Великая Отечественная война в произведениях художников

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • дать общий обзор изобразительного искусства в эпоху борьбы с фашизмом в годы Великой Отечественной войны;
  • учить умению отбирать материал и развивать монологическую речь учащихся при подготовке докладов;
  • эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование: Презентация к уроку (компьютер, проектор).

Вводное слово учителя:

1418 дней и ночей длились невиданные по размаху и ожесточенности сражения.
И с первых же дней войны, надев солдатские шинели, ушли на фронт в качестве бойцов, командиров, политработников, корреспондентов фронтовых газет многие писатели, поэты, художники. Они прошли трудными боевыми дорогами, деля с солдатами всю тяжесть фронтовой жизни, суровые испытания человеческого духа, мужества, героизма. И дорожный альбом художника запечатлевал огненные мгновения истории.
Творческими усилиями многих графиков, скульпторов, живописцев создана героическая летопись событий тех незабываемых лет. Она многообразна и многогранна, как жизнь и борьба советского народа.
Нелегко представить себе обстановку, в которой создавались те пропахшие порохом рисунки. Но, возвращаясь к произведениям участников войны, мы и сегодня не перестаем восхищаться заложенными в них гражданским пафосом и драматизмом, документальной и художественной правдой.
Художественно-документальный материал военной эпохи поистине неисчерпаем. Его значение для нас — неоценимо. Во многих семьях хранятся пожелтевшие от времени фронтовые фотографии, как драгоценные реликвии, дополняют экспозиции музеев фронтовые зарисовки и этюды. На них изображены люди, которые моложе многих из наших современников. Они тоже хотели жить. Но Родина позвала их на подвиг, и они отдали ей самое дорогое — жизнь. Вот почему все, что запечатлело героев — книги, стихи, фильмы, рисунки, картины,— все это своеобразное завещание живущим сегодня.
Все дальше в историю уходят события минувшей войны.
Но они живут и всегда будут жить в произведениях искусства и литературы, ставших замечательными документами непобедимой духовной силы советского человека.
Вместе с весной в каждый дом, в каждую семью приходит светлый Праздник Победы. И, глядя сегодня на работы художников, посвященные войне, мы думаем с благодарностью о тех, кто их создавал, и о тех, кому они посвящены, потому что в этих произведениях во весь свой исполинский рост встает образ Родины, образ героического советского народа.

2 слайд.

С первых дней войны плакат И. А. Тоидзе «Родина-мать зовет» стал страстным призывником к героической защите родной земли. Художник понимал, что тема Родины, представленная в женщине, близка теме народного страдания. В основе аллегории лежит образ женщины, которому автор сумел придать верное выражение, сделать её призывающий жест простым и в тоже время торжественным. Из-за спины женщины выступают ружейные штыки, а лист с текстом воинской присяги а её руке усиливает впечатление значительности образа. Плакат пробуждал советских людей браться за оружие, защищать родную землю от немецко-фашистских захватчиков

3 слайд

«Комиссар Брестской крепости». На этой картине изображен подвиг Е.М. Фомина. Оставшись один, он вышел против врага с гранатой в руке, окровавленный, готовый вступить в последнюю схватку. Простыми, лаконичными, но очень точными средствами автор сумел передать непобедимость комиссара. Это мужественный политработник, воспитанник комсомола, был душой обороны крепости. «Будьте беспощадны к врагу, берегите друг друга!» – говорил он бойцах перед контратакой. Позднее было известно, что, полумертвого, фашисты схватили его и оасстрепяли около ворот крепости. Посмертно Фомин был награжден орденом Ленина, его именем названа улица в городе Бресте.

4 слайд

Константин Юон «Парад на Красной площади» Суровый день начинающей зимы, свинцовые тучи, покрывая небо, удаляются вместе с маршем войсковых частей вглубь пространства...
На этом прославленном параде, участники которого с Красной площади уходили прямо на фронт – на огневые рубежи под Москвой, К.О. Юон лично не присутствовал, знал по рассказам очевидцев, из газет.

