Дистанционные формы работы в начальной школе по стандартам образования второго поколения

Разделы: Начальная школа


Новый ФГОС для начальной школы, опираясь на системно-деятельностный и личностно-ориентированные подходы, ставит во главу угла не только знания, но и умения учащихся находить информацию и использовать её для решения личностно значимых задач. Одним из главных приоритетов - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. А что это за качества личности? Как их воспитать? За счёт чего обеспечить “разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика”? Как обеспечить “рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”? Перед учителями встает необходимость освоения новых педагогических методов и средств. Введение ФГОС НОО продиктовано подготовкой учащихся, способных легко адаптироваться в постоянно меняющемся обществе, умеющих самостоятельно получать знания, обладающих целым рядом компетенций (в т. ч. информационной и коммуникативной). Дистанционное обучение (ДО) – форма учебного процесса, в котором контакты учителя и учащихся реализуются средствами информационной сети и ИКТ. Дистанционное образование входит в каноны классического школьного образования. Необходимость такого вида образования связана и с потребностями нового информационного общества, его техническими и технологическими возможностями. Преимуществом ДО является смещение акцентов с вербально-методического обучения на методы поисковой, творческой работы. У детей, обучающихся в начальной школе, существует большой разрыв в темпах развития, который определяет индивидуальные различия в их познавательной деятельности и формировании памяти, мышления, речи, восприятия. ИКТ интегрируется с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяет увеличить познавательные возможности школьников. ДО является личностно-ориентированным на более высоком уровне. Учебная деятельность в дистанционном режиме служит развитию у школьников специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач с помощью средств коммуникаций и ресурсов в сети Интернет.

Освоение информационных технологий в начальной школе создает богатую почву для достижения не только предметных, но, прежде всего, личностных (готовность к саморазвитию) и метапредметных результатов (познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия), необходимых для молодого члена информационного общества. Что может сделать учитель, желающий успеха своим ученикам? Какие инструменты может использовать для реализации не столько новых Стандартов, сколько требований быстро обновляющейся жизни? Создание и внедрение системы дистанционной работы с одаренными детьми позволяет обучающимся при помощи учителей и родителей раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое. Успешность ученика начальной школы выражается не только в отметках, но и в стремлении к новым победам; в желании проявить себя не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В основе этой работы лежат дистанционные конкурсы, викторины, предметные олимпиады, предметные недели, турниры, конкурсы-игры по литературному чтению, русскому языку, математике, ОБЖ и физической культуре. Цели и задачи дистанционной работы это, прежде всего выявление талантливых, творческих детей, их поддержка и поощрение. В ходе дистанционных конкурсов выявляются компетентные, талантливые, творческие ученики, имеющие активную жизненную позицию и высокий рейтинг. Развиваются чувства солидарности, здорового соперничества. Участникам дистанционных мероприятий предоставляется возможность соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учебного учреждения и региона в рамках открытых творческих конкурсов. Важно сформировать у детей понимание, что компьютер и сеть Интернет - не развлечение, а инструменты для развития талантов увлечений, возможность общения. Для того чтобы проверить свои знания, развить мышление, заявить о себе как о знающей, эрудированной и всесторонне развитой личности, дистанционные конкурсы и олимпиады дают прекрасный шанс попробовать свои силы. Моя задача как педагога - развивать увлечения детей, дать им возможность попробовать себя в разных видах деятельности, в школе, вне школы, в том числе использовать для этого и ресурсы Интернет. Хотелось бы поделиться практическим опытом участия в дистанционных мероприятиях. Опыт участия показывает, что каждый из учеников выбирает мероприятие по душе, в чём чувствует силы участвовать результативно. Все конкурсные задания оформляются на компьютере с использованием разных программ, которые оговариваются в условиях конкурсов. Дистанционные конкурсы проводятся по возрастным категориям, время выполнения заданий: от 2 до 5 дней. Победители и лауреаты конкурса определяются в каждой возрастной категории. Каждое дистанционное мероприятие - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху и развитию. Среди многообразия конкурсов учитель имеет возможность подобрать мероприятие, как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие мышление, логику, фантазию и креативность, не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей. Задания конкурсов можно выполнять не только в школе, но и дома (в зависимости от положения конкурса). Все победители награждаются Дипломами, лауреаты – грамотами, участники получают физические сертификаты с подписью руководителя образовательного центра. Олимпиад и конкурсов в сети интернет для начальной школы огромное количество. Больший простор для творчества дают дистанционные конкурсы, блицтурниры, викторины, эвристические олимпиады, проводимые различными Центрами дистанционного образования. Вот уже на протяжении 6 лет мои ученики активно участвуют и побеждают в различных дистанционных образовательных инициативах. Чем привлекают они младших школьников? В этих мероприятиях ценится именно полёт мысли, фантазия, непохожесть. Что даёт ребёнку участие в дистанционных мероприятиях? Участие в дистанционных мероприятиях становится открытием для ребёнка: “Я чувствовал азарт. Мне понравилось. Сегодня я был первооткрывателем!”. Задания необычно, “зажигательно” сформулированы, обращаются к личному опыту ребёнка, задают направление творческой деятельности на создание личностно значимого продукта, а также позволяют детям окунуться в мир своих идей и фантазий. Это и повод для постановки целей и планирования своей деятельности; возможность проявить себя на всероссийском уровне; запуск творческого процесса; потребность в рефлексивном осмыслении своей деятельности и алгоритм такой работы. Кроме того, участие в дистанционных мероприятиях поможет ученику сформировать портфолио собственных достижений. Что даёт олимпиада родителю? Конечно же, увидеть в своём ребёнке творца; услышать то, что ребёнок чувствует, думает, о чём мечтает; лучше понять своего ребёнка и удивиться его уникальности. Что даёт олимпиада учителю? Прежде всего, возможность оценить компетентность ученика в различных предметных областях; увидеть новые грани таланта своего ученика, его интересы и склонности; глубже понять мотивы деятельности ребёнка и его потребности; провести диагностику сформированности компетентностей (УУД). Принимая участие в дистанционных всероссийских олимпиадах, я пришла к выводу, что такая работа поможет сделать жизнь детей насыщенной, а время, проведенное в Интернете – полезным и увлекательным, учит школьников искать и находить информацию из разных источников, объединяет семью и повышает её творческий и культурный уровень. Разнообразие дистанционных конкурсов, викторин, турниров, проектов с каждым годом увеличивается, и любой ученик может выбрать именно то, что ему нравится, то, к чему он стремится. А помочь ему в этом должны мы с вами учителя!