Формы работы с родителями для формирования чувства влюбленности в родной город

Разделы: Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Как известно, дошкольное учреждение является “организующим центром” и влияет на семейное воспитание. Основная позиция педагогов строится на принципе сотрудничества.

“Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос.
Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи в деле самообразования,
вооружения их известным педминимумом, их практике в детских садах, привлечении их к работе".
Н.К. Крупская.

Предполагаемые формы работы

I

ИНФОМАЦИОННО-

АНАЛИТИЧЕСКИЕ

Цель: Практический материал
Выявление интересов и запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Вопросники о составе семьи и об интересах ребёнка (начало года).

Наблюдения за характером отношений и особенностей поведения в момент расставания и встречи с родителями.

Анкета “Темперамент ребёнка”.

Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуальности каждого ребёнка (ежегодно).

Анкета№2 “Трудности в семейном воспитание"[ с.49] и

Анкета№3 “Мы сотрудничаем” [с.51] из книги О.А. Зверева, Т.В. Кротова “Общение педагога с родителями в ДОУ” М.2005г.

Анкета “Приятно познакомиться с Петербуржцем” (авторская Гаврилова А.А., см. в приложение).

Информационные кармашки для педагогов: пожелания и критика родителей, перспектива совместной деятельности.

II ПОЗНАВАТЕЛЬНО-

ИНФОРМАЦИОНННЫЕ

Ознакомление родителей с работой

по развитию интеллектуальных способностей у детей через формирование чувства “влюблённости” в родной город, воспитание истинного петербуржца.

Материалы на стендах:

“Что происходит в ДУ” (стандартная информация о режимах, об образование дошкольника, меню и т.п.).

“Несколько советов для родителей” актуальных на данный момент.

“Блок информации о воспитание в семье”.

“Мы все такие разные” о темпераменте.

“Эмоциональное развитие детей”.

“Наказание или поощрение”.

“Правила воспитания” (см. приложение).

“Родительские установки”.

Плакаты: Фото сессия “Петербургская семья” для знакомства с семьями и приоритетом семьи (семейный девиз), созданные родителями вместе детьми.

Объявления о фото сессиях – “Прогулка с мамой папой по городу” (осенью, зимой, весной), затем создание плакатов с фото для рассматривания вместе с детьми “Где я был?” - развитие коммуникативных качеств.

Алгоритмы прогулок для дошкольного возраста (см. приложение)

Привлечение родителей к знакомству с результатами видов деятельности и творчества – это создание выставки детских работ “Петербургская галерея”, где представлены проектные работы воспитателей с детьми, родителей с детьми.

Создать “Устный журнал” для обмена информации о городе, учитывая интересы детей и взрослых: педагог вкладывает Анонсы о городе, родители повествуют о деятельности с ребёнком “Что мы узнали нового о городе”.

Практикум – семинар “Возрастные возможности детей и как с пользой для ума занять ребёнка дома” (в начале года).

Просмотр видеозаписей “Совместная деятельность педагога с детьми по развитию представлений о городе” или открытый просмотр деятельности педагога с детьми родителями.

Дискуссия о правах детей.

Домашние задания для совместной деятельности с детьми: “Создаём Петербург руками” - дом, в котором я живу из бросового материала, Петербургские фонари - рисуем ребром детской ладони столб, остальные детали дорисовывают родители (2 листа для рисунка, чтоб на другом листе мог дорисовывать ребёнок) и т.д.

“Семейное древо” со старшими дошкольниками.

Составление рассказов о городе, о семейных традициях и создание книжки – малышки.

Демонстрация книг, журналов о Петербурге – рекомендации для совместного чтения.

Наглядность для представления родителям “Маршрут экскурсии”, созданный детьми и воспитателем схема – рисунок.

III ДОСУГОВЫЕ

ФОРМЫ

Установление доверительных отношений между педагогами, родителями, детьми и показать

методы и приёмы взаимодействия.

Совместные праздники “Осенняя прогулка по Петербургу”, “День рождение города”, “Петербургский бал – выпуск в школу” (родители не только зрители, но и актёры).

КВН, викторины с родителями и детьми 2 старших групп.

Совместные просмотры презентаций “Город наш красив всегда” и рекомендации ссылок для просмотра вместе с детьми дома. Демонстрация мимио проектов.