5 слайд.

«Окраина Москвы. Ноябрь 1941г.» создал в дни жесточайших сражений за Москву А. А. Дейнека.
Новый тип пейзажа вобрал в себя тяжелый и героический дух времени, отражавший чувства и мысли советских людей, сражавшихся за свободу и честь родной земли. На картине изображен грозный, настороженный облик города, готового к отпору. Заснеженная земля вздыбилась сугробами., ощетинилась стальными надолбами, противотанковыми «ежами». Опустевшие дома словно замерли и притаились в ожидании часа решающей битвы.
Злой ветер бессилен разогнать свинцовый сумрак предрассветного неба, уже окрашенного отблесками уже далёких разрывов. Стремительный бег грузовика довершает впечатления тревожного ожидания. И хотя людей не видно, их воля и решимость выстоять незримо присутствует в картине.

6 слайд.

Бессмертный подвиг Зои Космодемьянской в дни Великой Отечественной войны вдохновил многих мастеров искусства. В её подвига, в самоотверженности и стойкости этой девушки увидели олицетворение лучших черт советского человека. Сказанные Зоей перед смертью слова: «Это счастье – умереть за род», облетели всю страну.
28 января 1942 года в «Правде» был опубликован очерк о подвиге и героической смерти партизанки в деревне Петрищенковской области, а 9 апереля художники Кукрынисты выезжали к месту
гибели Зои. Здесь помнили о юной партизанке. И очевидцы которые рассказали трагическую историю о ней. О том как фашисты издевались над Зоей, как били и пытали её, а потом босую выгнали на мороз.
Художники представляли себе, как, с трудом передвигая обмороженные ноги, шла Зоя к месту казни, как, гордо сжав кулаки, стояла перед фашистами, бросая им в лицо слова, полные гнева и презрения: «Всех нас не перевешаете! Нас много! Победа будет за нами!»

7 слайд.

Тут же под впечатлениями художники начали писать. Они работали быстро, с огромным душевным напряжением. Эскиз за эскизом, вариант за вариантом. Вначале художники изобразили Зою умирающей, но это решение их не удовлетворяло, так как снижалось героическое звучание образа. Тогда они задумали показать Зою в последние минуть перед смертью. В окончательном варианте картины «Таня» прежде всего звучала тема непокоренности, несгибаемости советского человека....Зоя стоит на эшафоте, сколоченном из ящиков. Её стройная девичья фигура полна внутренней стойкости и решимости. Смерть не страшит её. Лицо её гневно, сурово, полно ненависти к врагам. Растерянные, потрясенные героизмом девушки, снуют фашистские солдаты, щелкают фотоаппаратами... В скорбном молчании застыли крестьяне, согнанные с окрестных деревень смотреть на смерть советской партизанки. Цветовое решение картины, построенное на сочетании холодных, серовато-синих и зеленоватых тонов, помогает раскрытию основной идеи, передает скорбное настроение.

8 слайд.

Дейнека А.А. «Оборона Севастополя». Яркой страницей воинской доблести Советских вооруженных Сил является оборона Севастополя а годы Великой отечественной войны. Немецко-фашистское командование планировало быстро захватить Севастополь, обеспечив тем самым свое господство на Черном море. Но эти планы провалились. 250 дней войны Приморской армии и Черноморского флота стояли насмерть защищая в боях за Севастополь около 300 тысяч солдат и офицеров. Картина Дейнеки – это гимн городу-герою, патетический образ борьбы мужества его защитников. В этом полотне проявилось героико-романтическое начало творчества Дайнеки, его дар спрессовать события в общественную предельно действенную художественную форму. Композиция построена так, что наступление советских моряков на фашистских солдат приобретает поистине ураганную силу. Они наступают мощным клином, сметая сопротивление массы врагов. Огромная фигура матроса на первом плане, которая с трудом вмещается на полотнище, дана в острейшем ракурсе. Его яркость и сила воплощают в себе мощь народной войны против фашизма. На тесной полоске прибрежной земли вплотную, врукопашную столкнулись два мира. Художник решает картину как противоборство света и тьмы.

