Урок математики «Взаимно обратные числа». 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель: ввести понятие взаимно обратных чисел;

Задачи урока:

  • Образовательные (формирование познавательных УУД):   формирование понятия«взаимно обратные числа», формирование навыка нахождения взаимно обратных чисел, сформулировать свойство взаимно обратных чисел, применить знания при  решении уравнений нового типа.
  • Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
  • Развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемые результаты: 

  • Предметные: освоение правила нахождение взаимно обратных чисел, решение уравнений с помощью понятия взаимно обратных чисел.
  • Метапредметные: умение выдвигать гипотезы, предположения, анализировать, сравнивать, видеть различные способы решения задачи.
  • Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:  учебник, мультимедиа проектор, компьютер, карточки с заданиями, оценочные листы.

Методы: словесные, наглядные, эвристическая беседа.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Организация деятельности учащихся на уроке: самостоятельно выходят на проблему и решают её; самостоятельно определяют тему, цель и задачи урока; выводят правило нахождения дроби от числа; работают с текстом учебника; отвечают на вопросы;  решают в группе и самостоятельно задачи;  оценивают себя и друг друга; рефлексируют.

План урока: 

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
3. Постановка задачи
4. Поиск решения
5. Применение нового знания в стандартной ситуации.
6. Физкультминутка
7. Применение нового знания в нестандартной ситуации.
8. Первичный контроль знаний.
9. Самостоятельная работа.
10. Домашнее задание.
11. Рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Вы готовы к уроку? Влево, вправо повернулись, друг другу улыбнулись и в работу окунулись. На столах у Вас маршрутные листы, в которые Вы будете записывать результаты своей работы. Подпишите их и отметьте свое настроение в начале урока.
Решения задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно. «Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»,  – советовал  своим ученикам известный американский математик Джордж Пойа в книге «Как решать задачи». Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говориться: «Ум без догадки гроша не стоить». А чтобы решать задачи нужно уметь считать, выполнять действия с числами и дробями. Какие действия с обыкновенными дробями мы научились выполнять? (Сложение, вычитание, умножение). А какое действие мы не умеем выполнять с обыкновенными дробями? (Деление). А выполнять сложение, вычитание, умножение обыкновенных дробей вы умеете хорошо? Какие действия вызывают затруднения? В чем причина этих затруднений и как их устранить?

II. Актуализация знаний

Я думаю, что начнем мы сегодня урок с проверки домашнего задания. И девизом для нашего урока пусть будут слова «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий».

1. Проверка домашнего задания. (Презентация. Слайд 3)

№582.

2. Создание проблемной ситуации.

Сделать новые открытия для себя мы сможем лишь при условии закрепления прежних наших знаний и умений. Поэтому давайте вспомним и повторим то, что уже знаем и умеем. 

Ответьте на вопросы:

  • Как выполнить сложение и вычитание смешанных чисел?
  • Как умножить дробь на натуральное число?
  • Как умножить дробь на дробь?
  • Как умножить смешанные числа?
  • Что значит сократить дробь?
  • Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?

Итак, выполнить устно действия.  (Слайд 5)

Ребята, а кто сможет выполнить 8 задание? Запишите вычисления на доске.

Оцените себя: 7 правильных ответов – «5», 6 правильных ответов – «4», 5-4 правильных ответов – «3», 3-1 правильных ответов – 0.(Слайд 6) (Приложение 1)

III. Постановка задачи

Я думаю,  нам нет оснований не доверять правильности выполнения действия. Но меня сейчас интересует другое. Посмотрите на дроби и . Делим на , а умножаем на . Что вы заметили? Что нам необходимо выяснить? Какая существует связь между дробями и . Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке, что нам необходимо выяснить?
– Какая существует связь между дробями  и ;
– Как такие дроби называются;
– Каким свойством они обладают?

IV. Поиск решения

Давайте попробуем с этим разобраться. (Слайд 7)

1. Догадайтесь, какое число нужно записать вместо вопросительного знака:

Что вы заметили? Какие преобразования произошли в словах, а в числах? Как одним словам назвать числа(Обратные).

