Контрольный тест по теме "Экономическая политика советской власти в конце 20–30-х годов XX века"

Разделы: История и обществознание


I вариант

Часть 1

Ответом к заданиям 1–18 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Целью форсированной индустриализации в СССР было стремление:

  1. Восстановить довоенный уровень промышленного производства
  2. Выровнять темпы развития промышленности и сельского хозяйства
  3. Преодолеть технико-экономическую отсталость страны
  4. Значительно повысить уровень жизни населения

2. В сталинскую индустриализацию, в отличие от индустриализации России начала века, использовался:

  1. Иностранный капитал
  2. Труд заключенных
  3. Рост налогообложения
  4. Приток капитала за счет экспорта хлеба

3. Проведение индустриализации в СССР характеризует преимущественное развитие:

  1. Легкой и пищевой промышленности
  2. Тяжелой промышленности
  3. Сферы услуг
  4. Внешней торговли

4. Что являлось итогом индустриализации:

  1. Интегрирование страны в мировую экономику
  2. Укрепление основ рыночной экономики
  3. Ускорение развития легкой промышленности
  4. Развитие новых и базовых отраслей промышленности

5. В результате “великого перелома” в деревне:

  1. Усилилось социальное расслоение крестьянства
  2. Были уничтожены частные хозяйства
  3. Увеличилось производство зерновых культур
  4. Повысилась заинтересованность крестьян в результатах своего труда

6. Что означало отсутствие у советских крестьян в 30-х гг. паспортов?

  1. Фактическое прикрепление крестьян к колхозу
  2. Отмену паспортного режима в стране
  3. Уравнивание крестьян в правах с другими слоями населения
  4. Разрешение свободы передвижения по стране и за её пределами

7. Какое событие произошло позднее других?

  1. Начало первой пятилетки
  2. Переход к политике ликвидации кулачества как класса
  3. Публикация статьи Сталина “Головокружение от успехов”
  4. Образование СССР

8. Кризис хлебозаготовок в СССР в 1926-1927 связан с:

  1. Введением продналога
  2. Организацией комбедов
  3. Диспропорцией между промтоварами и продукцией с/х
  4. Курсом партии на индустриализацию

9. Для политики коллективизации характерно:

  1. Соблюдение принципа добровольности в создании колхозов
  2. Ликвидация кулацких хозяйств
  3. Введение паспортной системы
  4. Выделение на хутора зажиточных крестьян

10. Следствие аграрной политики большевиков в конце 1930-х:

  1. Преобладание кулацких хозяйств на селе
  2. Сохранение середняцких хозяйств
  3. Снижение товарности крестьянских хозяйств
  4. Объединение в колхозы 30% крестьянских дворов

11. Форма учёта часов работы и оплаты труда колхозников:

  1. Сдельщина
  2. Трудодень
  3. Трудовая премия
  4. Норма выработки за день

12. Результатом коллективизации было (укажите лишнее):

  1. Уничтожение крестьянского единоличного хозяйства
  2. Перекачка средств из села в город
  3. "Исход" крестьян из деревни
  4. Повышение уровня жизни горожан.

13. Курс на коллективизацию был принят на:

  1. X съезде РКП (б)
  2. XIV съезде РКП (б)
  3. XV съезде ВКР (б)
  4. XVI съезде ВКП (б)

14. Стахановское движение развернулось в СССР:

  1. в 1920-е гг.
  2. в 1930-е гг.
  3. в 1940-е гг.
  4. в 1950-е гг.

15. Спецпереселенцами в СССР в 1930-е годы назывались:

  1. Крестьяне, высланные из мест своего проживания во время коллективизации
  2. Участники первых сельскохозяйственных коммун
  3. Рабочие, отправленные в деревню для оказания помощи по созданию колхозов
  4. Люди, переехавшие в балтийские республики после их включения в СССР

16. С какой целью в 1930 г. И.В. Сталин опубликовал статью “ Головокружение от успехов”.

