Игровая деятельность в изучении иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


В процессе изучения иностранного языка игра является своеобразной формой имитирующего моделирования, то есть моделью взаимодействия партнёров в общении в атмосфере имитации условий профессиональной деятельности, в процессе реализации, которой участники игры развивают и усовершенствуют профессионально ориентированные умения.

Ролевая игра, в которой объединяются умения тех, кто учится, с социокультурной реальностью иностранного языка, стимулирует языковую деятельность, способствуя формированию крепких умений и навыков. При этом ситуация ролевого общения может только в этом случае быть стимулом к развитию спонтанного творческого говорения. Часто случаются ситуации, когда тот, кто обучается, имеет достаточный лексический запас, знания определённых грамматических структур, но не может применить их на практике.

Проблема в том, что сформированные лексические или грамматические навыки не подлежат перенесению, поскольку не имеют проводной для языковых навыков качества – гибкости, которая вырабатывается лишь в ситуативных условиях, благодаря использованию той или иной языковой единицы.

Ролевая игра – это языковая деятельность, во время которой тому, кто учится, предлагается выполнить какую-нибудь роль в пределах которой он будет искать возможные пути решения проблемы. Здесь тот, кто обучается, не является свободным в своих мыслях или личных взглядах на проблему – он должен играть определённую роль. Игровая деятельность существенно способствует процессу интенсивности обучения иностранного языка, характеризуясь присутствием постоянного общения, наличием эмоционального подъёма и регламентированных временных ограничений, спонтанностью и изобретательностью.

Общение превращается на творческий, личностно мотивированный процесс в том случае, если тот, кто обучается, не просто имитирует деятельность в процессе её освоения, оперируя определённой сумой навыков, но и выходит при этом из мотива деятельности, осуществляет мотивированные языковые поступки.

Успешность игры может быть обеспечена лишь в том случае, если преподаватель как организатор научного процесса сможет создать свободную от страха перед каждым высказыванием атмосферу: брать участие в игре; быть максимально сдержанным; интересно и разнообразно организовывать работу, беря во внимание возрастные особенности тех, кто обучается.

Можно выделить основные требования к проведению ролевых игр: стимулирование мотивации учения, интереса и желания учащихся хорошо выполнять задания; проведение игры на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения; хорошая подготовка ролевой игры с точки зрения как содержания, так и формы, и её чёткая организация; принятие ролевой игры всеми слушателями группы; проведение игры в добродушной, творческой атмосфере; организация игры таким образом, чтобы ученики могли в активном языковом общении с максимальной эффективностью использовать лексический материал.

Следует отметить, что игра выступает как продуманное и управляемое преподавателем общение. В процессе обучения она создаёт эмоциональную атмосферу, подходящую для изучения иностранного языка, когда участники игры не боятся ошибок, исполняя свою роль, тем самым раскрывая свой творческий потенциал. Игра не создаёт психологическое давление, стимулируя творчество, способствуя развитию возможностей, что, в свою очередь, делает процесс обучения эффективнее. Ролевая игра стимулирует и развивает умение работать в команде, сопутствует развитию необходимых лидерских навыков: организаторских умений, умений мотивировать, личной ответственности.

Игра на уроках по иностранному языку обеспечивает достаточное напряжение и общение, позволяет избежать монотонности и однообразия, что практически всегда является атрибутами запоминания языковых моделей. Игровая деятельность всегда должна соответствовать реальным жизненным условиям, что, основываясь на социально-коммуникативном опыте тех, кто обучается, упрощает поиск эталонов поведения и способов вербализации выражений. В ходе игровой деятельности продолжается интенсивное развитие всех видов языковой активности (письмо, чтение, говорение, аудирование), отрабатываются все виды общения.

Все ученики должны брать активное участие в процессе игры и, являясь субъектами игровой деятельности, вносить в неё элементы творчества. С помощью игры ученики познают культуру языка, который изучают, усваивают не только необходимую лексику и реальные ситуации её использования, но и модели поведения. В процессе игры растёт познавательная мотивация, которая аккумулирует в учениках желания узнать больше. Свободная деятельность, которая происходит во время игры, способствует свободному восприятию информации.

