Почему исчезли дворовые игры?

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Пухом выстлана земля
У истоков наших лет,
И не скошены поля,
И безоблачен рассвет
У истоков наших лет,
У истоков наших лет…

И. В. Тальков

В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он понимает, что детство безвозвратно ушло, а вместе с ним навсегда ушли детские мечты, фантазии, забавы и, конечно же, игры. Детские игры - это особый мир, куда уже нет доступа нам-взрослым.

Ничто не стоит на месте: меняется общество, его интересы, а вместе с ними и игры. Когда-то во дворе собиралось много детей разных возрастов, которых объединяло одно - дворовые игры.

Девочки постоянно, прыгали через резинку, что-то вязали, вышивали и вели свои разрисованные тетрадки с интересными стишками, песнями, анкетами для подружек и гадалками. Все они поголовно были одеты в школьную форму коричневого цвета и белые (чёрные) фартуки. Их манжеты и воротнички перешивались практически ежедневно, поскольку быстро пачкались о какое-нибудь рукоделие. И, конечно же, весь двор той поры был изрисован классиками! Без них никуда.

У мальчишек так же были свои игры. Характерными их особенностями было использование чего-то запрещенного, неодобрение взрослых и опасность для здоровья. Мальчишеские забавы – это игры в “войнушку”, рогатки, самопалы, тарзанки и, конечно же перочинный нож! Нож являлся символом причастности к силе и его использовали для игр вне стен школы. Самая известная игра с ножом называлась “Земля”. Два игрока рисовали на земле большой круг, разделенный пополам. Нужно было метать нож в кусок земли противника и по его положению определялось, какой кусок тверди будет отходить оккупанту. Играли до того момента, пока одному из игроков не оставалось на земле места куда можно поставить ногу. Также перочинным ножом были испорчены дворовые столики, за которыми пенсионеры любили читать газеты.

Игры с мячом-это целая вселенная, которая объединяла даже ребят разных дворов. Футбол, Квадрат, Пионербол, Вышибалы… Стоит отметить, что дворовые территории не очень пригодные для этих игр быстро приводились в порядок всеми подручными средствами, где штангами от ворот выступали кирпичи, палки и прочие элементы, а игровые поля разрисовывались песком или мелом.

И мальчиков и девочек объединяли такие подвижные игры как “Казаки-разбойники”, где нужно было быстро бегать, хорошо прятаться и проявить немало изобретательности, догонялки, прятки и многие другие.

И даже в начале девяностых, когда стали появляться новые развлечения для ребятни-игры на вкладыши, без которых не проходила ни одна перемена в школе, примитивные электронные игры “Ну,погоди!”, Тетрис и восьмибитные приставки Денди с картриджами, все они уходили на второй план, когда дворы с утра начинали быстро наполняться детским смехом и криком. Когда наступала зима количество детей не уменьшалось, ведь санки, лыжи, коньки были почти у каждого. А перестрелки снежками и катание с горок были незыблемой традицией.

С приходом нового компьютерного века, интернета и прочих достижений информационных технологий, дворовые игры отошли в прошлое. Дворы малых городов опустели и заросли травой, а больших - заставлены автомобилями так, что и играть негде. Но даже открытые стадионы и школьные дворы, приспособленные для игр с мячом и занятиями физкультурой очень редко собирают молодое поколение, которое  вместо живого общения предпочитает “ чатиться” и оставлять сообщения в социальных сетях, а вместо “догонялок” играть в современные “стрелялки” в онлайн-режиме. Всё это негативно сказывается на развитие организма и личности в целом. Если не рассматривать подробно проблемы с физиологией (гиподинамия, потеря зрения, ожирение, неправильное развитие мышц молодого организма), то возникающие психологические и социальные проблемы набирают обороты.  Личность - понятие социальное, и она социальна как феномен. Общаясь по интернету ребенок обретает виртуальную личность, но нереальную. Отсюда могут возникать проблемы с социализацией и личностным ростом. На каком-то этапе прервалась эстафета передачи дворовых игр от старшего поколения к младшему. И виной тому не только и не столько информатизация общества ,а отношение самих родителей к своим детям, более упрощенные методы воспитания. Ведь куда проще заниматься в свободное время своими делами, когда ребенок сидит в компьютере и не отвлекает от просмотра сериалов или социальных сетей. А чем занимается ребенок, какие сайты изучает и в какие игры играет – об этом не каждый задумывается, главное, чтобы не мешал отдыхать после работы…

Ни для кого не секрет, что во все времена дети копировали своих родителей. И наше время не исключение. Спортивные секции и творческие кружки многим могут быть и не по карману. Не у всех есть и дачные участки. Но ведь никто не мешает молодым родителям купить мяч, бадминтонные ракетки, летающие тарелки, выгнать ребенка во двор и вместе с ним поиграть, побегать, попрыгать, вспомнить свое детство! А там, и компания быстро соберется, и в привычку войдет играть без взрослых. Стоит только подать хороший пример.