Урок информатики по теме «Системы счисления»

Разделы: Информатика


Цели:

  • Образовательные:
    • сформировать представление  о хранении информации в памяти компьютера;
    • дать определение понятия «система счисления»;
    • познакомить с позиционными и непозиционными системами счисления.
  • Воспитательные:
    • воспитание информационной культуры, внимания, усидчивости.
  • Развивающие:
    • развитие умения выделять главное;
    • развитие интереса к предмету.

Материальное обеспечение: проектор, экран, компьютеры.

Программное обеспечение: презентация «Системы счисления» (приложение 1).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (Презентация, слайды 1-2)

– Здравствуйте! Мы с вами каждый день сталкиваемся с различными видами информации: слышим звуки, читаем и пишем, считаем, любуемся картинами и рисунками. Для того чтобы воспринимать информацию различного рода у нас есть органы чувств. А как же компьютер воспринимает окружающий нас мир? (Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку)

2. Изучение нового материала (слайд 3)

– Какие виды информации вы знаете? (Графическая, числовая, текстовая, звуковая и видео информация)
– Компьютер тоже может воспринимать все эти виды информации. Но у него нет органов чувств, нет глаз, нет ушей. Давайте посмотрим на окружающий мир с точки зрения компьютера.
Для него вся информация разбита на ячейки заполненные единицами и ноликами. Представьте тетрадный лист, в каждой клеточке которого стоят нолики и единицы. Это и будет память компьютера.
(слайд 4)
Каждая клеточка занимает одну минимальную единицу измерения информации – бит. То есть, сколько клеточек столько и бит. Независимо от вида представленной информации, будь то фотография, мелодия или фантастический фильм, компьютер видит только нолики и единицы.
Информация, представленная в цифровом виде, называется данными.
Представление информации в виде последовательности нулей и единиц – последовательности бит – называется двоичным кодированием.
– Как вы думаете: удобно ли это?
(слайд 5)
В далекие времена, великий мудрец, математик и философ Пифагор сказал: «Все есть число». Он считал, что число – это нерушимая основа окружающего мира. Все строится из чисел. Причем основным числом является единица, остальные лишь комбинация, набор единиц. Получается, что есть единица либо ее отсутствие – то есть ноль. Чем же ни память компьютера?
(слайд 6)

В различные времена люди считали по разному – у них были разные знаки, символы, обозначающие цифры.
Метод записи числа, представление чисел при помощи знаков называется – системой счисления. А совокупность знаков, используемых для записи чисел – алфавитом системы счисления. Количество знаков в алфавите показывает чему равно основание системы.
Например, в нашей системе – 10 знаков. Соответственно и название у нее десятичная.
– А в восьмеричной? В двоичной? В пятеричной?
– Какое число следует в пятеричной системе за четверткой?
– А в двоичной за 1? за 10?
(слайд 7)
В глубокой древности люди считали при помощи пальцев, камешек, узелков, палочек, то есть простейших предметов. Они не могли складывать и вычитать, умножать и делить. Для счета предметов у них было только слово «есть», то есть поймали добычу – значит она есть, завязали узелок. Такая система называлась унарной и использовалась только в древние времена.
(слайд 8)
В Древнем Египте примерно, а третьем тысячелетие до нашей эры люди придумали свою систему счисления. Для обозначения десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч – ключевых чисел – они ввели знаки, которые и помогали им записывать числа. Причем числа записывали как справа налево, так и сверху вниз и наоборот. Каждая запись обозначала какое-то конкретное число.
(слайд 9)
В Древнем Риме для обозначения чисел использовали разнообразные положения рук, которые со временем легли в основу написания чисел. При этом были  задействованы заглавные латинские буквы. Древнеримская система обрела огромную популярность. Можно до сих пор встретить римские числа в часах, обозначении исторических дат.
(слайд 10)
Древние славяне использовали при записи чисел буквы алфавита с особами титлами. Здесь впервые можно заметить постепенный переход на десятичную систему счисления.
(слайд 11)
Но и у древних славян, и в Древнем Риме, как и у Древних Египтян количественные значения символов в записи числа не зависели от их местоположения. Такие системы счисления называются непозиционными. Таких систем достаточно много. Они очень красивы в написании, но совершать математические операции при этом очень трудно, при этом появляется постоянная потребность в новых знаках и символах для написания больших чисел.
(слайд 12)
Позиционной называется система, если количественные значения символов в записи числа зависят от их места положения.
(слайд 13)
Самым распространенным примером позиционной системы счисления является десятичная система счисления. Впервые они появились в Индии в 5 веке, тогда же появляется обозначение нуля. В Европе десятичные цифры приобрели популярность в 7 веке нашей эры. Оказалось, что десятичная система очень удобна и ей стали пользоваться повсеместно.
(слайд 14)
К распространенным позиционным системам счисления можно отнести и двенадцатеричную систему счисления. В ее основу заложен счет по фалангам палец. В настоящее время мы можем встретить двенадцатеричную систему в часах, календарных месяцах, знаках зодиака и т.д.
(слайд 15)
В мире цифровой техники очень популярной является восьмеричная система счисления. В ней всего 7 цифр от 0 до 7.
Какое число идет после 7? После 17? После 77?
(слайд 16)
В различных кодировках, например, Юникоде, используется 16-ричная система. В ней целых 16 цифр. Основой системы являются цифры и заглавные латинские буквы: 0,1, …, 9, A, B, C, D, E, F. А вот после F идут уже двухзначные числа 10, 11, …, 19. Как вы думаете, какое число следующее? 1А, 1В, 1С и так далее. Может быть, это и непривычно на первый взгляд, но очень удобно для компьютера.
(слайд 17)
Но самой удобной, самой простой для понимания все-таки является двоичная система. 0 – нет сигнала, 1 – есть сигнал. 0 – ложь, 1 – истина. Согласитесь, куда же проще?

3. Проверка усвоения материала (тестирование выполняется на компьютерах в программе Excel или на карточках) (Приложение 2)

1. Минимальная единица измерения в памяти компьютера – это…

  • бит
  • байт
  • бот

2. Минимальная единица памяти может принимать значение …

  • 1 или 2
  • только 2
  • 0 или 1

3. Древние люди считали при помощи системы счисления, которая называется …

  • бинарной
  • унарной
  • единичной

4. Число "пять" в римской системе счисления выглядит как …

  • 5
  • V
  • IIIII

5. Мы пользуемся цифрами, которые называются …

  • римскими
  • арабскими
  • египетскими

6. Основание двоичной системы счисления равно …

  • 2
  • 1
  • 10

7. Число "10" в шестнадцатеричной системе счисления записывается как …

  • 10
  • 16
  • А

8. После числа "7" в восьмеричной системе счисления идет число …

  • 10
  • 8
  • А

9. Перед числом "100" в двоичной системе счисления стоит число …

  • 99
  • 11
  • 10

10. В памяти компьютера все данные представлены в … системе счисления.

  • унарной
  • десятичной
  • двоичной

(Если тест выполняется на компьютерах, ученик получает самостоятельно увидеть свои ошибки, получить оценку. Если тест выполняется на карточках, то учащиеся обмениваются своими ответами с соседом и проверяют работы друг друга, анализируя ошибки).

4. – Подведем итог нашего урока. Что вы узнали для себя сегодня нового? С какими системами счисления познакомились? Оцените полученные знания на уроке на полях тетради при помощи смайликов: