Урок по теме «Природные зоны Африки»

Разделы: География


Дидактическая цель: организовать деятельность учащихся по формированию представлений о географической зональности природы Африки.

Задачи

  • Обучающая: формирование представлений о зональных природных комплексах Африки.
  • Развивающие: развитие умения планировать свою деятельность для решения учебных задач; развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развитие умения использовать различные источники информации (картографические, текстовые, фотоизображения) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных задач; развитие умения представлять в форме презентации информацию, необходимую для решения учебных задач; развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи.
  • Воспитательная: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся совместно с учителем сформулируют тему урока, составят план описания природной зоны на основе представлений о природном комплексе. Будут находить, использовать и представлять географическую информацию в ходе выполнения характеристики природной зоны. Узнают особенности природных зон Африки.

Метапредметные: обучающиеся совместно с учителем спланируют путь достижения цели урока. Выполнят индивидуальные задания на развитие умения анализировать информацию, преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. Будут работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Сделают презентацию в программе Power Point и представят её классу. Оценят свою работу и работу группы с позиции достижения цели.

Личностные: работая в группе, обучающиеся будут учиться успешному взаимодействию друг с другом для выполнения поставленной задачи.

Ресурсы: учебник (Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. – М.: Дрофа,2011), атлас, список обучающихся по группам (Приложение №1), текстовые инструкции для 3-х групп (Приложение №2), электронная папка с материалами для учащихся (Приложение №3), презентация учителя (Приложение №4).

Оборудование: проектор, компьютер, 3 ноутбука (для каждой группы), 3 флэш-накопителя (при отсутствии сети).

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа (по 6-7 человек).

Ход урока

Мотивация учебной деятельности

Здравствуйте! На первом уроке по теме “Африка”, я просила вас письменно ответить на вопрос “Какая ассоциация у вас возникает при произнесении слова Африка?”. Пришло время подвести итоги: 1 человек вспомнил коренное население материка; по 2 человека упомянули мультфильм “Мадагаскар”, льва, пальму; 13 человек написали “жара”; и 19 ответов состояло из слова “пустыня”. Вот сегодня на уроке мы охарактеризуем пустыни, а также саванны и влажные экваториальные леса Африки.

Актуализация знаний

Как в краткой форме сформулировать тему урока? Чем являются и пустыни, и влажные экваториальные леса, и саванны? (природными зонами) Итак, тема урока “Природные зоны Африки”.

Что такое природная зона? (Закономерное сочетание компонентов природы на определенной равнинной территории).

Какие взаимосвязанные компоненты природы можно выделить в любой природной зоне? (вода, воздух, живые организмы, горные породы, почва)

Осознание проблемы

Итак, мы вспомнили, что такое природная зона, какова ее структура. Эти знания помогут нам составить план для достижения цели урока: “Сделать характеристику природной зоны Африки”. Как вы думаете, какие пункты плана должна содержать характеристика природной зоны? (Ландшафты; географическое положение; климатические особенности; почвы; растительность; животный мир).

Открытие нового знания

Приступаем к характеристике природной зоны Африки по плану. Работать будем по группам. I группа (инструкции зеленого цвета) составляет описание влажных экваториальных лесов; II группа (инструкции розового цвета) – саванн, III группа (инструкции желтого цвета) – пустынь. Каждая группа состоит из 7 человек, один из которых, назовем его “компьютерщик”, работает за ноутбуком. Шаблон презентации, папки с иллюстрациями находятся на рабочем столе ноутбука. Сначала каждый член группы выполняет задание по индивидуальной инструкции (листу-отчету). Затем, передает результаты своей работы “компьютерщику” и совместно с ним оформляет соответствующие слайды презентации. Следите за временем: на выполнение данного задания отводится 15 минут.

Сделав презентацию, каждая группа представляет её классу. Причем, каждый член команды защищает свой слайд. Время защиты ограничено 5 минутами.

Учащиеся выполняют задание.

Технические паузы при переустановке презентаций заполняются чтением стихотворений:

Вот перед нами лесной биом,
Растений и животных очень много в нем.
Он многоярусный, лианой оплетен,
И “легкими Земли” зовется он.
В нем много “драгоценностей” растет,
Их в медицине использует народ.
На карте вдоль экватора найдешь
И мне ты эту  зону назовешь.
Рязанова Ж. А.

Саванна как в огне, краски горят,
Алым цветком распустился закат
И багровые тени в высокие травы легли
Вдали.
Белов Ю., Данилов С.

... вечная слава песка - 
Только горнева отсвет пожара, 
С небесами, где легкие спят облака,
Бродят радуги, схожа Сахара.
Буйный ветер второй властелин

Вот он мчится порывами, точно
Средь высоких холмов и широких долин 
Дорогой иноходец восточный.
И звенит и поет, поднимая, песок,
Он узнал своего господина, 
Воздух меркнет, становится солнца зрачок, 
Как гранатовая сердцевина.
Н. Гумилев

V. Рефлексивно-оценочный этап

Спасибо за ваши выступления! Настало время обдумать и оценить свою работу и работу своей группы на уроке. Поставьте оценки от 1 до 3 баллов себе и своей группе на листе-отчете.

Оценка за урок будет включать помимо баллов самооценки, балл за лист-отчет и балл за слайд.

(Оценка за урок = самооценка (3)+лист-отчет(1) + слайд(1)).

Домашнее задание: параграф 28 читать; по желанию дополнить презентацию.