Урок самопознания по тема "О доброжелательности". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Цель: расширять представление детей о доброжелательности, как ценном качестве человека.

Задачи:

  • раскрывать значение понятия “доброжелательный человек”;
  • развивать потребность дарить радость окружающим людям;
  • воспитывать чуткое и доброжелательное отношение учащихся к себе и другим.

Ход урока

1. Позитивный настрой

Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете мое сердце и сердца окружающих. Я очень надеюсь, что сегодняшний урок пройдет очень весело и хорошо. Давайте скажем друг другу добрые пожелания:

Желаем счастья.
Желаем здоровья.
Желаем всего хорошего.
Желаем чистого неба.
Желаем мира.
Желаем любви.

2. Беседа (стихотворение читает ученик)

Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет.
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?

Сердец доброта

Доброжелательность - такое чувство теплое,
Оно и снег способно растопить.
И если к людям вы доброжелательны,
То так тепло на свете вместе жить.

- Что такое доброжелательность?

- Какого человека можно назвать доброжелательным?

- Кого из окружающих вас людей можно назвать доброжелательным человеком? Расскажите о них.

Доброжелательность - природное свойство человека. Слово “доброжелательность” означает “желать добра”.

Как вы проявляете доброжелательность по отношению к одноклассникам? К взрослым?

3. Цитата урока

Не одежда красит человека, а его добрые дела

Народная мудрость

4. Почитаем А. Лопатина, М. Скребцова Почему великан помог?

Притча

Жители горной деревни возили виноград на продажу в город по узкой горной дороге, которая шла мимо замка великана. Высокая каменная ограда с железными воротами окружали замок. Чтобы великан не трогал крестьян, они оставляли ему корзину с виноградом возле ворот.

Однажды ночью, когда все спали, гора затряслась. К счастью, толчки быстро прекратились. Утром люди увидели, что огромная глыба перегородила горную дорогу. Крестьяне не смогли сдвинуть камень и решили попросить помощи у великана. Двое из крестьян спустились к замку. Великан чинил каменный забор.

Эй, великан, убери глыбу! - крикнул один крестьянин.

Если не уберешь, мы не дадим тебе винограда! - крикнул второй.

Тут великан сделал вид, что хочет бросить в крестьян камень. Те быстро убежали.

Все ругали злого великана, но одна девочка думала по-другому. Рано утром она взяла горшок с цветком и вышла из деревни. Девочка спустилась к замку и постучала в железные ворота. Великан приоткрыл их.

Здравствуйте, я принесла вам цветок. Я сама его вырастила, - сказала девочка и протянула великану подарок.

Какой красивый! - прошептал великан.

В деревне уже все искали девочку.

Смотрите, по дороге идет великан, а на его плече сидит девочка! - крикнул кто-то.

Крестьяне схватили палки и побежали навстречу великану. Он, не обращая внимания на крестьян, ссадил малютку на землю и стал толкать глыбу. Камень покачнулся. Мужчины навалились на него с другой стороны, и вскоре дорога очистилась.

На прощанье девочка сказала великану:

Спасибо, добрый великан.

Доброе слово железные ворота открывает, - произнесла мама Девочки.

Вопросы:

  1. Почему великан замахнулся на крестьян камнем?
  2. Почему все-таки помог убрать глыбу с дороги?
  3. Каким качеством обладает девочка?
  4. Доброжелательность проявляется в улыбке, добрых словах, дружеском участии.
  5. Доброжелательность способствует взаимопониманию.
  6. Как вы понимаете слова мамы, что доброе слово и железные ворота открывает?

Вывод: Добрые слова не случайно называют волшебными - в них заключена огромная сила.

5. Поиграем.

Доброта и милосердие - создают основу человеческого счастья. Как вы думаете, быть вежливым к окружающим — это тоже доброжелательность?

Предлагаю поиграть и вспомнить вежливые слова.

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо)
  • Зазеленеет даже пень, когда услышит... (добрый день)
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо)
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь... (здравствуйте)
  • Когда нас бранят за шалости, мы говорим... (простите, пожалуйста)
  • И в России и в Казахстане на прощание говорят... (до свидания)

6. Разминка (динамическая)

Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.

7. Минутка тишины. (Звучит негромкая музыка)

— Оказывается, что доброту можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто находится далеко от вас, кто живёт в другом городе или другом конце нашей планеты, потому что у доброжелательности нет границ, ведь добро — это могущественная и великая сила жизни.

— А теперь я предлагаю вам побыть наедине с собой... Сядьте удобно, расслабьтесь, можете закрыть глаза.

— Представьте себе, что доброта — это свет, озаряющий мир. От этого света людям становиться тепло и уютно. Сердца их радуются. Люди поют песни, говорят друг другу тёплые слова. Доброта — это качество, которое наполняет особым смыслом жизнь человека. У доброго человека открытый и приветливый взгляд. Почувствуйте доброту в вашем сердце. Отправьте этот свет доброты своим близким. Пусть они ощутят вашу доброжелательность, и она согреет их своим теплом.

— Получилось ли послать свет доброты своим близким?

8. Инсценирование.

Жил когда-то император, который очень любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков и вскоре дворовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества.

Он увидел во дворце голубей и спросил: “Зачем  столько птиц?”

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

-Кто же кормит птенцов?- поинтересовался мудрец.

-Каких птенцов?- спросил император.

-У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит их?

-Об этом я не подумал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но   никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда сейчас в наших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз больше!

Ах, как трудно быть добрым! –воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума - не лучше.

Выберите пословицу, которая очень метко подходит к этой сказке.

  • “Доброе слово лечит, злое калечит”
  • “Худо тому, кто добра не делает никому”
  • “Доброта без ума пуста”
  • “Ум без добра - плохо, но добро без ума- не лучше”

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

9. Разминка. Доброжелательный человек обладает определенными качествами. Давайте выберем их. (Игра на внимание, да – хлопок, нет - молчание)

Безразличие, сопереживание, агрессивность справедливость ненависть, бескорыстие, зависть, милосердие, предательство, сострадание, равнодушие, забота, готовность прийти на помощь, обман.

10. Просмотр мультфильма “Просто так!”

Вопросы:

  1. Отчего менялось настроение у героев мультфильма?
  2. Почему мультфильм называется “Просто так”?
  3. Как можно дарить радость и доброту другим?
  4. Как чувствует себя человек, который совершает добрые поступки?

Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится хорошо и радостно.

11. Творческая деятельность. Давайте подобно героям мультфильма, подарим радость и доброту людям и сделаем цветочную поляну.( дети вырезают цветы и прикрепляют к доске)

Посмотрите, как засияла добротой и радостью чудесная полянка.

12. Обобщение

ПРАВИЛА доброжелательности

  • Совершайте хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
  • Любите людей знакомых и незнакомых, не обижайте их.
  • Призывайте окружающих хорошо относиться друг к другу.
  • Делайте добро для близких и друзей.
  • Не завидуйте!
  • Не вредничайте!
  • Не грубите.

Конечно, мы еще не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться.

Не забывайте подарить добро
Соседям, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Вернется к вам по кругу.

13. Круг “От сердца к сердцу”

Дети смотрят клип “Доброта” и исполняют песню.