За всем разнообразием сюжетов в играх скрывается принципиально одно и тот же содержание- деятельность человека и отношения людей в обществе. Реализовывая информационные, рецептивные и интерактивные функции говорения на иностранном языке в процессе исполнения роли (туриста, пассажира, работника, мастера, администратора), разыгрывание дидактических, сюжетно-ролевых и деловых игр , которые требуют реализации коммуникативных намерений контактного, информативного, регулятивного, этикетного и экспрессивных типов, ученики высказывают собственное мнение на проблемную ситуацию, демонстрируют собственную принципиальную позицию по поводу решения вопроса, предлагают вариативные модели высказывания для поиска оптимального способа достижения своих коммуникативных намерений.

Учебная информация должна быть построена в виде сюжетно-ролевого контекста за типичными ситуациями профессиональной деятельности учителя и его общения с иностранными коллегами. Организация деятельности учеников имеет форму имитационно-игровой модели. В процессе игровой деятельности обеспечивается активное интеллектуально-языковое взаимодействие, сотрудничество в системе профессиональных отношений. Используется адекватное содержание профессионального общения типичного перечисления коммуникативных ролей, имитационно-игровых и проблемных ситуаций обучения. На занятиях осуществляется опора на творческий потенциал и индивидуальные возможности учеников во время проигрывания коммуникативных ролей, даётся им свобода выбора и способов реализации; создаются ситуации успеха и позитивного оценивания коммуникативных действий учеников.

Одной из особенностей интенсивного учения иностранного языка является взаимосвязанное обучение всех четырёх видов языковой деятельности с концентрацией внимания на экстенсивном чтении.Развитие всех четырёх видов языковой деятельности обеспечивается за счёт организации научной деятельности учеников за схемой “prereading – reading – postreading”.

На первом этапе – prereadingучитель обсуждает с группой тему деловой игры, знакомит учеников с заданием между собой. На втором этапе – reading дети занимаются поиском и обработкой нужной для проведения деловой игры информации. На третьем этапе – postreadingученики обмениваются найденной информацией, проводят презентации, с помощью учителя анализируют проблемную ситуацию по теме деловой игры.

Ролевые игры, имея профессионально-направленный характер, способствуют повышению познавательной мотивации. Такая деятельность нацелена на демонстрацию реальной ситуации и усвоение определённых языковых образов. Частая смена ролей сопутствует наилучшему усвоению языкового материала и его активному использованию. Результатом является способность учеников свободно оперировать языковым материалом в разнообразных ситуациях, варьируя и изменяя высказывания соответственно своим нуждам.

В процессе изучения иностранного языка с исследовательской целью используются игры лингвистического и профессионального характера. К группе лингвистических игр можно отнести лексические, грамматические, коммуникативные игры, направленные на развитие особых навыков и умений; к профессиональным – разнообразные деловые, ролевые и имитационные игры. Результатом применения игровых приёмов в процессе обучения иностранного языка становится развитие как языковой, так и профессиональной компетенции. Игровая деятельность имеет часть преимуществ, среди которых – возможность решения конкретных задач в условиях сокращённого часа; получение навыков анализа, определения и решения проблемы, групповой работы; развитие взаимопонимания и сотрудничества. Вместе с этим, существуют и определённые трудности, главными из которых является сложность подготовки и проведения игры. Особое внимание заслуживает часовой аспект игровой деятельности: процесс игры должен быть чётко регламентирован с целью возникновения пауз, перерывов, во время которых рассеивается внимание учеников.

