших рук, из наших душ. Не будем бояться делиться своим добром без остатка, оно обязательно вернется, чтобы снова наполнить до краев наши души.