Штрихи к портретам политических деятелей второй половины XX века

Разделы: История и обществознание


Цель: доказать ценность анекдота как исторического источника.

Задачи:

  • дополнить характеристику исторических портретов политических лидеров с помощью анекдотов, карикатур и шуток;
  • формировать творческое мышление, умение критического анализа и обобщения на основе исторических источников;
  • развивать интерес к отечественной истории на примере углубленного изучения исторической личности.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, «Толковый словарь» Даля, Большой толковый словарь Ушакова, Большой энциклопедический словарь, карточки с опорными словами

ХОД УРОКА

I. Введение

Демонстрация презентации (Приложение 1)
На фоне музыки на экране появляются портреты политических деятелей XX века

II. Вступительное слово учителя

Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке истории, тема которого «Штрихи к портретам политических деятелей второй половины 20 века».
Как вы считаете, какие исторические источники помогают нам нарисовать словесный портрет политического деятеля?
(воспоминания, мемуары, автобиографии…)
Сегодня вам предстоит работа с источниками, которые относятся к устному народному творчеству. Это анекдоты. Предлагаю вам найти определение в различных словарях. (Работа в группах).
1. Короткий рассказ об историческом лице, происшествии. Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая притча. (Большой энциклопедический словарь)
2. (Греч.) короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае; байка, бау?тка. (Толковый словарь Даля)
3. Вымышленный, короткий рассказ о смешном, забавном происшествии. (Большой толковый словарь Ушакова).
Как можно увидеть, что, несмотря на различие в некоторых нюансах, все формулировки сходятся в одном: анекдот – это краткий юмористический рассказ, описывающий те или иные, вымышленные или реальные события, без чётко определённой структуры и лишь с одной целью – вызвать смех.
Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Это может быть игра слов, разные значения слов, современные ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т.п.

Вопросы к классу:

– Как вы относитесь к анекдотам?
– Часто ли в вашей жизни вы слышите или рассказываете анекдоты?
– Часто ли вы их слышите на уроках?
– Есть ли автор у анекдотов?
– В чем особенность политических анекдотов? Что или кого они высмеивают?
(Анекдоты – своеобразная форма критики и протеста против жестокости и глупости властей. Поскольку анекдоты выражают распространенное общественное мнение, они могут служить источником для установления подлинных оценок простыми людьми деяний властей.
В целом анекдоты про политических деятелей всегда эмоционально окрашены. Разброс оценок колеблется от явно выраженной симпатии до резко выраженной антипатии, негативной оценки их деятельности. По анекдотам можно довольно безошибочно определить степень популярности политического лидера у масс).
Но для начала я предлагаю определить, о каких политических деятелях пойдет речь.

III. Исторические портреты

1) Отношение к этому политическому лидеру было полностью выражено в шутке, стилизованной под детскую считалку:

Это что за бармалей
К нам залез на мавзолей?
Брови черные, густые,
Речи длинные, пустые.
Он и маршал, и герой.
Догадайся, кто такой?
(Слайд презентации)

(Л.И. Брежнев)

– Какие характеристики помогли вам найти правильный ответ?
– Какую дополнительную информацию мы можем получить, используя шарж на Л.И. Брежнева?
(одним из любимых занятий Л.И. Брежнева была охота)
2) После победы на Олимпиаде в Мельбурне знаменитая гимнастка Лариса Латынина шокировала всех, произнеся на правительственном приеме в Кремле в присутствиивысокопоставленных лиц государства от имени олимпийских чемпионов следующий тост: "Знаете, почему мы так сражались на олимпийских аренах? Боялись, что если проиграем, все стадионы будут засеяны кукурузой". О ком речь? (Н.С. Хрущев)
– Карикатура показывает Хрущева с початком кукурузы в одной руке и ботинком – в другой. На каких событиях акцентировал наше внимание автор карикатуры? («Ботиночная дипломатия» Хрущева на заседании ООН)
3) После его назначения на пост генерального секретаря запретили русские пословицы: "бог шельму метит" и "горбатого могила исправит". (М.С.Горбачев)

– Итак, речь сегодня пойдет о Н.С. Хрущеве, Л.И. Брежневе, М.С. Горбачеве

IV. Задание для работы в группах

У каждой группы карточки с опорными словами (Приложение 2) Группы выбирают опорные слова, относящие к определенной эпохе:

1-я группа – к эпохе Н.С. Хрущева,
2-я группа – к эпохе Л. И. Брежнева,
3-я группа – к эпохе М.С. Горбачева.