(Слайды 8,9)

Что вы заметили? Произведение дробей равно 1. То есть, умножали обратные дроби и в обоих произведениях получили 1. Найдите в тексте п.16 учебника как называются такие числа.
Итак, как сформулируем тему урока?  Тема урока «Взаимно обратные числа».
Попробуйте сформулировать определение взаимно обратных чисел:

Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными.  (Слайд 10)

V. Применение нового знания в стандартной ситуации

1. Найдите число обратное данному: . (Работа в парах).
Закончите предложение, используя результаты выполненного задания.  (Слайды 11, 12)

  • Для правильной дроби, обратная ей  …
  • Для неправильной дроби, обратная ей  …
  • Чтобы записать обратную дробь для смешанного числа надо …
  • Чтобы записать обратную дробь для десятичной дроби надо …
  • Для натурального числа обратная дробь, у которой числитель …

2. Будут ли взаимно обратными числа? Что надо найти?  (подсказка учебник стр 93).

(Работа в парах)

(Слайды 13,14)

Оцените себя: 13-11 правильных ответов – «5», 10-8 правильных ответов – «4», 7-5 правильных ответов – «3», 4-1 правильных ответов – 0. (Слайд 15) (Приложение 1)

VI. Физкультминутка (Слайд 16)

Ученики выходят из-за столов. Исходное положение пятки вместе, носки врозь. Учитель показывает и называет дроби. Если дробь правильная – руки вверх, если дробь неправильная – руки на пояс,  если дробь десятичная – руки в стороны, если смешанное число – присесть на корточки.

VII.Применение нового знания в нестандартной ситуации. (Работа в группах)

Решить уравнение. (Слайд 17)

Решения каждая группа представляет на доске.

Оцените работу каждого члена группы по решению уравнения. (Слайд 18) (Приложение 1)

VIII. Первичный контроль знаний (Слайд 19)

Повторить и сделать выводы:

  1. Для правильной дроби, обратная ей – неправильная дробь.
  2. Для неправильной дроби, обратная ей – правильная дробь.
  3. Для смешанного числа обратное – правильная дробь.
  4. Для натурального числа обратная дробь, у которой числитель 1, знаменатель натуральное число.
  5. 1 обратная 1.
  6. Ноль не имеет обратного числа.

Оцените товарища: 7 правильных ответов – «5», 6 правильных ответов – «4», 5 правильных ответов – «3», 4-1 правильных ответа – 0. (Слайд 20) (Приложение 1)

IX. Самостоятельная  работа с взаимопроверкой

Вариант 1.         

1. Найдите число, обратное данному:

2. Укажите все пары взаимно обратных чисел:

3. Решить уравнение: 

Вариант 2.

1. Найдите число, обратное данному: 

2. Укажите все пары взаимно обратных чисел:

3. Решить уравнение:

Ответы.

Вариант  1.                                             Вариант 2.

(Слайд 21)

Ребята обмениваются тетрадями и проверяют работу товарища.

Оцените  товарища: 3 правильных ответа – «5», 2 правильных ответа – «4», 1 правильный ответ – «3» (Слайд 22) (Приложение 1)

Итак, наш урок подходит к концу. Скажите, ребята, что нового сегодня на уроке  вы узнали?

  • Как получить число обратное данному?
  • Какие числа называются взаимно обратными?
  • Как найти число обратное для дроби,  для смешанного числа, для десятичной дроби, для натурального числа?

 Выполнили ли мы задачи  урока?

X. Домашнее задание: п. 16 №591(а), №592(а,в), №625*. ( Слайд 23)

XI. Рефлексия

Выберите и покажите сигнальную карточку: (Приложение 1)

  • усвоил полностью, готов применять – красная карточка;
  • усвоил полностью, но затрудняюсь применять – желтая карточка;
  • усвоил частично – зеленая карточка;
  • не усвоил  – синяя карточка.  

Я рада, что сегодня все были активны, сумели найти выход из затруднения, сделав для себя определенные открытия. Посчитайте заработанные баллы и выставите оценки за работу на уроке. Но не стоит останавливаться на достигнутом. Ведь впереди вас ждет еще много новых открытий. Урок мне хочется закончить словами:

Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше чем отгадок,
И поиска предела нет!  

– Спасибо Вам за урок, ребята!