Познавательная деятельность ученика, представляющая собой сложнейший процесс перехода учащихся от случайных наблюдений к знаниям, имеет большое значение для общего развития школьника и формирования его личности. В развитии познавательных интересов школьников важно формировать направленность на процесс, в ходе которого происходит приобретение умений и навыков, развитие личностного мышления в соответствии с потребностями общества, решением задач научно-технического прогресса, развитием духовных ценностей.
В связи с тем, что познавательная деятельность школьника является неотъемлемой характеристикой его учебной деятельности, возникает проблема поиска путей повышения её активности.
Одно из направлений поиска продиктовано некоторыми физиологическими основаниями. В процессе познания окружающей действительности, а следовательно, в процессе обучения, участвуют все органы чувств человека. При этом их пропускная способность как “каналов связи” человека с окружающим миром различна: орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10000 условных единиц информации, а орган зрения – 100000. Таким образом, около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Закономерно, что, отмечая наибольшую пропускную способность информации органами зрения, принцип наглядности ставят на первое место. Но так как в его основе не только опора на зрение, но и на другие органы чувств, выражается необходимость при использовании средств наглядности формировать у учащихся представления и понятия на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений.
Такой точкой зрения придерживался великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он отмечал, что, чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только посредством зрения или только посредством слуха.
В настоящее применения наглядности в преподавании изучаемых в школе учебных дисциплин признается всеми, в то время как история педагогики наблюдает различный опыт её использования. Наглядное преподавание провозглашалось многими педагогами с давних времен. В XVII веке Ян Амос Коменский в “Великой дидактике” писал, что “если мы намерены насадить в училищах истинное и достоверное знание вещей, то мы вообще должны стараться обучать при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности”. Современные научные данные психологии говорят о том, что успешность усвоения значительной части школьных предметов предполагает у учащихся наличие достаточно живых и точных представлений.
Но, несмотря на всеобщее признание наглядности в обучении, и в особенности естественным наукам, широкого и ясного понимания принципов наглядности в методической литературе не дается. Методисты дореволюционной школы понимали под “наглядностью” только демонстрацию таблиц и иллюстраций. Они отделяли от наглядности демонстрацию натуральных предметов, или “предметность”, введенную Песталоцци. Сторонники “исследовательского метода” выдвигали вместо наглядности и предметности “моторность”, “двигательную проработку знаний”, т. е. работу учащихся с натуральными объектами. Такой подход трактуется как узкое понимание наглядности и ошибочное увлечение “исследовательскими методами”.
В настоящее время принцип наглядности рассматривается во всем его многообразии, при расширенном его толковании. На разных уроках в зависимости от целей урока, содержания изучаемого материала, общей подготовки класса целесообразно применение различных форм наглядности:
- работы учащихся с учебником;
- демонстрации опытов и таблиц;
- живого образного рассказа и др.
Каждая из этих форм наглядности, примененная на своем месте, может быть актуальна и эффективна для повышения познавательной активности учащихся. В то же время, преподавание становится наглядным, когда учащимся предоставляется для рассмотрения какой-либо предмет – живой, мертвый или его изображение, независимо от того, демонстрируется ли он издали или дается в руки учащимся. Таким образом, применение наглядности, например, в преподавании биологии, можно представить посредством следующих форм:
- натуральной (работа с предметом живым, засушенным, законсервированным);
- изобразительной (модель, таблица, рисунок и схема);
- словесной (чтение отрывков из художественных описаний, документального материала, сообщение о своих опытах учащихся и образный рассказ учителя).
Одной из наиболее значимых форм наглядности на уроках биологии является натуральная, или предметная, основывающейся на передаче учащимся представлений о конкретных натуральных объектах: материальных явлениях жизни растений и животных, об определенных видах и т.д. К натуральным объектам относятся:
- различные живые животные;
- более доступные неживые животные и их части в виде влажных препаратов, скелетов, чучел (или тушек), коллекций засушенных животных. Неживые животные используются как демонстрационный материал, так и в качестве раздаточного, выдаваемого на руки учащимся: микропрепараты различных животных, изучаемые при помощи микроскопа или лупы.
Наибольшая наглядность достигается при знакомстве учащихся с растениями в естественных условиях их жизни – на экскурсиях в лесу, поле или на школьном ботаническом участке. В этом случае, несмотря на изобилие наглядности, следует применять приемы, выделяющие нужный для наблюдения объект, делать контрастные сравнения, давать задания учащимся для измерений и самостоятельных наблюдений. Важно, чтобы школьники изучали предметы и явления живой природы в динамике, т.к. живая природа в своей сущности подвижна, изменчива, непостоянна и вместе с тем динамически устойчива.
Изобразительная форма наглядности на уроках биологии может применяться при невозможности показа натуральных объектов, а также при инструктаже к практическим занятиям, для закрепления знаний путем сравнения, повторения, при учете знаний. Данная форма предполагает активное использование изобразительных наглядных пособий (макетов, моделей технических устройств, стендов), графических учебных пособий (плакатов, схем, таблиц, рисунков). Изобразительные наглядные пособия являются подменяющими живые объекты и активно используются на уроке в зависимости от его целей, задач и содержания. Так, таблица может быть использована после выполнения учащимися самостоятельной работы с целью самопроверки, а также для повторения и закрепления знаний. Инструктивные рисунки микроскопических препаратов с надписями и стрелками, лежащие рядом с микроскопом, помогают учащимся разбираться в рассматриваемом препарате. Наборы открыток, фотографии, вырезки из журналов используются как раздаточный материал на уроках.
Рассматривание словесной формы как ограничивающей применение натуральных объектов и, соответственно, являющейся менее эффективной, является не совсем верным. Образный рассказ учителя заинтересовывает, заставляет работать мысль, переживать, заряжает эмоциями, вызывает яркие представления. Важным требованием применения данной формы является тщательно выверенная подготовка, которая позволит реально использовать силу слова и, соответственно, достичь наглядности, образности.
Познавательная деятельность учащихся, в процессе которой формируется и развивается интерес к биологии, требует от учителя целенаправленной работы по отбору содержания и методов обучения. Знакомство с учебным материалом, в котором не использованы все формы наглядности, снижает возможности обучения, не позволяет учителю показать учащимся все богатство и многообразие животного мира. В данном аспекте применение наглядных средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью, формирует навыки технической культуры, воспитывает внимание и аккуратность, повышает интерес к учению и делает его более доступным.