  1. Чтобы обвинить в перегибах коллективизации коммунистов на местах.
  2. Признать вину ЦК и свою личную вину.
  3. Чтобы объяснить насилие над крестьянами происками мирового империализма.
  4. Чтобы поздравить с успехами коллективизации

17. Коллективные хозяйства, в которых обобществлялись только основные средства производства получили название:

  1. Колхозы
  2. ТОЗы
  3. Артели
  4. Коммуны

18. Назовите годы первой пятилетки:

  1. 1925-1930 гг.
  2. 1927-1932 гг.
  3. 1928-1932 гг.
  4. 1933-1937 гг.

Ответом к заданию 19 является последовательность букв.

19. Определите хронологическую последовательность событий:

А. Финансовая реформа С.Ю. Витте

Б. Утверждение второго пятилетнего плана

В. Переход к политике военного коммунизма

Г. Закрытие последней биржи труда

20. Какое название получили крестьяне, которые за отказ в ступать в колхоз лишались избирательных прав?

21. Назовите отличия индустриализации в СССР от стран Западной Европы.

22. Назовите главный лозунг первой пятилетки.

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из резолюции XVIII съезда ВКП (б).

“1. В результате успешного выполнения второго пятилетнего плана… в СССР разрешена основная историческая задача второй пятилетки – окончательно ликвидированы все эксплуататорские классы, полностью уничтожены причины, порождающие эксплуатацию человека человеком и разделение общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Решена труднейшая задача социалистической революции: завершена коллективизация сельского хозяйства, колхозный строй окончательно окреп. В нашей стране “осуществлена в основном первая фаза коммунизма, социализм”…

2. Главная и решающая задача второй пятилетки – завершение технической реконструкции народного хозяйства СССР – в основном выполнена. Коренным образом обновился производственно – технический аппарат страны. Свыше 80 процентов всей продукции промышленности полечено… с новых предприятий, построенных или целиком реконструированных за первую или вторую пятилетку; около 90 процентов всех действующих в сельском хозяйстве тракторов и комбайнов произведены советской промышленностью во второй пятилетке. Задания второй пятилетки в области промышленности и транспорта выполнены досрочно. Вторая пятилетка выполнена промышленностью к 1 апреля…, то есть в 4 года и 3 месяца, причем и во второй пятилетке особенно быстро росла тяжелая промышленность… Успехи, достигнутые в области освоения новой техники, получили яркое выражение в стахановском движении. Развертывание социалистического соревнования и его высшей формы – стахановского движения – привело к мощному подъему производительности труда в промышленности и в других отраслях народного хозяйства…”.

С 1. Назовите хронологические рамки второй пятилетки. На основе знаний курса истории приведите не менее двух положительных последствий индустриализации в СССР.

С 2. На основе текста документа укажите не менее трех социально-экономических достижений СССР в годы второй пятилетки.

С 3. На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух результатов развития стахановского движения.

II вариант

Часть 1

Ответом к заданиям 1–18 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Целью форсированной индустриализации в СССР было стремление:

  1. Ускорить развитие сельского хозяйства
  2. Достичь экономической независимости
  3. Выплатить все долги царского правительства
  4. Укрепить основы рыночной экономики

2. Сталинская индустриализация отличалась от индустриализации России начала века, тем, что проходила в условиях:

  1. Существования крупного государственного сектора в экономике
  2. Интеграции России в мировой рынок
  3. Многоукладности экономики
  4. Свертывания рыночных отношений

3. Что являлось финансовым источником проведения сталинской индустриализации?

  1. Иностранные займы
  2. Ограбление колоний
  3. Займы среди населения
  4. Накопления капитала в легкой промышленности

4. Что являлось итогом индустриализации:

  1. Усиление централизации экономики страны
  2. Укрепление рыночных отношений
  3. Превращение СССР в мирового промышленного лидера
  4. Введение всеобщей трудовой повинности

5. В результате коллективизации:

  1. Ускорилось развитие сельского хозяйства
  2. Возродилась крестьянская община
  3. Были получены средства для финансирования индустриализации
  4. Получили развитие рыночные элементы

6. Что означало исчезновение в деревне в 30-х гг. кулацких, середняцких и бедняцких хозяйств:

  1. Повышение уровня жизни крестьянства
  2. Превращение СССР в передовую промышленную державу
  3. Массовое создание крестьянских кооперативов и артелей
  4. Ликвидацию единоличных хозяйств

. Какое событие произошло ранее других?

