Разработка урока по технологии. Обслуживающий труд. «Прелесть русского сарафана»

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  • ознакомить учащихся с особенностями сарафанного комплекса разных регионов России;
  • совершенствовать навыки моделирования изделия, используя знания о композиции и цветосочетании;
  • развивать творческие способности и эстетический вкус.

Задачи:

  • Изучение особенностей женского народного костюма 17-19 веков;
  • Обогащение кругозора и мастерства учащихся, развитие творческих возможностей каждой ученицы;
  • Демонстрация общечеловеческих ценностей, заложенных в народном искусстве и активизация познавательного интереса учащихся к творчеству своего народа.

Тип урока. Комбинированный.

(Изучение и первичное закрепление новых знаний)

Методы. Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска.

Приемы: рассказ, объяснение, демонстрация, практическая работа, рефлексия.

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • офисная бумага
  • цветная бумага
  • клей-карандаш
  • простой карандаш
  • опорные конспекты.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте искусницы! Мы продолжаем изучать историю женского русского костюма, и сегодня нам предстоит ознакомиться с сарафанным комплексом народного костюма 17-19 века.

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

Ответьте мне, пожалуйста, для чего необходимо изучать историю народного костюма?

Ученик. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Мы должны знать прошлое, чтобы придумывать новое.

Изучение нового материала

Учитель: Тема нашего урока “Прелесть русского сарафана”

Традиционно крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохранила, отработанные веками устойчивые формы, определяющие её своеобразие. До начала ХХ века крестьянский костюм сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приёмы декора, способ ношения и многое другое.

Для русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Следует подчеркнуть традиционность народного костюма, которая выражается в целом ряде принципов и качеств. Народному костюму свойственна рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, строением человеческой фигуры, назначением вещей в быту.

Основные детали одежды кроили, перегибая полотнища вдвое по утку или основе. Для клиньев по необходимости полотнища складывали по диагонали. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (полики, ластовицы). В этом специфическом крое присутствует определённая архаика. К типичным чертам можно так же отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких надеваемых одна поверх другой одежд, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма. Сегодня мы попытаемся проследить типичные черты древнерусского костюма в современной одежде на примере сарафанного комплекса.

Учащаяся:

Нижегородский костюм с сарафаном

Нижегородский народный костюм наряду со сходством форм и образных характеристик с костюмами регионов Русского Севера имеет ряд лишь ему присущих черт. Это объясняется географическим расположением Нижегородской губернии.

На нижегородской земле было широко развито золотое шитье. Зажиточные женщины надевали на праздники шелковые и парчовые сарафаны, на многих из них были унизанные жемчугом и расшитые золотом кокошники.

Представленный костюм включает рубаху, сарафан, нашейные украшения, головную повязку, “холодник”, обувь.

Низ рукавов белой рубахи декорирован также белым шитьем.

Сарафан из шелка голубого или красного цвета заткан пестрыми букетами цветов. По низу сарафана нашита золотая бахрома. Подкладка сарафана выполнена из коленкора серого цвета.

Конструктивные линии формы незначительно подчеркиваются декором, в основном нижняя часть рукавов, низ сарафана.

“Холодник” вышит золотом. Отделка — бахрома и золотое шитье. Орнаментальные мотивы — цветы, листья, вазы, банты. Подкладка — кумач. Стеган на вате.

Нашейное украшение — лента красного цвета, на которую нашиты белый бисер и пять крупных стекол и пуговиц, спереди спускается фестон из нитей белого цвета.

Головная повязка — девичья лента, выполненная из полоски галуна, на которую нашиты три фестона из бус, фольги и стекол; спадающие сзади концы — из штофа малинового цвета. Сверху повязки мог быть накинут платок, закалываемый под подбородком.

В прохладную погоду костюм дополнялся сшитой из малинового штофа душегреей с рукавами.

Обувь — кожаные ботинки на шнуровке.

Пластичность, сочетание цветов, фактур и декоративного решения создают образ праздничного костюма.

У вас на столах лежат опорные конспекты, где пояснено лексическое значение ключевых слов нашего занятия. Опорный конспект составлен по словарю русского языка С.И. Ожегова. Пользуясь опорным конспектом, поясните, пожалуйста, лексическое значение слов, вынесенных на экран.

Ответы учеников:

  • рубаха - русская одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее бельё (женская);
  • сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами;
  • повязка - старинный девичий головной убор с открытой макушкой;
  • кокошник - старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом;
  • холодник - короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой;
  • коленкор - род хлопчатобумажной ткани; кумач - хлопчатобумажная ярко-красная ткань;
  • галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежду;
  • штоф - тяжелая шелковая или шерстяная ткань.

Учитель: Благодарю вас, перед вами Архангельский костюм с пестрядинным сарафаном (поморский комплекс).

Учащаяся:

Специфическое звучание костюму придает красный цвет и его оттенки. Костюм построен на сочетании красных, белого, с незначительным количеством золотисто-серебристых и синего цветов. Орнаментальные мотивы условны, просты, в основном представлены в виде полос и клеток.

Целостность композиции достигнута не только цветовым и фактурным сочетанием, но и органичностью связи конструктивного решения рубахи, сарафана, передника. В костюме присутствуют два ярко выраженных композиционных центра: головной плечевой пояс и низ костюма. Оба композиционных центра органично согласованы между собой.

Костюм построен на благородном сочетании цветов и фактур тканей домашнего производства. Рубаха из белого холста с отделкой кружевами по низу рукавов. Сарафан в красно-черно-белую клетку. Передник из пестряди. Внизу тканый орнамент — по красному льняному фону черные узкие полоски. Орнаментально-цветовым аккордом является головной убор. Девичья повязка из шелка алого цвета расшита серебряной нитью.

