Урок по повести дальневосточного писателя И. Ботвинника «Парни ехали на войну». Прием антитезы в повести

Разделы: Литература


Цели урока:

  • учить анализировать художественный текст,
  • выяснить роль приема антитезы в повести, которым пользуется автор для создания художественных образов,
  • развивать умение учащихся определять границы эпизода,
  • воспитывать у учащихся уважение к подвигам земляков – дальневосточников в годы ВОВ.

Оборудование: портрет И. Ботвинника, выставка его книг, выписки из Толкового словаря.

Ход урока

1. Слово учителя

Ребята, приближается славная дата нашей истории – 70-летие Великой Победы. Обратимся к тем далеким годам. Каким было предвоенное поколение? Какими они были, наши деды, как жили, о чем думали, о чем мечтали? Об этом рассказал наш земляк, дальневосточный писатель Иван Парфенович Ботвинник в книге “Парни ехали на войну”. Небольшая по объему повесть открывает перед читателем внутренний мир удивительных героев, романтиков, влюбленных в жизнь, тонко чувствующих добро и правду, красоту природы и искусства.

2. Небольшое сообщение учащегося о жизненном и творческом пути писателя Ивана Парфеновича Ботвинника.

3. Учитель:

Читая повесть “Парни ехали на войну”, мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Каков критерий оценки у автора? Чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров, писатель прибегает к приему антитезы. Это выражено и в том жизненном материале, который лег в основу повести, и в расположении материала. Антитеза прямо или косвенно указывает на конфликт, лежащий в основе произведения? На одном полюсе свет, добро, жизнь, на другом - зло, гибель, страдания.

Запись на доске:

Антитеза - (греч.) - против

А) Стилистическая фигура, основанная на соединении в одном предложении или в одной поэтической фразе слов или словосочетаний с противоположным значением или эмоциональной окраской.

Б) Всякий содержательно-значимый контраст на разных уровнях художественного произведения.

Беседа по тексту произведения:

1. Назовите время и место действия в повести. (август 1944 года, Дальний Восток).

2. Каков пейзаж, описанный автором в 1 главе? (конец лета, яркое солнце, щедрость природы, урожай, тепло).

3. Какое настроение у героев? Один из героев говорит:“Вот взял бы распахнул грудь и вселил туда весь мир-небо, солнце, горы... И растворился бы во всем – в травах, в деревьях, в птицах, в тучах...”

4. Какая контрастная нота обрывает этот мир гармонии, молодости, счастья ? (звучит тревожная тема войны: где-то далеко на Западе идет война, гибнут люди, страна устала от боев и ран, напряглась в решающем броске перед последними боями. И сами герои – вчерашние мальчишки, которым предстоит вскоре отправиться на фронт.)

Индивидуальное сообщение о главном герое повести.

1. Кто он по происхождению? (По происхождению наполовину немец, наполовину русский: отец - немец, мама-русская).

2. Расскажите об имени и фамилии героя. (По-русски он Иван Буря, а по-немецки - Иоганн Мейгель).

3. Какую профессию получает Иван и его товарищи? (Герои – курсанты военного училища приобретают военную профессию, рвутся на фронт. И одновременно с военной профессией они приобретают мирную, созидательную профессию - профессию учителя.)

4. Какие предметы изучают герои в училище? (Они идут на войну с фашистами, разрушающими мир. Но изучают теорию немецких философов – Канта, Гегеля, которая учит любить и ценить жизнь).

5. Какой себе представляет Германию Иван Буря? (Германия - это страна его отца, его предков. И в то же время Россия - его родина, там осталась его старенькая мама.)

6. Какой представляют Германию товарищи Ивана? (Германия – это страна поэта Гейне, это любимые строчки: “Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны светлой мглой...”. И в то же время Германия - страна фюрера, страна фашистов, которая возомнила, что только над ней праведное небо, что только для нее создано солнце...”

Задания по группам:

Задание для 1 группы учащихся.