Педагогический брифинг “Петербург в ладошках”

научить родителей создавать образ города отпечатками ладоней.

Круглый стол - обсуждение и составление сценария праздника “День рождение города”.

Игровые тренинги: “Строим город вместе” использовать крупный строитель, бросовый материал, можно счётные палочки и т.п.

“Что бы это значило?” - родители рассказывают, что они видят на детском рисунке, а ребёнок высказывает своё мнение.

“Моё эхо” - говорит воспитатель, родитель, дети. Проговариваем чистоговорки о городе из книги Е.А. Никонова “Первые прогулки по Петербургу”[c.42-45].

Для младшего дошкольника из интернет ресурсов логопедические распевки.

“Родители тоже были когда – то детьми” - предложить детям завязать бантики мамам, папам прикрепить значки. Родители рассказывают детям о любимых книгах, стихах, загадках, играют все вместе в подвижную игру из детства. (можно петь и даже танцевать).

“Описательный рассказ мамы или папы об архитектурном объекте” - дети узнают по описанию или выбирают картинку.

“Рисуем город вместе”, на большом листе бумаги или рулоне обоев, или на асфальте изображают объекты.

“Поэтический Петербург” - какая команда быстрей запомнит стихотворение по мнемотаблице.

Тренинг коммуникативных умений: “Назови ласково своего ребёнка” - передавая перо ангела.

“Узнай папу, маму с завязанными газами, по голосу”.

“Комплименты городу”.

“Петербургская азбука” - передаётся буква, а при команде стоп называется слово, имеющее отношение к городу.

“Унисон” - начать слово, продолжает другой. Н: фон—тан; фон—танка; ад—мирал; ад—миралтейство и др.

“Болезни города”- передаём чёрную тучку, называем то, что вредит городу.

“Мы доктора для города” - передавать красный крест кому хочешь, называя как можно помочь городу.

“Островок счастья” - совместное участие в благоустройстве детских площадок: украшение к праздникам, участие в субботниках.

Предложить родителям создать вместе с детьми дома:

Петербургский мини музей”

“Петербургский словарик”

“Петербургскую библиотеку”

“Карта – схема города для отметки мест города, где я был”

Приобретать познавательно – развлекательные игры, книги петербургской тематике, создавать коллекции символов города. Обязательно играть с детьми в игры – эксперименты

“Невская вода”, “Я такой один, одна”- сравнить отпечатки ладошек каждого члена семьи, “Моя тень”, “Солнечный зайчик расскажи обо мне” и др.

“Петербургский этикет” - проговаривать слова или создать записную книжку при обучение ребёнка чтению.

Приложение:

Анкета для родителей “Приятно познакомиться с Петербуржцем”

Ф.И.О.
Домашний адрес
Как давно в городе живёт Ваша семья:
Каким должен быть Петербуржец, по Вашему мнению (личностные качества)
Самое любимое место в городе взрослого и ребёнка, почему?
Как часто Вы любуетесь достопримечательностями города?
Читаете ли Вы информацию об истории родном городе?
Любимая лирика о городе:
Сообщите самую значимую для Вас информацию о Петербурге:
Какую историческую справку Вы бы хотели узнать о городе:
Какая атрибутика есть у Вас дома, рассказывающая о родном городе (альбомы, картины, статуэтки, развивающие игры ит.д.)
Семейные традиции вашего дома:

Рекомендации для родителей: “Целевые прогулки с детьми”

I система познания

“Улица, где находится мой дом и ДУ”.

Для старшего дошкольного возраста:

Назвать улицу, по которой будет совершаться прогулка.

Объяснить детям:

  • почему так названа улица (см. энциклопедию)
  • как узнать номер дома, в котором живёшь (чётная или нечётная сторона)
  • как узнать свой дом среди других без номера, рассмотреть окна, балконы, двери,
  • карнизы, посадки у дома (дать возможность поразмышлять самому ребёнку)
  • для чего нужны домам номера.

Обратить внимание на чистоту улицы. Объяснить, как можно сохранить чистоту, а самое главное быть самим примером культурного поведения.

  • Выучить правило – переходить и передвигать по улицам, держась правой стороны.
  • Назвать Ваш полный адрес и выучить с ребёнком.
  • После прогулки составить рассказ с ребёнком “Моя улица”, нарисовать свой дом и т.п.

