«Моя малая родина. Москва и москвичи», посвящается Владимиру Алексеевичу Гиляровскому

Разделы: Литература


Честь – это знамя настоящего человека.

Влад Абдурахманов (6г)

Патриотическое воспитание подростков, на мой взгляд, одна из приоритетных задач, стоящих перед школой. Если мы не будем уделять внимание этой теме, то этим займется кто-то другой. Тот, кто заинтересован в растлении детской души. И пока будем обсуждать, что такое патриотизм, как надо его воспитывать, – дети могут попасть под влияние людей, далеких от любви к ближнему, толератности, самого понятия, что такое Родина.

Так, что такое Патриотизм? Это национализм? Превосходство над другими народами? Или что-то совсем другое? Как сложно детям разобраться в этом «море» слов и лозунгов. Быть патриотом – это всей душой любить жизнь, людей, которые рядом, быть терпимым и понимающим, помнить свои корни и верить в добро, быть честным и преданным.

«Честь для меня – это доверие, которое можно потерять или приобрести. Честь потерять очень легко, а вот заслужить и хранить – сложно. Честь – это цена, если ты знаешь цену самому себе, то ты ее не потеряешь. Честь – это твое достоинство», – Ксения Белова

«Честь – это духовное достоинство, выработанное временем и силой духа. Честью можно считать независимость и гордость», – Влад Абдурахманов

«Люди, которые являются образцами чести, никогда не врут, говорят правду, какая бы она ни была, они всегда держат свое слово. Честь – это высокий уровень, отношений которого мы достигаем в течение всей жизни», – Полина Гоголева

«Преданность – это чувство, заложенное в каждом сердце, в каждой душе. Преданность – это не служение кому-либо, это взаимное чувство, преданность между кем-либо высказывается моральной и физической поддержкой, братским чувством, чувством свободы, ответственностью перед Родиной, своей семьей. Преданность дает силу видеть в человеке только хорошее, яркое, красивое», – Эрик Хекоян

«В моем понимании преданность – это доверие к человеку и принятие его таким, какой он есть. Если человек предан, то он никогда не подведет, не останется равнодушным к твоей боли, проблемам близких. Если бы люди были преданы друг другу, то жизнь на этой планете была бы гораздо проще».

Я считаю, что патриотизм – это чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество;уважительное отношение к историческому прошлому Родины.

В. А. Сухомлинский писал: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребенок прикасался сердцем к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы прошел путь к познанию высших интересов».

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература. Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания духа дружбы, взаимопонимания, толерантности, среди людей разных национальностей, религиозных конфессий, подходов к развитию и месте среди народов планеты.

Эффективность патриотическоговоспитания зависит не только и не столько от количества проводимых мероприятий, и от формирования единой системы, единого подхода в воспитанииучащихся. Конечная цель этой работы – формирование личности гражданина, россиянина, защитника Отечества, патриота. Это ни в коем случае не должно быть формальным мероприятием, потому что тогда все превратится в «местечковый» или еще хуже «квасной» патриотизм.

Когда я узнала, что с первого сентября буду работать в кадетском классе, то очень обрадовалась, потому что уже несколько лет на уроках литературы особо выделяю проблему нравственного воспитания. Изучая любое программное произведение, ищу вместе с ребятами все, что касается вопросов толерантности, понимания между людьми, отношения человека к месту, где он родился, к родному дому, близким людям. Конечно, читая биографию писателя, творческого человека, мы отслеживаем, в первую очередь и главный вопрос – Родина. А у Пушкина читаем:

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.

«У каждого человека Родина вызывает приятные воспоминания, драгоценные воспоминания, Каждый дорожит своей Родиной. Совсем неважно, какая она: маленькая или большая, скромная или роскошная – она бесконечно дорога всем», – Елизавета Савченко

Моя первоочередная задача на ближайшее время – донести до учащихся-кадетов важность их выбора, чтобы не получилась «игры в солдатики». Научить их быть самостоятельными, уметь принимать решение и отвечать за выполненную работу, а главное – брать на себя ответственность. На первом этапе это для всех важно, а для них особенно, поэтому к ним я предъявляю особенную требовательность, приучаю к рабочей дисциплине, чувству локтя, ощущать себя коллективом

Программные произведения помогают понять, что такое патриотизм, Родина, особенно такие, как повесть «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Данко» М.Горького, раздел в учебнике литературы, связанный с произведениями «Тихая моя Родина..» и т.д.

Но особую надежду я возлагаю на уроки внеклассного чтения – литературные композиции. Что же такое литературно-художественная композиция?

Такие уроки также воспитывают чувство гордости за город, чувство любви и уважения к родителям, своей семье. Все уроки были проникнуты теплом, объединившим всех, какой-то невидимой нитью ВЕЛИКОГО СЛОВА, сказанного о любимом городе поэтами и писателями и трогательно переданного нам учащимися.

После каждого урока они пишут мини-сочинения, объясняя свое отношение к этому действу, к тому, о чем они рассуждают, читая стихи.

