Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения

Разделы: Математика


Введение

Процесс формирования познавательных интересов – процесс сложный и длительный; он требует целостного подхода к личности, учёта учебных возможностей, причин отставания, отношения к учению, к учителю, наличия или отсутствия познавательных интересов в структуре личности. Формировать познавательный интерес слабоуспевающих это ещё труднее. Учитывая общее и своеобразное в личности подростков необходимо варьировать стимул познавательного интереса, актуализируя какую-либо группу или отдельные стимулы с учётом причин отставания школьников.

Целью данной работы является попытка рассмотреть подходы исследователей и, учитывая свой собственный опыт, по вопросу о путях формирования у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Особое внимание концентрировано на вопросе формирования познавательных интересов у слабоуспевающих.

Задачами являются:

  • Выявление причин отставания в учёбе.
  • Определение критериев неуспеваемости на уроках истории.
  • Пути преодоления неуспеваемости.
  • Стимуляция познавательных интересов у слабоуспевающих.

Вопросу о путях преодоления неуспеваемости посвящено очень много работ. Эту проблему исследовали как в отечественной литературе, так и за рубежом (Дж.Брунер, У.Глассер). Среди наших исследователей можно назвать: Захарова А.Б., Бондаренко С.М., Калмыкова З.И., Маркова А.К. и др. Все они единодушно отмечают огромную роль учителя в формировании у детей познавательных интересов как средство преодоления неуспеваемости.

Причины неудач в учебе

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы, вызываемая причинами, в том числе и социальными. Причины школьных неудач могут быть самыми различными и сложными. К их числу относятся такие факты, как отсутствие интереса к учёбе, плохое поведение в школе, лень и т.п., которые называются факторами, относительно зависимым от учащихся; плохая воспитательная атмосфера в семье, длительная болезнь, различные недостатки в учебно–воспитательной работе школы, т. е. факторы сравнительно не зависимые от учащихся.

Сложный характер причин неудач ученика в школьной учёбе единодушно отмечают все авторы, которые до настоящего времени занимались их анализом. Однако не все пришли к единому мнению в отношении того, какие среди различных условий, обычно тесно связанных между собой, играют доминирующую роль и, в конечном счёте, предопределяют школьные успехи учеников. Однако исследователи склонны видеть основную причину неудач в плохих общественно – экономических условиях жизни учащихся. Другие полагали, что корень зла нужно искать скорее в дефектах биопсихической «подготовленности» учащихся. Наконец, третьи видели основную причину в несовершенстве работы школы.

Ч. Куписевич, обобщив выводы исследователей, дал характеристику этим группам причин:

1. Социальн-экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки семейной жизни.

2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рождённых здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.

3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя – решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении – грубый брак в работе учителя.

Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учёбе: – жёсткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей;
– единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;
– неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
– пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрёжку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведёт к неудачам в учёбе. Но дидактические причины школьных неудач выступают обычно наряду с другими причинами и взаимно обуславливают друг друга. Кроме того, некоторые исследователи склонны по-разному оценивать влияние одного и того же набора причин в зависимости, например, от возраста учеников. По мнению этих авторов, для школьного возраста решающим является воздействие педагогических факторов.

Дидактические средства борьбы с неудачами в учебе

Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства:

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализа результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. К. Бабинский предложил педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учёбе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания. Их преимущества заключаются в том, что занятия в них проводятся по результатам серьёзной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учёбе связаны прежде всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьёй школьника.

Конечно, неуспеваемость – это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально – педагогический аспекты. Комплексным должно быть и её решение.

Список изученной литературы:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса к обучению / Под ред. Г.И.Щукиной. – М.; Просвещение, 1984.
  2. Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться? – М.; Знание, 1976.
  3. Брунер Дж. Психология познания. / Перевод с англ. – М.; Прогресс, 1977.
  4. Глассер У. Школа без неудачников/ Перевод с англ. – М.; Прогресс, 1991.
  5. Ермолаева О.Ю. Внимание школьника. – М.; Знание, 1987.
  6. Захарова А.Б. Психология обучения старшеклассников. – М.; Знание, 1976.
  7. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М.; Знание, 1982.
  8. Коррекционные классы в структуре средней общеобразовательной школы: Методические рекомендации. –М., 1988
  9. Кумарина Г.Ф. Индивидуализация обучения слабоуспевающих школьников // Советская педагогика. – 1986. – №2
  10. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М.; высшая школа, 1986.
  11. Левитана С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М.; Знание, 1980.
  12. Лысенкова С.Н. Куда и как исчезли тройки. – М., 1979.
  13. Маркова А.К. Психология обучения подростка. – М., 1975.
  14. Педагогика. Уч.пособие. / Под ред. П.И.Педкосисткого. – М., 2000.
  15. Педагогика. / Под ред. И.П.Подласого. М. – Владос. – М., 2001.
  16. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. – М.; Знание, 1989.