9 слайд.

Лукомский И.А. «Клятва Сталинградцев» Здесь, на Волге, в разгар сталинградского сражения, многим частям и соединениям Сталинградского фронта, отличавшегося в боях с врагом, было присвоено звание Гвардейских.
На большом холсте художник запечатлил момент вручение гвардейского знамени. На высоком берегу могучей русской реки
выстроились бойцы и командиры одной из дивизий, войны которой проявили стойкость и мужество при защите волжской твердыни. Они только что вышли из жаркого боя. Грозовое небо, вдали всполохи яростного огня, рвутся мины и снаряды, оставляя свой след на снегу чернеющими снарядами. Близок час победы, когда окруженная советскими войсками обратная группировка фашистских войск будет окружена и наголову разгромлена!
«Подвиг Паникахо». Не жалея солдатских жизней, оставляя после себя кровавый след, немецкая армия клином через знойные донские степи рвалась к Сталинграду. Гитлер отобрал и бросил сюда лучшие части/Здесь он захотел решить исход войны. И ценою больших потерь враги ворвались, наконец, в город на Волге. К исходу 23 августа передовые отряды противника севернее города вышли к реке. Опасность была теперь ещё более грозной, чем в 1941 году. Враг стоял в 120 километрах от Москвы, достиг перевалов Кавказа и вышел на Волгу, а Волга – это «ось России».Борьба на фронте достигла наивысшего накала. Немецкая армия прижала ниши части к реке. Волжские переправы были под непрерывным обстрелом. На воде полыхала разлившаяся нефть. В грохоте, в дыме, в огне город рушился под немецкими бомбами. Гитлер заявил: «Русские на границе истощения своих сил». Но защитники города держались. Они погашали в себе всю силу немецкого удара. Это было время массовых самоотверженных подвигов.Взрыв оборвал телефонный провод – смертельно раненный, уже падающий, связист Титаев нашёл в себе силы зубами зажать оборванные концы проволоки и тем восстановил связь. Пятнадцатилетний артиллерист Федоров один раз вел бой против двух танков и роты автоматчиков; когда орудие вышло из строя, когда правая
рука повисла как плеть, когда кисть левой руки была оторвана – он связку гранат взял в зубы и, поддерживая её перебитой рукой, бросился под танк. Пуля разбила бутылку с горючей смесью в руке бойца Паникахи; объятый пламенем, он побежал к вражескому танку и зажигает его собою.На позиции остались в живых четыре бойца без патронов – Степаненко, Чирков, Шуктомов, Кочетков. Они привязали к себе гранаты и бросились под наступающие танки. Также поступили бронебойщики Сарафанов и Чембаров, – подбив четыре танка из десяти, они со связками гранат легли под гусеницы...Не крепость, а простой город, отрезанный от железных дорог, прижатый к воде, – чем он мог держаться? Силой оружия, да. Но прежде всего – силой духа великого народа.Люди выдерживали по двадцать атак в день, глохли от грохота, бросались в рукопашную, погибали под развалинами – но никакая сила не могла выцарапать их из городских кварталов.Месяцы штурма, века славы. Город на Волге держался, спасая страну, спасая весь мир.

11 слайд.

