Обобщение знаний о глаголе

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование способности обучающихся к способу действий, связанному с использованием изученных понятий.

Задачи: формировать умение обучающихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов; развивать умение распознавать спряжение глаголов; совершенствовать знания о временных формах глагола.

Формирование УУД:

Личностные:

  • развитие доброжелательности и внимательности к людям,
  • сформированность  учебных мотивов,
  • интерес к способу решения и общему способу действия

Познавательные:

  • структурирование знаний,
  • понимание  места “Глагола” в системе частей речи русского языка,
  • понимание общих  признаков глагола,

Регулятивные:

  • выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено
  • планирование  работы  в парах,
  • контролирование   затраченного  времени  на задание,
  • оценивание работы на уроке (самоконтроль, взаимоконтроль)

Коммуникативные:

  • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,
  • умение слушать собеседника и выражать свои мысли,
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Оборудование: интерактивная доска, система интерактивного тестирования учащихся, флипчарт урока, проектор, ноутбук, стирательные дощечки для учеников, учебный диск “Времена года. Весна” (Апрель. Пробуждение растений).

Ход урока

1. Организационный момент

У

- Все готовы, всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На интерактивной доске первая страница флипчарта.

2. Актуализация знаний.

У - Название какого месяца вы написали?

Ответы детей: Апрель.

У - Это значит за окном весна. В природе в это время года всё меняется. К этому уроку я просила вас повторить стихотворения о весне. Давайте вспомним стихотворение Плещеева “ВЕСНА”

Один ученик читает две строфы из стихотворения:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Чтение стихотворения сопровождается показом иллюстраций по содержанию стихотворения. Первая страница флипчарта. Приложение 1.

У - Сейчас я вам задам вопрос, который поможет узнать тему урока. Скажите, слова какой части речи помогают нам представить, что происходит в природе с наступлением весны в этом стихотворении?

Д - Это глаголы.

На 2 странице флипчарта открывается тема:

Обобщение знаний о глаголе.

Приложение 2

3. Постановка цели и задач урока, планирование способов их достижения.

У - Тему “Глагол” мы изучаем не первый урок. Сегодня нам предстоит закрепить и систематизировать полученные знания о глаголе.

У - Давайте определим способы достижения поставленных задач урока.

Как вы думаете, что будем выполнять для закрепления и обобщения знаний о глаголах?

Д.- Будем выполнять упражнения на правописание безударных окончаний глагола;

Д - Тренироваться в определении спряжения глаголов

Д - Распознавать временные формы глагола,

Д - Правописание окончаний глаголов настоящего и будущего времени во 2 лице ед. числа.

Д – Развивать умения правильно употреблять глаголы в своей речи.

У - С целью и задачами урока и способами их достижений определились.

5. Практическая деятельность учащихся

а) Работа в парах

У - Запишите глаголы, которые вы услышали и запомнили из стихотворения “Весна”.

У - Проверьте, все ли глаголы вы написали (проверка по эталону на странице №3 флипчарта). Приложение 3

Тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется, стало, миновала.

У - Подумайте, на какие группы можно разделить эти глаголы?

Кто готов ответить на поставленный вопрос?

Д - Глаголы можно разделить на три группы по временам.

Дети работают в тетрадях, один ученик работает на интерактивной доске.

Н.в. Б.в. Пр.в.
Тает засвищут повеяло
Бегут оденется стало
миновала

У - Как ещё можно разделить эти глаголы?

Д - Глаголы можно разделить на две группы по числам.

У - Назовите глаголы, которые стоят в единственном числе.

Ед.ч. Мн.ч.
тает Бегут
оденется Засвищут
повеяло
стало
миновала

Спряжение глаголов – таять, веять по вариантам.

Два ученика работают у доски.

в) Интерактивное тестирование учащихся. Приложение 4

Выполнение теста по теме “Глагол” (флипчарт, страницы 4-13)

В проверочном тесте 10 вопросов.

У каждого на столе лежит оценочный лист

У – Посмотрите на свои результаты по сводной таблице и оцените выполнение этого теста на оценочном листе

У - Молодцы!

Физкультминутка

Крутим мельницу вперёд, а потом наоборот.
Наклоняться будем все, будто прыгаем в бассейн.
А потом назад прогнёмся, хорошенько разомнёмся.
Шаг на месте в заключенье, это наше упражненье.

г) Работа по учебнику.

У - Откройте учебник на с.113, упр.№507.

Прочитайте задание. Кто готов ответить на вопрос?

Д - Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, а в прошедшем – по родам и числам.

У - Найдите глаголы, которые можно изменить по родам. (Устно)

Ответы детей. (Зазеленел, выбежал, осветил. слышал, задрожала)

В каком времени стоят эти глаголы?

Д – Эти глаголы стоят в прошедшем времени.

Остальные глаголы напишите во 2-м лице ед. числа, и в 1-м лице мн. числа.

Самостоятельное выполнение 2-го задания из упр. с последующей взаимопроверкой.

Работает- работаешь, работаем; зимует – зимуешь, зимуем; прыгает – прыгаешь, прыгаем; прилетает – прилетаешь, прилетаем; вспоминает – вспоминаешь, вспоминаем; держит – держишь, держим; гонит – гонишь, гоним.

Д) Работа с дощечками (учащиеся, специальным фломастером на стирательных дощечках, пишут пропущенную букву в окончании глаголов).

Страница 14 флипчарта. Приложение 5

У - Вставьте пропущенную букву в окончании глаголов

Выход...м, вид..л, облета...шь, шепч...т, завис...т, замира...т, дремл...т, пиш...т, тон...т, обид...шь, стел..т, верт...т.

У - Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

- В каких глаголах написания окончаний вызвали затруднения?

- К каким глаголам алгоритм проверки написания безударного окончания можно применить, а к каким нельзя и почему?

Ответы учащихся. Алгоритм определения окончания глагола на стр. флипчарта

Памятка (алгоритм)

1. Определить время, лицо и число глагола.

2. Поставить глагол в начальную форму и по букве гласного звука перед суффиксом –ть - определить спряжение.

3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

Е) Творческая работа. Страница 15 флипчарта

У - Напишите текст – повествование о весне, небольшой, 5-7 предложений, используя глаголы:

растает, наступит, побегут, появится, будут петь, выглянут, зажелтеет, будет пригревать. Приложение 6.

- Но сначала я предлагаю послушать весеннюю зарисовку “Времена года Весна. Пробуждение растений”

Примерный текст.

- Скоро наступит весна. Растает снег. Появится первая травка. Солнышко будет пригревать все сильнее. Из тёплых стран прилетят перелётные птицы.

Фразеологизмы. Страница 16 флипчарта

Приложение 7

(Устойчивое выражение, в котором одно слово нельзя заменить другим)

У – Подберите синонимы к этим фразеологизмам.

Повесить нос – обидеться
Зарубить на носу – прослушать
Навострить уши – загрустить
Надуть губы – запомнить
Пропустить мимо ушей - прислушаться

Дети соединяют стрелочками фразеологизмы с глаголами на интерактивной доске.

6. Рефлексия. Приложение 8

- Давайте ещё раз назовём тему урока

- Удалось нам справиться с поставленными задачами урока?

- Какие задания оказались сложными?

- А какие - не вызвали затруднений?

- Что особенно понравилось на уроке?

7. Выставление отметок.

8. Дом. задание.