«Для меня очень важно участвовать в литературных композициях, посвященных моей малой Родине. Они учат нас понимать, что такое для нас эта маленькая Родина. Для каждого человека – это свое, особое место: для кого-то – это дом, в котором он живет, для кого-то – просто улица, по которой он гуляет, а лично для меня, малая Родина – это маленькое место в деревне, за огородами. Я родилась и выросла на том месте и пережила много тяжелых минут, но когда мне бывает плохо, я прихожу туда, на мою малую Родину, и мне становится легче. Эти уроки всегда напоминают мне о моей маленькой Родине».

«Москва для меня – это не малая, а большая Родина. Я москвичка и очень горжусь этим. Литературные композиции учат нас понимать, как дорога нам Москва, учат быть добрее, уважать тех, кто живет рядом с нами», – Ксения Белова.

«Очень понравился урок. Как будто заблудились в арбатских переулках. Зашли в старый московский дворик, посидели на скамейке, послушали стихи и музыку. А Москва где-то несется по широким проспектам в суете дня», – написали родители. После урока было много теплых слов, много слез…

«Замечательная идея и воплощение. Атмосфера приятная, уютно, по-домашнему. Для восприятия самая удачная форма. Дети подготовлены, слаженно читают стихи, рассказывают об истории Арбата. Хороший профессиональный уровень. Мнение об уроке самое высокое, восторженное. Огромная благодарность», – мама Беловой Ксении.

«Урок был необыкновенный. Так важно для развития наших детей, для воспитания у них патриотизма и чувства любви к малой Родины».

«У каждого человека свои ассоциации, связанные с пониманием, что это такое. Для одних – это маленький домик в деревне, а для других – современный коттедж в Испании. Я отношусь к этому немного по-другому. Теперь я поняла, что моя малая Родина для меня – это то, место, где находится моя семья, то место, где меня всегда ждут, место, куда всегда хочется вернуться, где бы ты ни находился», написала ученица седьмого класса, побывав на уроке.

«Мы понимаем, как важно воспитать у ребенка чувство патриотизма и любви к своей Родине, к своей малой Родине – нашей красивой и великолепной столице – городу Москве. Дети были собраны, чувствовали гордость за свою малую Родину», – родители Гоголевой Полины.

«Огромное спасибо за литературно-музыкальную композицию! Мне, родившемуся на Арбате, очень приятно было присутствовать на данном уроке. Он был проведен на высоком методическом уровне, учащиеся спокойно работали, душевно читали стихи, рассказывали о нашей малой Родине», – педагог-воспитатель кандидат исторических наук А.М. Журков.

«Очень важно помочь детям узнать, понять, полюбить Москву, и через судьбу столицы – Россию. Благодаря широко представленным историческим эссе о зарождении улочек Москвы, стихотворений знаменитых поэтов, посвященных нашей столице, которые читали дети, чудесной музыке и дивным акварелям, сопровождающим этот урок, ребята получили неизгладимое впечатление и сделали для себя много новых открытий, а это самое главное».

Учащиеся-кадеты были на этом уроке зрителями и слушателями. Это был первый шаг навстречу пониманию, что такое вместе изучать Москву.
Следующий этап – это участие ребят 7 класса, которые будут вместе со мной рассказывать о литературной Москве. Этот урок так и называется: «Моя малая Родина. Москва литературная».

«Литературные композиции учат нас понимать, чувствовать ту любовь и преданность к Родине. Они дают нам возможность оказаться в прошлом и понять, какая она Москва. Малую Родину надо любить, потому что это самый дорогой, близкий и родной для вас дом. Ролики Александра Смольянинова о Москве помогают настроиться на чтение стихотворений. Он сам родился в Москве, и создает эти маленькие шедевры, чтобы все полюбили наш город».

«Родина – это, то место, где родился человек. Родина вызывает приятные воспоминания. Каждый дорожит своей Родиной, и совсем неважно какая она: маленькая или большая, скромная или роскошная, но каждый любит ее всей душой».

«Мне очень важно участвовать в литературных композициях. Они учат нас любить и понимать нашу малую Родину». К этим словам НЕЧЕГО добавить.

Я надеюсь, что такие уроки позволят изменить сознание учащихся-кадетов в отношении своего будущего, малой Родины, места, где они живут, понять, что это лишь часть большой страны, имя которой – Россия. «Научить чувству патриотизма нельзя, можно только воспитать», – Д.С.Лихачев Ребятам необходимо ощутить необъятные просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, где в каждом далеком уголке живут и трудятся твои соотечественники, которым нужно мирное небо над головой и мир в сердце, чтобы жить стало еще лучше и радостнее, и тогда никто не посмеет посягнуть на спокойствие и бездонность твоей малой – большой Родины.

А новые сценарии уроков – литературных композиций расскажут о далеком Дагестане, сибирской деревушке, маленьком ауле и других местах нашей необъятной Родины.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4