Кривоногов П.А. «На курской дуге». Картина посвященная одном из важнейших событий великой Отечественной войны. Летом 1943 года на территории четырех областей – Курской, Орловской, Белгородской и Харьковской – завязалось ожесточенное сражение, получившее название битвы на Курской дуге. Картина Кривоногова представляет собой панораму только что отгремевшей гигантской битвы: ещё горит земля, ещё не развеялся дым, ещё в воздухе стоит гул канонады, хотя сражение уже ушло за горизонт туда, где идет преследование бежавшего врага. Художник использовал вытянутый формат полотна, чтобы как можно шире охватить поле боя, показать изрезанную, истерзанную землю, начиненную железом. Суров и энергичен колорит картины, словно вобравший в себя образ
раскаленного металла. Он по-своему говорит о великом мужестве русских солдат, которые прошли через эту огненную битву, одержав в ней победу.

12 слайд.

Пластов А.А. «Фашист пролетел». Эта картина приобрела уже в первые годы войны мировую известность. Поздняя осень: низкое хмурое небо, золотисто-желтые листья берез, порыжевелая трава. На опушке леса пасется стадо, здесь же бегает мальчишка – пастушок. Но вот пролетел фашистский самолет, и летчик, прижав машину к земле, полоснул из пулемета. Упал мальчонка на землю и уткнулся головой в траву. Протяжно завыла собака. Разбежалось стадо. А над пробуждающимся к жизни полем озимых, постепенно скрывались вдали, улетает самолет...В душе каждого советского человека, видевшего эту картину, рождались гнев и ненависть к фашистам убийцам, жажда отмщения. Всмотритесь ещё раз в картину, в её задумчивый пейзаж, такой близкий сердцу, в эти тоненькие, колеблющиеся на ветру молодые березки – и вы почувствуете щемящее чувство боли, возмущения, обиду за оборвавшуюся жизнь мальчика, за поруганную землю. Эту картину невозможно забыть. Подобно набату, звала она к уничтожению врага.

13 слайд.

«Мать партизана» СВ. Герасимов написал в 1943 году. О чувствах побудивших его написать эту картину, он сказал так: « В тяжелые годы войны с фашизмом, вторгнувшимся в пределы нашей страны, когда мы все, граждане своего Отечества, жили только одним чувством любви к Родине, мне захотелось монументальном произведении найти выражение этих чувств и настроений, моих и всего русского народа. Так возникла картина «Мать партизана», где я мечтал в образе матери, русской женщины-крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками».Замысел художники получил воплощение в образе русской женщины-патриотки, мужественной, оказавшейся в силах заглушить в себе личное материнские горе ради любви к людям. Такой человек не передаст ни при каких угрозах и пытках. Идея произведения выражено отчетливо и убедительно. Его персонажи противопоставлены друг другу. С одной стороны – русская крестьянка, с другой – фашисты. Фигура женщины занимает главное место на картине. К ней обращается фашист, на нее смотрит молодой партизан – её сын, ожидая ответа, стоят односельчане. Допрос и жестокая расправа с непокорными происходят на фоне разгромленной войной, вытоптанной, потерявшей живые краски деревенской улице. В картине выражались патриотические чувства всего русского народа. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и получила золотую медаль.

14 слайд

Плакат В. Б Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» получил поистине всенародное призвание и любовь. Написанный в 1942 году он вызывал чувство сердечной боли и глубокого возмущения. Вид женщины с ребенком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал разгромить врага. Воинам эта женщина с ребенком напоминала жену, детей, матерей оставшихся за линией фронта. Вглядитесь в лицо женщины... В нем нет страха. Она готова на все, чтобы спасти своего ребенка, скорее погибнет, чем станет рабой. Её нельзя заставить унижаться перед фашистами. Плакат, несмотря на трагическую мрачность темы, был оптимистичен, вселял
уверенность в победе, не пугол, а пробуждал в людях отвагу и ненависть к фашизму.

15 слайд.

Матросов портрет

16 слайд.

