Тематический день для детей старшего дошкольного возраста "Дорожная азбука"

Разделы: Работа с дошкольниками


В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге.

Когда ребенок приходит в детский сад, занятия по ПДД имеют ознакомительный характер. Дети знакомятся с такими понятиями, как “дорога”, “светофор”, “пешеходный переход”, постепенно начиная изучать виды транспортных средств. Позже круг знаний по безопасности на дорогах, расширяется. Дети узнают о правилах движения транспорта, о работе водителя и сотрудника ДПС ГИБДД, о распространенных дорожных ситуациях. Продолжается знакомство с дорожными знаками и светофором. Все эти мероприятия постепенно воспитывают в ребенке грамотного пешехода, формируют у детей нормы дисциплинированного поведения на улице и соблюдения ими правил безопасности.

Главным для детей в обучении ПДД остается пример взрослых – воспитателей и родителей. И именно дорожная безопасность, как показывает статистика, является в настоящее время наиболее проблемной. Особенно тревожно то, что в дорожно – транспортных происшествиях гибнут и получают травмы дети, подчас и дошкольного возраста.

В воспитательном процессе ДОУ выделена образовательная область “Безопасность”, которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Обучение ПДД должно быть:

- постоянным (частые короткие занятия и беседы с детьми);

- конкретным (сосредоточить внимание детей на действия в условиях реального движения);

- направленным на привитие безопасных способов поведения на дороге, а не на запоминание ПДД);

- применимым к ближайшему окружению.

Но никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди не соблюдают правила дорожного движения. Для детей родители являются образцом поведения на улице, дорогах, в транспорте. Только при взаимодействии детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах.

Таким образом, в ходе целенаправленной и систематической работы взрослых у дошкольников своевременно сформируются представления о безопасном поведении на улице, и возникнет потребность в регулярной безопасности о себе.

Образовательные задачи:

- совершенствовать знания детей о правилах уличного движения, дорожных знаках и их назначении; правилах перехода через улицу; видах транспорта; о сигналах светофора;

- закрепление знаний о работе ГИБДД;

- выполнять физические упражнения в игровом образе, эмоционально его, окрашивая, двигаясь ритмично, красиво;

- выработать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах, воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать речевую и двигательную активность детей, умение отвечать на вопросы полными предложениями, использовать объяснительную речь;

- развивать логическое мышление, внимательность при выполнении заданий, зрительную память, осторожность и осмотрительность на дорогах.

Воспитательные задачи:

- вызвать интерес к предстоящей деятельности; развивать внимание, координацию и речь;

- воспитывать умение работать в команде, желание знать и выполнять ПДД и соблюдать их в повседневной жизни;

- воспитывать партнерские отношения.

Оборудование: ИКТ, мольберт, плакаты по теме, таблички-указатели с дорожными знаками, макет перекрестка с машинами и светофором, самокаты, машинки, велосипеды, куклы, атрибуты для дидактических игр.

Предварительная работа:

- работа с родителями (изготовление знаков дорожного движения, найти его на дороге; знать название и что обозначает);

- беседы с детьми о знаках дорожного движения; поведение на транспорте; о правилах безопасности на дороге;

- экскурсия к пешеходному переходу, светофору и наблюдения: за движущимся автомобилем, дорожными знаками, пешеходным переходом; лежачим полицейским, за пешеходами;

- прогулка по близлежащей улице;

- изготовление макета улицы;

- подбор материалов о ПДД;

- организация тематической книжной выставки;

- создание стенда “Советы родителям старших дошкольников”;

- разучивание стихотворений.

Игровые персонажи: инспектор, Кот.

Методика проведения.

УТРО. Сюрпризный момент

В гости к детям приходит инспектор дорожного движения и приносит детям письмо.

Я инспектором служу,
За порядком я слежу,
Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Я стою на перекрестке
Под названьем “Переход”.

Раскрывает конверт и читает: “Жители страны дорожных знаков попали в беду. Их всех заколдовала Помеха-Неумеха. И теперь в стране постоянно происходят аварии”.

Инспектор: Ребята, нас просят о помощи, ведь без дорожных знаков очень трудно и опасно и пешеходам и машинам. Вы согласны помочь жителям страны дорожных знаков?

Дети: Да!!

Ведущий: Ну что же, ребята, тогда мы не будем терять время. Давайте все вспомним правила дорожного движения и дорожные знаки, что бы правильно оказать помощь.

Дидактическая игра “Найди такой же знак” (с использованием ИКТ).

