Урок географии по теме «Путешествие в Китай»

Разделы: География


Урок проводится в форме игры: «Туристическое агенство», с использованием структур сингапурской системы: Модель Relly Robin (обучающая структура, в которой 2 участника поочередно обмениваются короткими ответами), Модель Timed-Pair-Share (обучающая структура, в которой участники команды делятся развёрнутыми ответами в течение определённого времени), Модель Mix-Pair-Share. (перемешай класс…обучающая структура, в которой учащиеся передвигаются по классу, смешиваются под музыку, двигаясь по кабинету, образуя пары, дают «пять», берутся в воздухе за руки и обмениваются ответами с партнёром),  Модель Stir the class (перемешай класс… обучающая структура, в которой учащиеся передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше информации к своему списку).

Формы организации учащихся: работа в парах, малых группах, коллективно-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный с использованием ИКТ, частично-поисковый, метод проектов.

Цели и задачи урока: продолжить формирование у учащихся умения давать комплексную характеристику страны; находить причинно-следственные связи между различными компонентами природы и населения.

Оборудование: мультимедиа, интерактивная доска, атласы

ХОД УРОКА

Урок проводится в форме игры «Туристическое агентство».
Страницы данной презентации оформлены для уроков страноведческого типа. (Материалы презентации спрашивайте у автора статьи. Прим.ред.)

Оргмомент

– После долгой, длинной зимы, хочется чего-то теплого, яркого и необычного. Таким необычным будет наше путешествие в Китай. (Слайд №1)
– Есть два разряда путешествий: один пускаться с места вдаль, другой – сидеть себе на месте, назад листая календарь.

Объяснение темы и цели урока

– Сегодня вы познакомитесь с удивительной страной, узнаете, чем интересен Китай, узнаете о населении Китая и его хозяйственной деятельности. (Слайд №2, видеофрагмент)
Китай – страна древней культуры. Памятниками материальной культуры китайского народа служат буддийские храмы и пагоды, уникальные сооружения как Великая Китайская стена длинной около 4 тыс. км. Здесь были изобретены бумага, шёлк, фарфор, компас, порох.

– Сейчас мы разгадаем кроссворд об изобретениях Китая. (Слайд №3, кроссворд)

  1. Взрывчатое вещество, изобретённое в Китае. (Порох)
  2. Прозрачное защитное покрытие. (Лак)
  3. Из этого состоят книги, тетради. (Бумага)
  4. Прибор, с помощью которого определяют стороны горизонта. (Компас)
  5. Философское учение, в переводе с китайского означает путь. (Дао)
  6. Из этого вещества изготавливают посуду. (Фарфор)

Слайд №4 (кроссворд с ответами)

Учащиеся приглашаются в туристическое агентство. В команде есть ландшафтоведы, гидрологи, климатологи, экономисты-географы. Ребята получают инструктивные карточки с заданиями.

Инструктивная карточка

Ландшафтоведы

Большую часть Китая занимают, ___________ и ___________. Рельеф понижается к  __________. Самые высокие вершины мира расположены на территории Китая. На границе с Непалом поднимается ___________, высота которой составляет _______ м. К северу от Гималаев лежит самое высокое нагорье мира – ___________. Своими размерами выделяется ___________
_________ равнина.

Инструктивная карточка

Гидрологи

На западе Китай омывается __________, __________, ___________ морями, которые относятся к ___________ океану. По территории Китая протекают крупные реки: _________ и ___________.

Один ученик из группы отвечает по карточке.

I. Модель Relly Robin (обучающая структура, в которой 2 участника по очерёдно обмениваются короткими ответами)

1 вопрос: На каком материке и в какой его части находится Китай?
2 вопрос: Какими морями омывается Китай?
3 вопрос: Какие горы, нагорья и равнины расположены на территории Китая?
4 вопрос: Какие крупные реки протекают по территории Китая?

– Поблагодарите друг друга.

Инструктивная карточка

Климатологи

В Восточном Китае особенно велика разница между севером и югом. Осадков  __________, выпадают неравномерно. Лето ___________, зимние температуры на севере и юге __________. К северу от нижнего течения Янцзы средняя температура января ниже 0*С.
Главная особенность климата Западного Китая – _______ __________.
Лето _________, а зима _________ и __________.