Одним из незабываемых подвигов во славу Родины стал подвиг Александра Матросова, совершенный на великолукской земле. Ему было 19 лет, когда вместе со своей частью он вел бой за деревню Чернушки. 23 февраля 1943 года фашистский дзот преградил дорогу наступающим советским войскам. Несколько попыток уничтожить его оказались безуспешными. Атака захлестнулась. Вдруг из роты бойцов, залегших в снегу, поднялась фигура в маскхалате и метнулась к дзоту. Граната, брошенная солдатом, заставила фашистский пулемет замолчать. Часть поднялась и рванулась вперед, но пулемет вновь ожил. Тогда, оставшись без гранат, А.Матросов бросился к вражеской амбразуре и закрыл её своим телом.

17 слайд

Особую ценность представляют произведения тех мастеров изобразительного искусства, которые воочию столкнулись с событиями этой незабываемой поры, сами участвовали в боях, прочувствовали и запомнили удивительное на всю жизнь. К таким мастерам советской живописи относится народный художник СССР Виктор Григорьевич Пузырьков. Жизненно-правдивой по художественно-образному строю является имеющая некоторую автобиографическую основу (тяжело раненного Виктора Пузырькова тоже вынес после боя товарищ -побратим) картина «Солдаты». Только что закончилось сражение. Догорают подбитые вражеские танки. Сильно повреждена и одна из наших стальных машин. Вдоль грязной, изображенной гусеницами дороги – с лужами талой воды – лежат трупы убитых, валяется одинокая немецкая каска. И по этой же дороге с нечеловеческим напряжение сил стрелок-автоматчик тащит на себе раненного боевого товарища. Сколько в лице война железного упорства, сознания товарищеского боевого долга. Да и вся фигура, освещенная случайным лучом солнца, как бы вырастает в символический образ и самой жизнью отстоял и защитил Советскую страну.

18 слайд

Самой яркой, известной работой Юрия Михайловича Непринцева стало полотно "Отдых после боя", созданное по поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин". Художник запечатлел в картине короткую передышку между боями. Лукаво прищурив глаза, веселит своих боевых друзей очередным шутливым рассказом Василий Теркин, снимая тяжёлое напряжение после недавней атаки. "Я хотел дать коллективный портрет советских людей, солдат великой армии-освободительницы, – говорит о своей картине художник. – Подлинный герой моей картины – это русский народ".
Привалясь к стволу сосны, Не щадя махорки, На войне насчет войны Вел беседу Теркин. Центр картины, занятый бойцами, выделяет ярко-красный кисет в руках рассказчика. Боец что-то весело говорит присутствующим. Вспоминаются «политбеседы» Теркина — «не унывай» , когда он балагурил, поднимая дух бойцов. Серьезный рассказчик веселит окружающих шуткой. Это прекрасно видно на картине Непринцева. Вероятно, солдаты только что вышли из боя: один проголодался и что-то ест, другие курят или просто молча слушают, думая о своем. Война — страшная вещь, но постоянно горевать нельзя и на фронте, слишком тяжело на сердце. Драматичные события, ежедневные потери трудно переживались людьми. И когда выпадали недолгие минуты отдыха, люди могли успокоиться, порадоваться тому, что остались живы, вернули очередную пядь своей земли. Окружающие остановились на мгновение, передохнут и двинутся дальше. Они спешат на запад отвоевывать отданное с кровью и так же трудно отбиваемое обратно. Впрочем, что там думать, братцы, Надо немца бить спешить. Вот и все, что Теркин вкратце Вам имеет доложить.. . То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, — В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный. Русский чудо-человек. По духу картины, по настрою бойцов видно, что это время стремительного наступления Красной Армии. Сложно терять друзей и близких, но в людях было страстное желание скорее освободить родную землю от врагов, бесцеремонно вторгшихся в Россию. Непринцев сумел создать художественное произведение, отражающее оптимизм и патриотический подъем защитников Родины, хотя время и было тяжелое.

19 слайд.