Игры способствуют использованию современных информационных средств в процессе изучения иностранного языка. Поиск необходимой информации побуждает учеников обращаться ко многим источникам интернета, поданных чаще на английском языке. Таким образом они погружаются в природную языковую среду с разнообразием её стилей, языковых форм и культурных особенностей, учитывая необходимость знаний по английскому языку для получения доступа к мировым ресурсам. Работая над интересной для них темой, учащиеся проявляют изобретательность и старание, развивая творческие способности. Таким образом, игровые приёмы в объединении с современными информационными технологиями реализуют три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функциясостоит в создании познавательной среды, что мотивирует относиться к знаниям как к ценности.Воспитательная функция состоит в привлечении учеников к культурным ценностям стран, язык которых изучается и пониманию ценностей своей страны. Развитие способностей, возможностей, мышления, творчества, умений и навыков самостоятельной работы формируют последнюю, развивающую функцию. Игры реализуют и познавательную функцию: так, знания стран, язык которых изучается, помогает глубже понять культурные ценности народа, ведь игра с её родительскими традициями является феноменом культуры.

Игровая деятельность вбирает в себя всё разнообразие игровых форм: от дидактических, направленных на развитие знаний, умений и навыков, до ролевых игр, мини-пьес, в которых развивается способность создавать системы обобщённых типовых образов и осуществлять их мысленные перевоплощения, также интернет – игр ,которые достаточно эффективно реализуются с помощью форумов и электронной почты. Социально-психологическое влияние игры проявляется в преодолении страха говорения на иностранном языке и в формировании культуры говорения. Игра порождает интерес к странам, язык которых изучается и имеет личностный характер и значимость для каждого участника. Как и любая другая деятельность, игра должна быть мотивированной, а слушатели должны иметь в ней потребность. Значительную роль играют психологическая и интеллектуальная готовность участников к игре.

Для правильной организации научной ролевой игры на занятиях по английскому языку следует придерживаться основных положений. Так, необходимо давать ученикам список ролей, ведомости про социальные взаимоотношения партнёров (официальные и неофициальные, описания ролей (черты характера человека, его жизненный и языковой опыт, привычки, хобби), чтобы для участника игры оставалась возможность проявлять творчество в создании образа персонажа, роль которого он будет играть. Обязательным является требование дать участникам игры определённый промежуток времени для того, чтобы они освоили свои роли, (вошли в роль). Каждый участник ролевой игры осуществляет языковые действия, обусловленные ситуацией говорения, и за каждым из них остаётся определённая свобода действий, языковых поступков.

Роли может распределять преподаватель, их могут ученики выбирать и сами. Это зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от уровня владения ими иностранным языком. Оговаривая проведённую игру, оценивая участие в ней учеников, преподавателю следует проявить тактичность, особенно во время оценивания результатов первой ролевой игры: негативная оценка деятельности её участников безусловно приведёт к снижению активности. Желательно начать обсуждать игру с позитива, потом перейти к недостаткам, а закончить дискуссию впечатлением от одного из самых сильных моментов.

Если есть возможность, можно записать ход игры в аудио- или видео формате, а потом вместе с учениками прослушать (просмотреть) запись или всю игру, либо её отдельных фрагментов. Анализируя игру можно записать необходимую информацию на доске. Такие аудио и видеозаписи дадут учителю чёткое представление о том, что в игре не получилось, какие языковые формы были использованы несоответственно ситуации, что не попало в поле зрения во время подготовки к игре. Всё это помогает учителю взять во внимание недостатки во время проведения следующих ролевых игр.

В организации научного игрового общения важным есть создание условий для такого выполнения игрового задания, в котором достигалось бы не присоединение реплики, а взаимодействие партнёров, поскольку говорение является взаимодействием участников. Решение такого задания связано с изучением закономерностей возникновения говорения в общей деятельности, определению особенностей языкового взаимодействия партнёров. На характер языкового взаимодействия участников игры влияет количество игровых ролей. Природность диалогического говорения повышается при условии, если один участник соответственно своей роли оглашает информацию, раздумывает, провоцирует действия, а второй спрашивает, реагирует, оценивает, выполняет пожелания. Важно разнообразить коммуникативные типы реплик каждого участника игры.

В диалогическом говорении каждая фраза сопровождается соответствующей реакцией, обращённой непосредственно к ученику, который её произносит.