Слова на карточках: оттепель, перестройка, застой, Карибский кризис, «Пражская весна», вывод войск из Афганистана, освоение целины, Косыгинская реформа, курс на ускорение, первый полет человека в космос, Олимпиада в Москве, катастрофа на Чернобыльской АЭС, реабилитация, гласность, неосталинизм.
Используя опорные слова и ваши знания, полученные на уроках, дайте характеристику той эпохе, в которую жили Н.С. Хрущев, Л. И. Брежнев, М. С. Горбачев.

Каждой группе предстоит дать оценку исторической личности на основе комплексных источников информации (анекдотов и карикатуры)

Задания для 1 группы.

Н. С. Хрущев

Анекдот №1

Пионерка спросила у Хрущева:
– Дяденька, правду папа сказал, что вы запустили не только спутник, но и сельское хозяйство?
– Передай своему папе, что я сажаю не только кукурузу.
Задания к анекдоту:
– В этом анекдоте использованы слова, которые имеют несколько значений. Объясните их смысл.
– О каких событиях идет речь в анекдоте?
– Как характеризует анекдот Н.С. Хрущева? Согласны ли вы с этой оценкой?
(Особой темой для анекдотов того времени была почерпнутая во время поездки в США Хрущевым идея кукурузы, как универсальной сельскохозяйственной культуры. Её принудительное внедрение в любых, даже совершенно неподходящих для того условиях, порождало довольно острую ответную реакцию, но высказываемую, благодаря цензуре и свежей памяти, опять же лишь в форме анекдотов. К сельскохозяйственной проблеме обращено особое внимание со стороны народного юмора, что дает возможность судить о неудовлетворительном положении в данной сфере).

Анекдот № 2

Ключевые слова.

Хрущев любил букву «к», и она его сопровождала в течение всего славного десятилетия: культ личности, кукуруза, коммунизм, Карибский кризис, кузькина мать.
Вопрос к анекдоту:
Поясните, каким образом связаны с Хрущевым следующие слова: культ личности, кукуруза, коммунизм, Карибский кризис, кузькина мать?
Анекдот № 3
— Почему стадион «Лужники» так часто закрыт?
— Там тренируетсяХрущев.
— А в каком виде спорта?
– В беге, чтобы догнать и перегнать Америку.

– В чем суть анекдота?
(Хрущёв 22 мая 1957 года в речи на зональном совещании работников сельского хозяйства областей и автономных республик СССР призывал догнать и перегнать Америку по всем экономическим показателям. Брошенный лозунг быстро породил ответную реакцию со стороны населения, по-своему оценивавшего потенциал государства, проецируя его на собственный образ жизни и окружающую действительность. Практически легендарным стал ответный лозунг: « Не уверен – не обгоняй».)

Задания для второй группы.

Л. И. Брежнев.

Анекдот № 1

В Москве произошло землетрясение – со стула упал пиджак Брежнева с медалями.
В связи с какими историческими фактами возник данный анекдот?
– Перечислите несколько наград, которые имел Брежнев.
(Среди народа любовь Брежнева к званиями и наградам вызывала множество шуток и анекдотов. После того, как Брежнев пришел к руководству страной и партией, награды стали сыпаться на него как из рога изобилия. К концу своей жизни он имел орденов и медалей гораздо больше, чем Сталин, Маленков и Хрущев, вместе взятые. При этом он очень хотел получать именно боевые ордена. Ему четыре раза было присвоено звание Героя Советского Союза, которое по статуту может присваиваться только три раза (лишь Г. К. Жуков был исключением). Десятки раз он получал звания Героя и высшие ордена всех социалистических стран. Его награждали орденами стран Латинской Америки и Африки. Брежнев был награжден высшим советским боевым орденом «Победа», который вручался только крупнейшим полководцам, и при этом за выдающиеся победы в масштабах фронтов или групп фронтов. Естественно, что при таком количестве высших боевых наград Брежнев не мог удовлетвориться званием генерал-лейтенанта. В 1976 г. Брежневу было присвоено звание маршала СССР.
Леонид Ильич Брежнев не просто получил значительное число наград, но и даже умудрился попасть с ними в "Книгу рекордов Гиннеса" как "самый награждаемый человек в мире". Ходит популярная байка, согласно которой Брежневу из-за наград приходилось носить китель, весивший 6 килограмм. На самом же деле его награды никто не взвешивал. Но сам такой китель, действительно, был бы более чем увесистым.)