Цель: закрепления знаний о дорожных знаках; развитие интереса к предстоящей деятельности; развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции, партнерских отношений, взаимовыручки.

Ведущий: Ребята, перед вами лежат дорожные знаки. Вы должны найти такой же знак, который показан на экране. Сказать, как называется, что обозначает.

А чтобы у нас хватило сил, нам необходимо провести физкультминутку “Светофор”.

Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный свет – проезда нет,
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый цвет – кати.

Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает детям то красный, то зеленый, то желтый сигнал светофора. На красный свет дети сидят на корточках, на желтый – встают, на зеленый бегут по кругу, на желтый останавливаются.

ДЕНЬ

Раздается стук в дверь, входит мальчик, он плачет, у него на груди табличка с изображением дорожного знака, перевернутая тыльной стороной.

Ведущий: Ребята, кто это?

Мальчик: Я - дорожный знак. Меня заколдовала Помеха-Неумеха. А какой я знак вы узнаете, когда отгадаете загадки. Мальчик отдает листок с загадками инспектору. Он читает загадки:

Маленькие домики по улицам бегут,
Мальчиков и девочек домики зовут. (Автомобили)

Перейти через дорогу
Вам на улице всегда
И подскажут и помогут
Говорящие глаза. (Светофор)

Не мигает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И глядят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина)

Дом по улице бежит,
Дом подошвами шуршит,
Подбегает к остановке,
Всех желающих берет
И опять бежит вперед. (Автобус)

В белом треугольнике с красной окаемкой
Человечкам – школьникам очень безопасно.
Этот знак дорожный знают все на свете.
Будьте осторожны, на дороге……(Дети)

Мальчик: Загадки вы все отгадали правильно. А теперь смотрите. Переворачивает табличку. Узнаете меня? Я знак - “Осторожно дети”.

Этот знак дорожный
“Осторожно – дети”.
Тормозят пред ним машины
Везде на белом свете.

Ребята, а где вы меня можете встретить?

Дети: На приезжей части, возле школы и возле детского сада. В тех местах, где на дорогу могут внезапно выбежать дети.

Ведущий: Ребята, помните, что на проезжую часть можно выезжать только детям старше 16 лет. А сейчас давайте поиграем.

Игра “Кто быстрее”

(используются специальные конструкторы или мозаика по технологии Puzzle)

Цель: закрепление знаний о различных видах транспорта.

По условиям игры дети собирают транспортное средство из нескольких частей. В игре участвуют две команды. Собрав, дети называют вид транспорта, его отличительные особенности. По завершении игры входят дети костюмах трех цветов светофора.

Воспитатель:
Поздней ночью, ранним утром
И весь день глядит в упор.
Очень важный и серьезный
На дорогах Светофор.

Дети – “Светофорчики” читают стихи:

Самый строгий красный свет,
Если он горит – стоп!
Дороги дальше нет.
Путь для всех закрыт!

Чтоб спокойно перейти,
Ты послушай наш совет:
“Жди! Увидишь скоро
Желтый в середине свет”.

А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: “Препятствий нет.
Смело в путь иди!”.

Ведущий: Ребята, посмотрите, Помеха – Неумеха заколдовала и наш светофор. Нам нужно вернуть все цвета светофора на свои места. Нам необходимо вернуть все цвета светофора на свои места.

Игра “Соберем Светофор”

Цель: закрепление знаний о светофоре, развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции, партнерских отношений.

Две команды. Надо установить все цвета светофора на свои места. Участникам команды необходимо добежать до обруча, где лежат круги трех цветов светофора. Взять один круг, вернуться и прикрепить его к доске (мольберту).

Подводятся итоги игры. Дети читают стихи:

Ходить по улицам опасно,
Когда у вас вниманья нет!
Но есть, друзья, зеленый, красный!
И очень нужный желтый свет!

Инспектор: Друзья, какие вы молодцы! Вы очень быстро и правильно справились с этим заданием и смогли помочь жителям заколдованной страны.

Прогулка:

Ведущий. Ребята, наш инспектор решил выйти с нами на проулку. Мы поиграем с вами в игру “Мы – шоферы”. А инспектор скажет, правильно ли мы выполняем задания. Если мы не ошибемся, то сможем помочь дорожным знакам и спасем их от Помехи – Неумехи.

Игровое упражнение с движениями “Мы – Шоферы”

(импровизация движений в такт и по смыслу стихотворения)

Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем.
Смотрим пристально мы в даль.