Предчувствием победы полна радости, вся пронизанная солнцем картина А.Лактионова «Письмо с фронта». Сюжет её прост и незамысловат. В его основе лежит типическое для военных лет событие. Раненный фронтовик, приехавший на побывку в родной город, привез семье своего боевого друга письмо. На залитом солнцем крыльце вся семья. Мальчик читает вслух письмо отца. Судя по настроению людей, мы понимаем, что в этом письме содержатся хорошие вести, вести о наступлении Советской Армии, о скорой победе. Душевному состоянию людей соответствует и яркий солнечный свет, и открывающийся за распахнутой дверью, напоенный чистым, прозрачным воздухом летний городской пейзаж.

20 слайд

Ненависть к врагам, любовь к Родине вдохновили художников на создание картины, утверждающей в веках славу советского патриотизма. Эти же мысли руководили художниками, когда в 1944 году они приступили к созданию картины "Бегство фашистов из Новгорода" (ГРМ).
В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобожденный Советской Армией Новгород. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. В снегу валялись части распиленного гитлеровцами памятника "Тысячелетие России". Израненный, в выбоинах от снарядов стоял собор Новгородской Софии – символ национальной славы.
Утвердить незыблемость и вечность творений русского зодчества, бессмертие великой культуры – такую задачу поставили перед собой художники, приступая к созданию картины.
...Судорожно мечутся с факелами в руках удирающие из города фашисты, пытаясь истребить, уничтожить национальные святыни. В центре картины высится исполненный трагической красоты собор. Несмотря на багряное зарево пожара, на снятую золотую обшивку куполов, собор стоит на родной земле как твердыня, как олицетворение героической славы России. Кругом пылает огонь, от гари черна дорога, по которой бегут с факелами поджигатели, но стены собора белоснежны, рисунок его силуэта чист и ясен.
Озаренный теплым солнечным светом, великий памятник древнего зодчества стоит как богатырь, полный величия и силы, утверждая торжество разума и неотвратимость возмездия над фашистскими мракобесами.
Сложной выразительной композицией, умелым распределением света и тени художники придали картине большое эмоциональное звучание. По завершенности замысла, яркости воплощения "Бегство фашистов из Новгорода"– одно из наиболее значительных полотен военного времени.

21 слайд.

Александр Невский. Перед нами репродукция третьей части триптиха: А.Невский, сжимая рукоять меча, в латах, весь выкованный из стали, стоит на берегу Волхова, возвышаясь над старинным собором. За его спиной – верная дружина, а за плечами – черный стяг с изображением Спаса «Яровое Око». Взгляд князя, суровый, сосредоточенный, устремлен в сторону врага. Кольчугу, латы и шлем, художник писал с натуры в историческом музее. Описания великокняжеского стяга, он нашёл в летописях. Хотя Александру Невскому в тот момент битвы было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным.
Огромная копия картины в феврале 1944 года была установлена при въезде в разрушенный Новгород, символизируя собой древние слова: «Кто к нам смечем войдет, от меча и погибнет».Победа,, которая пришла к нам 9 мая 1945 года, досталась советскому народу слишком большой ценой. Не забывая об этом, художники вновь и вновь возвращались к теме Великой Отечественной войны.

22 слайд.

Картина «Победа» завершила кривоноговскую галерею о Великой Отечественной войне. Замысел её родился в мае 1945 года, когда был в Берлине, видел своими глазами ликование наших войск, победоносно завершивших войну. Художник расположил большую массу радостных, но безмерно уставших солдат на ступенях рейхстага. Они как бы приглашают вас на этот праздник: посмотрите на его героев, вот, кто шел с боями от Волги до Берлина, это и есть наш советский народ, одержавший победу. Свыше 600 воинов были удостоены в боях за Берлин звания Советского Союза, многие получили вторую медаль «Золотая». Хороши портреты, каждого из изображенных солдат командиров-победителей, все они индивидуализированы, наделены неповторимой характеристикой, и, всматриваясь в их лица, кажется, видишь всю нашу страну.