Анекдот №2

Брежнев зачитывает приветствие спортсменам на Олимпийских играх 1980 г. в Москве:
– О! О! О! О! О!
Референт ему шепчет:
– Товарищ Брежнев, это олимпийские кольца. Текст – ниже!

– В чем суть анекдота?
(Как известно, Леонид Ильич любил читать свои речи, выступления и доклады по заранее подготовленному тексту, что время от времени приводило к казусам, которые, будучи замеченными слушателями, в лице советского народа, незамедлительно стали темой для новых анекдотов. Особенно бурное развитие данное направление получило во времена, когда Брежнев, по мнению большинства населения СССР, уже не столь хорошо понимал, что же он читает).

Анекдот №3

Брежнев вызывает Косыгина.
–Ты мою «Малую землю» читал?
– Да, очень понравилось, сейчас третий раз перечитываю.
Отпускает Косыгина, вызывает Пельше.
– Ты мою «Малую землю» читал?
– Да, это моя настольная книга, столько глубоких идей оттуда почерпнул.
Отпускает Пельше, сидит и думает: «Косыгин прочитал – понравилось, Пельше прочитал – понравилось, может быть, мне тоже прочитать?»

Вопросы:

– О чем книга «Малая земля»? В чем суть анекдота?

Задания для третьей группы.

М.С.Горбачев.

Анекдот №1

– Зачем Раиса Максимовна везде ездит с Горбачевым?
– Она варит лапшу, а он ее всем развешивает.
– Что означает в нашем понимании «вешать лапшу»?

– О какой «лапше» идет речь в анекдоте?

Анекдот №2

Приходит Горбачев к Ельцину. Весь такой задумчивый и мрачный.
Ельцин: Ты чего такой?
Горбачев: Да что-то нашу политику не понимаю...
Ельцин: Ну, так садись, я тебе все сейчас объясню!
Горбачев: Объяснить я и сам могу, я понять не могу…

Вопрос:

– Как характеризует Горбачева данный анекдот?

Анекдот №3

В ресторане.
— Почему у вас котлеты квадратные?
— У нас перестройка.
— А почему они недожаренные?
— Мы работаем с ускорением.
— А почему они надкусаны?
— Это госприемка.
— А почему вы об этом так смело говорите?
— Так ведь гласность у нас!

– Почему с таким сарказмом в анекдоте отзываются о перестройке, ускорении, госприемке?
Обсуждение вопросов к анекдотам в группах с последующим выступлением представителей групп.

Вопросы к уч-ся:

– Согласны ли вы с оценкой авторов анекдотов личностей Хрущева, Брежнева, Горбачева?
– В чем проявляются положительные и отрицательные стороны анекдотов как источников исторической информации?

V. Рефлексия:

Составление синквейна.

VI. Домашнее задание

1. Подобрать анекдоты о Хрущеве, Брежневе, Горбачеве (по группам), где
а) дается характеристика их качеств характера, внешности;
б) критике подвергается внутренняя политика в эпоху данных политических лидеров;
в) критика в адрес советского руководства по поводу внешней политики.
2. Нарисовать карикатуры, шаржи, которыми могли бы служить иллюстрациями к политическим анекдотам.

Литература: Н. А. Козлова «Использование карикатур на уроках истории» «Социосфера».