Правописание -тся и -ться в глаголах

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.

Задачи урока:

  • познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;
  • формировать навыки грамотного письма глаголов;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу через работу над пословицами.

ХОД УРОКА

1. Психологический настрой

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
На уроке вас ожидает много интересных заданий.
Вы готовы?
Тогда мы начинаем.

2. Мотивация к учебной деятельности

«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли»

– Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...» (лучше понимать прочитанное и друг друга, правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать)
– А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.
– Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

3. Минутка чистописания

учил, ученик, учебник

– Из данных слов назови то, которое нельзя перенести.
– Какой частью речи является это слово?
– Что такое глагол?
– Назовите грамматические признаки глагола.
– Запись в тетради

У, учил, учат, учишь

(данный глагол записать в 3л. мн. числа; во 2 л ед. числа)
– Укажите спряжение данных глаголов

4. Сообщение темы урока

– Послушайте внимательно слова:

Учится, учиться, ученица, синица, улица, искупаться, искупаются.

– Что интересного услышали в этих словах? (На конце ца)
– Посмотрите на написание этих слов. Что вы заметили? (В одних словах пишется ца. а в других нет)
– Выпишите слова с ца, какой частью речи они являются?
– Существует ли проблема написания?
– Обратите внимание на остальные слова.
– Какой частью речи они являются?
– Что заметили?
– Слышится -ца, а пишется -тся или -ться (это проблема)
– Сочетание -ца в конце глагола – это опасное место – орфограмма
– Давайте сформулируем тему урока

5. Учебные задачи урока

(учебник стр. 111)

6. Изучение нового материала

Работа по учебнику упр №119

– Сформулируйте правило о правописании глаголов (Сочетание ца в конце глаголов никогда не пишется)
– Так что же мы должны писать на месте сочетания ца? (Либо -тся, либо -ться)
– Прочитайте слова:

Нагибаться, боится, держится., хвалится, улыбаться

– Данные слова разделим на две группы
– Определим форму глаголов и зададим к ним вопросы.
– Отчего же зависит написание -тся, -ться?
– Какой вывод сделаем?

Вывод: глаголы в неопределенной форме пишутся с ь, а глаголы в 3-м лице н.в. – без ь; либо по вопросу, если в вопросе есть ь, то в слове пишется, а если нет, то не пишется

– Составьте алгоритм написания глаголов на -тся, -ться:

  1. Найдите глагол.
  2. Задайте вопрос к глаголу.
  3. Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
  4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

7. Самостоятельная работа

Учится – учиться.

– Что интересного заметили?
– Какие вопросы у вас возникли?
– Разные это слова или в каком-то из них допущена ошибка?
– Поставьте ударение в словах.
– Составьте предложения со словами: учится и учиться.
– Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.

8. Работа по учебнику

Упр 120 (работа в парах)

– Назовите слово, в котором на конце надо писать -ца
– Почему?
– А есть ли слово с -ться (улыбаться)
– Почему пишем ь знак?
– Назовите еще глаголы, указав спряжение, время число и лицо

Глядят – н.в., 3л.,мн..ч., 2с.;
Умеет – н.в.,3л.,ед.ч.,1с..;
Хмурит – н.в., 3л., ед.ч.. 1с.

9. Работа с пословицей

– Какая пословица подходит к тексту?

Дело мастера боится.

– Звуковая модель слова боится
– Как будем писать данное слово?

Запись пословицы в тетрадь.

Дело мастера боится. (полный разбор предложения)
10. Игра «Услышь Ь»
– Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет – потопайте:

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться,
крутится, прислушаться.

11. Контроль знаний

(выполнение заданий по вариантам)

– Поставьте, где нужно мягкий знак перед суффиксом – ся:

1 вариант

Любишь катат…ся – люби и саночки возить. Нужно наклонит…ся, чтоб из ручья напит…ся. Чем даром сидеть, лучше даром трудит…ся.

2 вариант

Меж грибами мухомор
Красотой гордит…ся.
Нечего гордит…ся –
Для супа не годит…ся

12. Домашнее задание

– Упр. 124

13. Итог урока

Рефлексия деятельности учащихся.

– На какой вопрос отвечает глагол настоящего времени?
– На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
– Как определить, когда пишется -тся ?
– Как определить, когда пишется -ться ?
– Достигли ли вы цели, которую поставили себе на урок?
– Оцените свою работу.