“Ближайшая площадь” Н.: площадь Мужества”

  • Начать прогулку с проспекта Непокорённых (топонимика)
  • Рассказать детям, что проспект - это длинная улица с многорядным и многолюдным движениями.
  • Рассказать, как называется площадь, чем она красива (особенности построек, фасада, движение транспорта, топонимика).
  • Обратить внимание: сколько проспектов соединяет площадь? 4 проспекта, 2 улице.
  • Поразмышлять “Что было бы, если не было площади? Пояснить, что площадь не только украшают город, но и облегчает транспортное движение, скорость передвижение людей.
  • Полюбоваться “бегущем” транспортом, проговорить наземный транспорт, грузовой, пассажирский. Уточнить правила движения и перехода площади.

“Ближайший парк” Н.: “Сосновка”. (и для младшего дошкольника).

  • Наметить маршрут поездке.
  • Погулять и поиграть с ребёнком в спортивные игры Н.: “Я тебя догоню”, “Кто дальше бросит еловую (сосновую) шишку и др.
  • Полюбоваться природой, высотой деревьев, сравнить и определить молодое или старое дерево, что в парке много дорожек и площадок для детей.
  • Рассказать детям, что парки - это “лёгкие города”, что растения очищают воздух, помогают нам. А птицы “доктора” помогают растениям. Городские жителя должны бережно относиться к окружающему миру.
  • Поразмышлять, как появились парки в городе.

II система познания “Центр города”.

Алгоритм знаний об ансамблях города:

  1. Постановка цели – Что увидим?
  2. Рассказать о месте нахождения, каким транспортом будете добираться.
  3. Рассмотреть внешний облик объекта (красота, сочетание цвета, формы, украшения),
  4. Что окружает – ландшафт.
  5. Рассказать для чего построен объект, о событиях, о людях, символ города.

Алгоритм знаний о скульптурах города:

  1. Разъяснить понятие “скульптура” - живая сцена в мраморе или из другого материала.
  2. Название скульптуры и фамилия скульптора.
  3. Аллегория – о чём рассказывает объект.
  4. Философское значение – зачем создана скульптура.

III система познания: (формирование понятийного и активного словаря детей).

Гуляя с детьми по городу рассказать – Что такое город?

Уникальный город:

- большой, многолюдный город, многонациональный – развитие чувства толерантности, “культурная столица”.

- находится на реке Неве.

- один из самых молодых городов России, имеет дату рождения 27 мая 1703 г.

- несколько имён: Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт – Петербург.

- у города есть ровесник – домик Петра I.

Город горожан:

- обратить внимание на различные виды транспорта: есть метро, аэропорт, вокзалы.

- многоэтажные дома.

- широкие, длинные улицы, старые, новые проспекты, площади.

- спортивные комплексы, школы, кружки для детей.

Зелёные город:

- много садов, парков, скверов, цветочных клумб.

Город искусств:

- много музеев, библиотек, театров, концертных залов, филармония, цирк.

Город труженик

- много заводов, фабрик, магазинов, больниц, поликлиник и т.д. Рассказать о профессиях родителей, работников дошкольного учреждения.

Город островов – Северная Венеция.

- много рек, каналов, мостов.

Город – музей под открытом небом

- много исторических памятников, зданий.

Город – герой.

- памятные места Великой Отечественной войны.

Город – порт.

- географическое положение

- основатель города царь Пётр I – плотник, мореплаватель.

После прогулок обязательно вспомнить с детьми “Что я видел?”. Продумать творческое задание: нарисовать, создать объект из бросового материала, читать стихи о городе, придумывать рифмы, можно пользоваться интернет ресурсами – обводки, раскраски и т.д. Приветствуется Ваше творчество.

Для младшего дошкольного возраста.

Например, объявление для родителей:

Уважаемые, родители! Примите участие в фото сессии “Прогулка с мамой папой по осеннему Петербургу”.

Алгоритм прогулки:

“Улица, на которой я живу”

Расскажите детям: “ Что такое улица?” (дорога, где стоят дома с одной и другой стороны, по которой ходят пешеходы и ездят машины). Понаблюдайте, поговорите о движущем транспорте.

- Какие дома есть на улице (старинные или современные)

Расскажите, что кроме жилых домов есть промышленные дома (магазины, почта, поликлиника, детский сад и т.д.) Чем они отличаются? (огромные витрины, стеклянные двери и т.д.)