1. Сравните два эпизода повести: ужин в доме сбежавшего бюргера и “пирушку” в студенческом общежитии. В чем смысл противопоставления этих эпизодов?

Выводы, к которым приходят учащиеся: в доме сбежавших немцев они видят рябчики, виноград, бутылки вина с отмеченными на них датами победы над русскими. Там царил достаток, изобилие, но не было души, любви.

“Пир” голодных студентов в общежитии – это пир духа: они поют под гитару любимые песни, читают стихи, философствуют. Пусть студенты голодны и бедны, но богаты духовно, открыты навстречу добру, любви, счастью.

Задание для 2 группы учащихся.

1. Расскажите о встрече лейтенантов с девушками, освобожденными из фашистского плена в апреле 1945 года.

2. О чем разговаривает Иван с одной из пленных девушек? Что разрушило хрупкое чувство, возникшее между ними?

3. Какой смысл, на ваш взгляд, заложен автором в описание природы? На что похожи распускающиеся почки на деревьях?

(Почки похожи на маленькие бомбочки. Бомбочки - оружие, несущее гибель. И в то же время почка – это рождение новой жизни, нового листочка.

Женщины, девушки, согнанные в плен со всей Европы, - это тоже продолжение человеческого рода, “почки ”, дающие новую жизнь. Но фашизм, распространившись по всей Европе, пытался задушить эту жизнь, заключая ее в концлагеря, лишая свободы).

4. Используя прием антитезы, автору удалось в этом коротком эпизоде представить картину мира в конце апреля 1945 года. Что находится на чаше весов? Что чему противостоит?

(на одной чаше весов – свобода, весна, надежда на будущее, радость. На другой - плен, неволя, унижение, смерть).

Беседа с классом:

1. Почему Иван Буря погибает в последнюю ночь войны? (гл. 9). В чем смысл этой даты – 8 мая 1945 года?

( С одной стороны - это последняя ночь войны, тьмы страданий. С другой – это ранняя весна, начало новой жизни. Иван погибает во имя того, чтобы защитить других).

2. Вспомните, как Даваров читал стихи немецкого поэта-романтика Гейне о том, как человек, пройдя горы, становится выше гор (гл. 4 ). Как вы понимаете смысл этих стихов. Сопоставьте их с эпилогом повести. К каким выводам вы пришли?

(Иван, пройдя ночью через горы, на рассвете казался своим товарищам великаном, он напоминает былинного русского богатыря, преодолевшего все испытания во имя спасения других).

Выводы, к которым приходят учащиеся:

Автор, используя прием антитезы, сопоставляя, сталкивая такие понятия, как Мир и Война, Жизнь – Смерть, Любовь – Ненависть, Свобода – Плен, помогает читателю понять, что война - это зло, несущее гибель всему живому, это зараза, распространившаяся по всей Европе. Противостоит злу Воин, Освободитель, сильный духом, любящий жизнь, жертвующий своей во имя других. Жестокому делу войны противостоит мирная жизнь героев. Участие в войне этих ребят – вынужденная самозащита, дело тяжкое и кровавое, но необходимое, а значит героическое и благородное.

Домашнее задание.

  • Напишите сочинение на тему: “Вспомним их поименно...” по повести И. Ботвинника “Парни ехали на войну”.

Литература.

  1. Писатели Дальнего Востока: Библиографический справочник — Хабаровск, 1973. — [Вып. 1]. — С. 57–58.
  2. Красноштанов С. Забвению не подвластны //Дал. Восток. — 1980. — № 8. — С. 154–155;
  3. Зыкин Я. Проникновение в глубь веков//Тихоокеан. звезда. — 1981. — 4 янв.
  4. И. П. Ботвинник: [К 60-летию]//Дал. Восток. — 1980. — № 3. — С. 149.

Интернет-ресурсы:

  1. http://litrus.net/book/read/88822?p=12
  2. http://www.habex.ru/paper/331/8809/
  3. http://e-libra.ru/author/49793-botvinnik-ivan-parfenovich.html