Во время организации ролевых игр нужно обращать внимание на то, что у учеников был накоплен достаточный запас знаний для успешной работы. Кроме того, нужно провести такой вид работы: для стимулирования интересов и внимания, важно, чтобы диалоги были реалистичными, информативными и релевантными, как и ситуации, в которых оно используются. Диалоги должны быть разнообразными как по стилю, так и по содержанию и приёмами. Ролевые игры позволяют реализовать индивидуальный подход в обучении, когда роли в игровой ситуации распределяются соответственно опыту, уровню знаний и возможностям учеников.

В игре ролевое поведение отрабатывается на практике как формально, так и в более свободных ситуациях, ролевое поведение нужно довести у детей до автоматизма. Поэтому ролевая игра должна быть одновременно и упражнением для тренировки лингвистических и профессиональных навыков. Кроме изучения языкового аспекта, в ролевой игре уделяется внимание необходимым для профессиональной и научной деятельности учеников умениям и навыкам, что, безусловно, создаёт стойкую познавательную мотивацию.

Так и конечная цель изучения иностранного языка состоит в общении, как деловом, так и бытовом, считается необходимым научить детей не только вербальному общению, но и лингвистическим аспектам, которые сопровождают языковое высказывание, поскольку понимание и ценностное отношение к культуре другого народа способствует успешному общению между представителями разных народов. Высоким является дидактическое значение игр, в которых задействованы невербальные каналы передачи информации (мимика, жесты, положение тела).

Важными характеристиками ролевых игр есть системность их проведения, разнообразие форм и чёткий регламент времени, а эффективность игровой деятельности прямо пропорциональна частоте её использования. Разнообразность приёмов способствует поддержанию интереса и мотивации обучения; ограничительные часовые рамки позволяют удерживать дисциплину и сам процесс игры под контролем, создают необходимую напряжённость и хорошую практику.

Игра помогает обеспечить общение всех участников и мотивирует языковую деятельность, причём формирование языковых навыков и умений выполняется в тех условиях, максимально приближённых к тем, которые могут случиться в природной коммуникации, а сам процесс обучения базируется на решении системы коммуникативных заданий путём языкового материала.

Главным преимуществом игры является возможность решать основное задание– обучение говорению на иностранном языке путём общения. В традиционном обучении говорения на иностранном языке учитель ставит ожидаемые вопросы в более заинтересованной форме, чем в содержании сообщения.

В парной работе один из слушателей группы вербально рисует изображения на рисунке, второй графически его изображает. Очевидным есть мотивационный аспект этой игры, поскольку первый ученик пытается детальнее и точнее передать содержание рисунка, в то время, как его партнёр внимательно слушает. Результатом эффективности парного взаимодействия становится рисунок другого участника. Подобные проблемные задания поддерживают интерес, повышают мотивацию, вносят разнообразие и эмоциональное окрашивание в обыденные дела.

Таким образом, игровая деятельность, кроме учебной, которая сопутствует эффективному изучению английского языка, исполняет образовательную и развивающую функции. В процессе игровой деятельности дети узнают о культурных ценностях народа страны, язык которой изучают, расширяя тем самым свой кругозор.

Игра, являясь интерактивной формой обучения, позволяет ученикам выработать навыки группового взаимодействия, гибкости, мобильности и организованности в общении, умения аргументировано отстаивать свою позицию в разговоре и толерантно относится к точке зрения оппонентов.

Использование игровых приёмов в процессе изучения иностранного языка позволяет рассматривать их как одну из педагогических условий интенсивности данного процесса, поскольку игровая деятельность обеспечивает эффективное усвоение языкового материала, положительную перемену отношения учеников к изучению иностранного языка в условиях ограниченного часа благодаря общению, эмоциональному подъёму, познавательной мотивации.

Литература:

  1. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М: Высшая школа,1986 – 103 стр.
  2. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М: изд-во МГУ, 1986. – 176 стр.
  3. КрюковаЕ.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. – Волгоград: Перемена,1999. – 196 стр.
  4. ЛеонтьевА.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранного языка // Вестник высшей школы. – 1998. – № 12. Стр13-18.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., «Педагогика», 1978-304 стр.