Определите, где стоит ваш дом – в середине, в начале, или в конце улице. Полюбуйтесь домом, сосчитайте этажи, какого цвета, чем украшен дом. Найдите указатель, на котором написан адрес, объясните ребёнку для чего нужен указатель и знать свой адрес.

Обратите внимание:

- на дворик возле дома

- на окружающую природу – уточнить понятие “куст”, “дерево”. Поиграйте в игру с “Какого дерева листок?”

- на чистоту улицы, вспомните, как можно помочь городу быть чистым.

Поиграйте в игру “Взрослый говорит: “отведи меня домой”.

Вернувшись, с прогулки по городу можно из конструктора создать свой дом и постепенно учите домашний адрес.

P.S. Принести в ДУ рисунок “Мой дом”, где есть указатель с домашним адресом.

Можно сконструировать дом из обувной коробки или из любого бросового материала. Принести фото прогулки.

Приветствуется Ваше творчество!

Уважаемые родители! Приметите участие в фото сессии

“Прогулка с мамой и папой по осеннему Петербургу”.

Цель: показать уникальность города “Там, у Невы наш первый сад”.

“Что такое Летний сад?
Это кружева оград.
Летний дом царя Петра,
Дивных статуй череда.
Перед входом чудо – ваза…
В. Блейко

Покажите детям чудеса этого уголка города, которые начинаются с нарядного входа

- Скульптуры – статуи, которые хранят необычные истории, мир легенд и сказок (см. энциклопедию).

- Постойте у памятника И. А. Крылова – скульптор П. Клод.

- Рассмотрите дом Петра I.

Пройдитесь вдоль реки Фонтанки,
Лебяжьей канавке
По Лебяжьей канавке
По небесной синеве,
Тихо вёсла поднимая, лодка движется к Неве.

P.S. Принести фото – “любимый уголок сада”.

Можно нарисовать план парка, нарисовать пейзаж парка, составить рассказ о скульптуре и т.д. Создавайте коллекцию “Символы города”. Приветствуется Ваше творчество!!!

Уважаемые, родители! Примите участие в фото сессии

“Прогулка с мамой и папой – Зимний Петербург”

Цель: показать и рассказать какой, огромный, многолюдный, старый красивый город, главную площадь и главный проспект.

Алгоритм прогулки:

- городской наземный транспорт и подземный транспорт (легковые, грузовые автомашины, пассажирский транспорт). Правила дорожного движения (улицу переходить, держась правой стороны).

- главная площадь:

Как называется? Почему?

Достопримечательности площади: Зимний дворец – Эрмитаж, Александрийский столп, арка Главного штаба.

Обратите внимание на её пространство – круглая, поэтому называется площадь.

Поиграйте и полюбуйтесь самой главной ёлкой в городе.

- главная улица – Невский проспект.

Дома разного назначения (магазины, театры, соборы)

Обратите внимание на архитектуру “Старинный город”. Наши дома – современники.

Аничков мост через реку Фонтанку.

Примечание: Невский проспект пересекает 3 водные артерии: река Фонтанка (Аничков мост), канал Грибоедова (Казанский мост), река Мойка (Народный мост). Проспект возник в 17010 году как две дороги в болотистом лесу.

P.S. Принесите фото; обязательно поговорите с ребёнком: “Что я видел? ”, нарисуйте праздничную ёлку или то, что понравилось Вашему ребёнку.

Приветствуется Ваше творчество!

Уважаемые, родители!

Примите участие в фото сессии

“Прогулка с мамой и папой по весеннему Петербургу”.

Цель: показать уникальность нашего города “Город – Северная Венеция” (находится на островах, их 42).

Адмиралтейская набережная “Горделивые львы” - стражники нашего города. - “ Будь осторожен уводы, чтоб не случилось беды”

Объясните детям: Что такое набережная?

Почему так называется?

Покажите скульптуру “Царь Пётр I – плотник”.

Рассмотрите здание Адмиралтейство, объясните назначение здания.

Полюбуйтесь с набережной видом Васильевского острова и рекой Невой, покажите мосты.

P.S. Принесите фотографии, поговорите с ребёнком: “Что ему понравилось на прогулке?”

Слепите вместе с детьми льва, используя любой материал, или создайте силуэт.

Приветствуется Ваше творчество!

Приложение.