II. Модель Timed-Pair-Share (обучающая структура, в которой участники команды делятся развёрнутыми ответами в течении определённого времени) Помните, что на высказывании у вас 15 секунд.

Партнёры А отвечают на вопрос: Климат Западного Китая _________, потому что _________.

Партнёры Б отвечают на вопрос: Климат Восточного Китая ________, потому что _________.

– Поблагодарите друг друга.

Инструктивная карточка

Демографы

Численность Китая ______млрд. чел. Китай называют «страной без братьев и сестёр» В стране проживает _____ различных народов, но главный среди них – ________. Большинство населения живёт в сельской местности (в нём занято _____ % жителей). В то же время в Китае много городов, в том числе крупных, причём городов-миллионеров значительно больше, чем в какой-либо стране. В Западном Китае живут главным образом тибетцы, уйгуры (близки к узбекам), монголы.

Инструктивная карточка

Хозяйственная оценка Китая

Велики залежи ________, ____________, но особенно выделяется страна месторождениями _____________. По запасам олова и вольфрама Китай занимает ______ место в мире. Месторождения многих руд сосредоточены преимущественно на _________ страны. Они связаны с разломами в земной коре и внедрением магмы по ним. В настоящее время Китай занимает ____ место в мире по выплавке _________, добыче _________.

Инструктивная карточка

Экономисты-географы по сельскому хозяйству (растениеводству)

На большей части Восточного Китая можно выращивать по _____, а крайнем юге – ___урожая в год. К северу от Янцзы сеют _________. На северо-востоке выращивают сою, а также _______ – вид проса, зерно которого идёт в пищу. Главное культурное растение _______. Большие площади в Бассейне Хуанхэ и Янцзы отведены под _________. На влажном и жарком юге, близ тропика, появляются плантации ________ _________, рощи ________ и __________ деревьев. Китай – родина _________. Чайный куст хорошо растёт на склонах холмов в условиях __________ климата.

Инструктивная карточка

Экономисты-географы по сельскому хозяйству (животноводству).

Главное занятие населения – _________ скотоводство. Стада коз, ________, _____, _________ передвигаются от одного пастбища к другому. В Тибете разводят _________, хорошо приспособленных к суровым условиям высоких гор. Встречаются редкие оазисы.

III. Модель Mix-Pair-Share. (перемешай класс…обучающая структура, в которой учащиеся передвигаются по классу, смешиваются под музыку, двигаясь по кабинету, образуя пары, дают «пять», берутся в воздухе за руки и обмениваются ответами с партнёром)

– Поблагодарите друг друга.

Вопросы на экране

Вопрос: По каким признакам выделяют Западный и Восточный Китай?
Вопрос: Почему в Восточном Китае выпадает большое количество осадков?
Вопрос: Почему хозяйственная деятельность населения Западного и Восточного Китая неодинаковы?

IV. Модель Stir the class (перемешай класс… обучающая структура, в которой учащиеся передвигаются по классу для того чтобы добавить как можно больше информации к своему списку)

V. Модель Raft (более структурированный вариант организации проектной работы)

Выполнить рекламный буклет туристического агентства с предложением посетить Китай. При этом необходимо дать название туристического агентства, придумать слоган о Китае, наклеивают картинки о Китае, заранее приготовленные.
Каждая команда выступает перед классом.

Слоганы

  • Удивительный Китай. Путешествие в прошлое и будущее. Китай, дороги, которые помнят!
  • Хватит работать! Пора отдыхать! Отдых – наша работа! Позволь себе эксклюзивный отдых!
  • Зачем искать лучше? Путешествуйте свободно и легко!
  • Всё меняется от перемены мест! Как прекрасен этот мир – посмотри!
  • Китай – круговорот ярких впечатлений!
  • Улыбайтесь! Вы в Китае… Китай оставляет след!
  • Достопримечательности Китая: Что? Где? Когда?

Подведение итогов. Билетик на выход. Перед тем, как закончить урок, ответьте на вопросы:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что интересного вам запомнилось?
– Куда бы вы хотели отправиться на экскурсию?

– Ребята! На ваших столах лежат смайлики, оставьте на них свои впечатления об уроке! Всем спасибо!

Приложение 1