Вправо, влево – чистота!
Волосы ерошит ветер!
Мы шоферы хоть куда!
Стоп машина! Стоп мотор!
Тормози скорей, шофер!

Инспектор: Молодцы ребята, вы выполнили все точно. А теперь эстафеты.

1. “Прокатим куклу”.

Оборудование: игрушечные автомобили, куклы- пассажиры, фишки-конусы.

Две команды. Участники команд быстро и безопасно должны провезти машину с пассажиром от одной остановки (фишки) до другой.

2. Гонки на самокате.

Две команды. По направлению движения участников устанавливаются светофоры. Участники команд едут по дорожке с остановками у светофоров, на обратном пути (вторая половина дистанции) проехать надо между кеглями.

3. Игровая ситуация “На перекрестке”.

Оборудование: самокаты, машины, атрибуты инспектора, дорожные знаки, цвета светофора.

Ведущий:

Полосатая лошадка через улицу ведет.
Здесь нам очень осторожно нужно сделать переход.
Не спеши, а первым делом влево, вправо погляди:
Нет машин – шагаем смело! Есть машины - стой и жди!

ВЕЧЕР

В гости к детям приходит Кот, ученик школы дорожных знаков.

Ведущий: Кот, а ты знаешь правила дорожного движения?

Кот: А зачем? Я и без них гуляю по улице.

Ведущий: А как ты гуляешь?

Кот: Как, как! Гуляю на четырех лапах, где захочу!

Ведущий: Разве это правильный ответ?

Дети: Нет!

Ведущий: А как надо?

Ребенок:

Пешеход, пешеход!
Помни, ты, про переход!
Подземный! Наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.

Ведущий: Правильно. А вот тебе Кот и еще один вопрос. Где можно играть детям?

Кот: Смотря во что. Если в мячик или в салки, то везде: и во дворе, и на улице, и на дороге.

Ведущий: Не уже ли правильно? Ответьте мне, ребята?

Дети: Нет!!! На проезжей части играть нельзя!!! Опасно и во дворе и на улице. Дети должны играть на детской площадке.

Ведущий: А скажи-ка нам, Кот, кто управляет машиной.

Кот: Ну, это я знаю – это водитель!

Ведущий: Ребята, правильно?

Дети: Да!

Кот: Вот спасибо. Вы очень много знаете и меня научили. Я понял, что все должны знать правила дорожного движения. Даже я – Кот. Теперь я буду очень внимательным на дороге. Не хотите ли, ребята, поиграть со мной?

Развивающая игра для детей “Дорожные знаки”

(используется настольно-печатная игра из серии “Играем и учимся)

Цель: закрепление знаний по ПДД и безопасности на дороге, развитие логического мышления, умение сопоставлять и анализировать.

Игра состоит из 20 карточек, разрубленных на 2 элемента по технологии Puzzle (пазл). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации. Детям раздаются карточки с изображением дорожного знака и предлагается отыскать вторую половинку карточки. Кот проверяет, правильно ли ребята выполняют задание.

Кот: Вы все молодцы. А теперь я вам расскажу одну тайну. Помеха – Неумеха заколдовала все дорожные знаки. И расколдовать их можно было, только выучив все правила дорожного движения. А вы знаете так много знаков и правил поведения на дороге, что злые чары Помехи - Неумехи теперь бессильны. Мы произнесем волшебные слова и проверим, так ли это.

“Знаки, знаки, отзовитесь, к нам скорее появитесь!”

Появляются дорожные знаки.
Ну, вот и порядок в стране у нас!
Вы все молодцы. Спасибо, друзья!
Коль правила знаешь, не стоит бояться!
Теперь на машине мы сможем кататься”

Мы рады, очень рады!
Что нас пришли спасать!
И вам мы предлагаем
Дизайнерами стать.
Укрась свою машину,
Иль, нарисуй эскиз.
Чтоб стало всем приятно
По улицам кататься.

Коллективная работа “Автомобили”.

Конструктивная и изобразительная деятельность.

Цель: закрепление знаний о видах транспорта, его отличительных особенностях, закрепление навыков работы с бумагой технике оригами.

Дети изготавливают из бумаги модели автомобиля, автобуса и украшают его.

Ведущий: Сегодня мы с вами совершили очень хорошее дело – мы спасли жителей страны дорожных знаков и сами знаки от Помехи – Неумехи. Теперь на улицах этой страны больше не будет беспорядка и аварий. А свои замечательные машины мы подарим на память Коту Ученому и Инспектору.