Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.
Задачи:
Образовательные: закрепить изученный материал и проверить уровень знаний обучающихся.
Развивающие: развитие речевой культуры учащихся, логического мышления, умения вдумчиво работать с текстом, выделять в нем главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Развитие памяти, творческих способностей и коммуникативных навыков.
Воспитательные: формирование умение работать в группе, в парах, индивидуально, прислушиваясь к мнению товарищей. Воспитание любви к русскому языку через создание ситуаций успеха.
Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного.
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Место работы в учебном плане: заключительный урок в конце учебного года.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, исследовательский.
Подготовительная работа: выполнение Д/з, повторение изученного, жеребьевка.
Актуальность: в период обязательной сдачи Единого Государственного Экзамена по русскому языку после 9 и 11 классов актуально повторение и закрепление изученного материала через заинтересованность нестандартными формами и методами работы.
Оборудование урока: карточки с заданиями для групп, таблицы, музыкальное сопровождение.
Ход урока
Орг. момент. Две команды учащихся рассаживаются за столы, на которых лежат чистые листы и ручки, словари. За отельным столом сидят члены жюри – учителя русского языка, задача которых – оценить работу учащихся, подвести итоги, определить победителей.
Критерии оценок: 6 баллов – за особые знания русского языка.
5 баллов – задание выполнено правильно.
3 балла – задание выполнено с недочетами.
0 баллов – задание не выполнено.
2. Вступительное слово учителя на фоне музыкальной заставки. (П.И.Чайковский “Времена года”).
Наш урок-конкурс это радость коллективного поиска, правильного, умного и остроумного ответа и возможность для каждого участника проявить сообразительность, юмор, артистизм и продемонстрировать свои знания. Мы приветствуем гостей и участников. Удачи!
I этап. Представление команд.
Команды представляют название, девиз, эмблему.
II этап. Разминка. Культура речи.
1. Произнесите слова, правильно расставляя ударение:
1. Партер Средства Положил Красивее Документ Километр Сорит Договор Балую Аристократия |
2. Столяр Дремота Августовский Древко Каучук Досуха Звонит Баловать Газопровод Премировать |
2. Подберите имена прилагательные-определения к словам, учитывая их род:
Тюль
Фамилия
Рояль
Какаду
Депо
Мозоль
Какао
Шампунь
Маэстро
Кофе
III этап. Проверка д/з. Ребус-пословица. Превратите каждое из данных слов в другое, добавив одну букву в начале, в середине или в конце слова. Не меняя порядка слов, выпишите все добавленные буквы. У вас получилась пословица. Объясните ее значение.
Грудь (груздь)
Рожь (дрожь)
Свет (совет)
Упор (рупор)
Враг (овраг)
Клюка (клюква)
Вход (выход)
Строка (стройка)
Пушка (опушка)
Шпага (шпагат)
Село (седло)
Ввоз (вывоз)
Омут (хомут)
Заря (заряд)
База (базар)
Дача (удача)
Роза (гроза)
Овал (отвал)
Кошка (крошка)
Дочка (удочка)
Оклад (доклад)
Ворот (ворота)
(Здоровый отдых – друг труда)
IV этап. Проверка Д/з. Кто быстрее?
Подобрать к словам в правой колонке слова из левой так, чтобы они образовали словосочетание. Если словосочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам л вы прочтете название известной картины и вспомните ее автора.
1. Прокруст Избиение Лукулл Елисейский Тришкин Авгий Лебедь Имя Рог Гордий Человек Исландия Работа Едкий |
2. Узел Изобилие Конюшня Футляр Шпат Ложе Пенелопа Младенец Пир Поле Кафтан Натрий Песня Число |
(Гордиев узел, рог изобилия, Авгиевы конюшни, человек в футляре, исландский шпат, прокрустово ложе, работа Пенелопы, избиение младенцев, лукуллов пир, Елисейские поля, тришкин кафтан, едкий натр, лебединая песня, именованное число. Картина А.К.Саврасова “Грачи прилетели”)
V этап. Путешествие в грамматику.
Найдите предложения с грамматическими ошибками, прочитайте исправленный вариант.
- Занятия проводятся согласно расписания.
- Этот стадион расположен в тридцати минут езды от города.
- Никому не секрет, что Сергей пишет стихи.
- Вопреки ожиданиям Андрей отлично выступил.
(1. Занятия проводятся согласно расписанию.
2. Этот стадион расположен в тридцати минутах езды от города.
3. ни для кого не секрет, что Сергей пишет стихи.)
VI этап. Путешествие в орфографию.
Выберите предложение, где нет орфографических ошибок.
- Непогашенная конфорка стала причиной инцедента.
- Непогашеная комфорка стала причиной инцидента.
- Непогашеная конфорка стала причиной инциндента.
- Не погашеная конфрка стала причиной инцедента.
- Непогашенная конфорка стала причиной инцидента.
(5)
VII этап. Загадочное словообразование.
Назовите форму существительного в родительном падеже множественного числа.
1. Метла (метел) Копна (копен) Серьга (серег) Грамм (граммов) Мандарин (мандаринов) Чулки (чулок) Носки (носков) |
2. Кочерга (кочерег) Вожжа (вожжей) Западня (западней) Дело (дел) Помидор (помидоров) Яблоко (яблок) Гостья (гостий) |
VIII этап. “Словарь – мой друг и верный мой помощник”.
Проверка творческого д/з.
Реклама словаря орфографического.
Реклама словаря толкового.
IX этап. Подведение итогов.
Жюри вручает призы:
- “за знания”,
- “за творчество”,
- “за активность”,
- “за старание”.
Материалы для учителя:
- М.М.Казбек-Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М. Айрис-пресс, 2005 г.
- Л.Петрановская. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя. М. Наука, 2009 г.
- И.Д.Чаплыгина. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М. Владос, 2010 г.
- О.Н.Киселева. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие. –Томск: Издательство Томского университета, 2005 г.
- П.И.Чайковский. “Времена года”.
Список литературы для учащихся:
- Внеклассные мероприятия по русскому языку. (Серия “Внимание: опыт”). / Под ред. Е.А.Евлампиевой. – Чебоксары: “Клио”, 2009 г.
- А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М. Просвещение, 2000 г.
- В.М.Бурмако. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. М. Просвещение, 2009 г.
- Г.И.Климовская. Русская орфография – быстро и надежно. Таблицы. Алгоритмы. Упражнения. Часть I-II. Томск, 2005 г.