  1. Публикация статьи Сталина “Год великого перелома”
  2. Начало индустриализации
  3. Образование СССР
  4. Смерть В.И. Ленина

8. Курс на индустриализацию был принят на:

  1. VIII съезде партии
  2. X съезде партии
  3. XIV съезде партии
  4. XVI конференции ВКП(б)

9. Индустриализация в России времён империи и советов имеет одну общую черту:

  1. Превращение промышленности в ведущую отрасль экономики государства
  2. Направлена на модернизацию экономики
  3. Начиналась принципиально с тяжёлых отраслей промышленности
  4. Проводилась с большим привлечением иностранного капитала.

10. "Двадцатипятитысячниками" были:

  1. Рабочие-ударники, установившие на заводах рекорды по скорости выпуска продукции
  2. Рабочие-коммунисты и комсомольцы, направленные на работу в деревню для проведения коллективизации
  3. Колхозники-передовики, заработавшие за год 25 тысяч трудодней
  4. Рабочие – ударники, победители социалистического соревнования

11. Какое предприятие из перечисленных было построено в период индустриализации:

  1. Чернобыльская АЭС
  2. Путиловский завод
  3. Волжский автомобильный завод
  4. Харьковский тракторный завод

12. Для политики коллективизации характерно:

  1. Предоставление аренды земли кулакам
  2. Выделение на хутора зажиточных крестьян
  3. Применение наёмного труда в единоличном хозяйстве
  4. Нарушение принципа добровольности при записи в колхозы

13. Один из итогов коллективизации:

  1. Увеличение поголовья крупного рогатого скота
  2. Увеличение численности крестьян к 1937
  3. Вхождение аграрного сектора в директивную экономику
  4. Передача техники МТС колхозам

14. Коллективизация сельского хозяйства привела к:

  1. Увеличению производства продукции
  2. Значительному разрушению сельского хозяйства
  3. Получению крестьянством земли в частную собственность
  4. Росту единоличных хозяйств

15. Курс на сплошную коллективизацию предусматривал:

  1. Передачу всей земли совхозам
  2. Создание агрогородов на селе
  3. Переселение в деревню рабочих
  4. Объединение единоличников в колхозы

16. Коллективизация сельского хозяйства привела к:

  1. "Перекачиванию" средств из города в деревню
  2. Укреплению частного крестьянского хозяйства
  3. Уничтожению крестьянства как сословия самостоятельных хозяев
  4. Увеличению производства зерна

17. Широко употреблявшееся в СССР в 1930-е годы понятие “реконструкция” означало:

  1. Восстановление разрушенных заводов и фабрик
  2. Социалистическое преобразование всего народного хозяйства
  3. Снабжение крестьянских хозяйств новой техникой
  4. Осуществление плана ГОЭЛРО

18. В какие годы была проведена сплошная коллективизация в СССР?

  1. 1922/1924 гг.
  2. 1926/1927 гг.
  3. 1930/1933 гг.
  4. 1037/1939 гг.

Ответом к заданию19 является последовательность букв

19. Определите хронологическую последовательность событий:

А. Аграрная реформа П.А. Столыпина

Б. Утверждение первого пятилетнего плана

В. Переход к новой экономической политике

Г. Начало стахановского движения

20. Какое название получили крестьяне, которые за отказ вступать в колхоз лишались всего своего имущества и переселялись на окраины страны?

21. В чем отличие источников индустриализации в СССР и странах Западной Европы?

22. Назовите главный лозунг второй пятилетки.

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С.З.Гинзбурга.

“Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку… каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своем участке работы делала все возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек… Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь…

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны – укосицы, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполняли артели грабарей… И вся их “техника” состояла из телег – грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты…

С развертыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: “Догнать и перегнать американские темпы в строительстве”.

На стройку пришло много молодежи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад…

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым ее шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отказываться. Некоторые даже ушили со стройки – не могли смириться с нарушением “завета отцов”.

С 1. Как называется процесс экономического развития, происходивший в первую пятилетку, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех черт, особенностей описанного в тексте процесса в СССР.

С 3. Как С.З. Гинзбург определял причины недовольства части рабочих своим положением? Какие причины недовольства вы можете дополнительно привести? Укажите не менее трех авторских и своих причин.