Обувь — кожаные ботинки на шнуровке, с каблучком.

Архангельский народный костюм олицетворяет достоинства русского народного костюма в целом.

Пользуясь опорным конспектом, поясните, пожалуйста, лексическое значение слов, вынесенных на экран.

Ответы учеников:

  • рубаха - русская одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее бельё (женская);
  • сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами;
  • передник - одежда, защищающая перед платья от грязи;
  • душегрея - женская теплая кофта без рукавов;
  • пестрядь - грубая льняная или бумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая, пестрядинный сарафан.

Учитель: Спасибо, посмотрите теперь на Вологодский костюм с шелковым сарафаном

Учащаяся:

Вологодский народный костюм включает рубаху “рукава”, сарафан, головной убор. Рубаха из белой кисеи — старинный праздничный наряд женщин и девушек. Рубаха по горловине и рукав по низу присборены. Спереди рубахи, на груди — разрез. Рукав по длине укороченный.

Сарафан шелковый, из орнаментированного штофа. Вдоль застежки проходят полоски желтой парчи, застежка выполнена на воздушных петлях и металлических пуговицах. Сарафан изготовлен на подкладке из ситца и холста.

  • Головной убор — кокошник.
  • Обувь — кожаные полусапожки со шнуровкой и на каблуках.

Костюм касается фигуры в основном в области плеч и таким образом скрывает строение фигуры, создавая впечатление плавности и величия. Силуэтные изображения выражают динамику формы костюма.

Декоративность костюму придают орнаментированные ткани. Цветовое звучание достигается использованием родственно-контрастных цветов. Костюм построен на сочетании зелено-синих и желтых цветов в дополнении золотисто-серебристыми и бело-перламутровыми оттенками.

Пластика и сочетание цветов, фактура декоративного решения создают образ праздничного костюма.

Пользуясь опорным конспектом, поясните, пожалуйста, лексическое значение слов, вынесенных на экран.

Ответы учеников:

  • сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами;
  • кокошник - старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом;
  • кисея - прозрачная тонкая ткань;
  • штоф - тяжелая шелковая или шерстяная ткань.

Учитель: Вы умницы, обратите внимание на Вологодский костюм с сарафаном из холста с набивным рисунком.

Учащаяся:

Костюм построен на сочетании красного, синего, белого и черного цветов. Элементы формы согласованы в костюме по принципу контраста. Местами средоточия декора являются линии, подчеркивающие формы, и конструктивные линии — вырез горловины, линии плеч, низ рукавов рубахи, верхний край сарафана.

Рубаха из белого холста. На линии плеч и по низу рубахи — узорное ткачество и отделка вязанием крючком.

Сарафан с бретелями из холста с набивным рисунком, фон темно-синий, орнамент в виде розеток, нанесенных набивным способом белой и оранжевой масляной краской. Верхний срез обшит кумачом и пестрорядью. Орнаментальные растительные и геометрические мотивы сарафана, рубахи лаконичны, взаимосвязаны по правилам орнаментального ритма и симметрии.

Пояс красно-белый тканый с кистями, орнамент в виде гребенчатых ромбов из красного гаруса. Длина пояса 250 см. Он завершает формирование пластического и колористического решения костюма.

Головной убор — кокошник — из коллекции вышитых головных уборов, бытовавших в среде крестьян Вологодчины в XVIII - начале XX веков. Обувь — кожаные ботинки с удлиненными голенищами, на шнуровке и на высоком каблуке.

Кокошник и обувь в соединении с одеждой составляют единую замкнутую систему русского народного северного костюма, который дополнялся платком из белого домотканого холста с красным орнаментом, одеваемым поверх кокошника.

Поясните, пожалуйста, лексическое значение слов, вынесенных на экран.

Ответы учеников:

  • сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами;
  • рубаха - русская одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее бельё (женская);
  • пестрорядь - грубая льняная или бумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая, пестрядинный сарафан;
  • пояс - лента, шнур, ремень для завязывания, застёгивания на талии;
  • кумач - хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

Учитель: Благодарю вас, а теперь рассмотрим Курский костюм с сарафаном.

Учащаяся:

Курская губерния отличалась разнородностью населения. Вследствие этого для костюма Курской губернии характерно слияние черт костюма древнейшего населения губернии и польско-литовских выходцев.

Женщины носили рубаху, юбку, поневу, передник. Из тонкой черной шерстяной домотканины шили сарафаны. Лиф такого сарафана декорировался вышивкой шерстяными цветными нитями, блестками, а различными цветными полосками атласа, парчи, кашемира — лиф и низ.

Женские рубахи часто выполнялись с рукавами длиннее рук и завершались длинными узкими манжетами. Иногда широкие рукава по низу собирались в частые сборки, закрепляемые манжетами. В частые сборки собирали также рубахи и вокруг горловины. Декор рубахи — красная вышивка крестом в сочетании с белым кружевом, наложенным на кумач. В качестве навесных украшений возможны бусы.

Пояс – шерстяной, тканный, в полоску кушак, длиной 320 см, шириной 16,5 см, концы которого с бахромой.

Головная повязка из цветного ситца.

Обувь — кожаные туфли.

Костюм отличается красочностью, причем обилие цвета и различных декоративных решений не дробит единый образ. Объединяющим началом является темный цвет сарафана, придающий целостность и графическую выразительность. С другой стороны, темный фон сарафана высвечивает его декор, который созвучен красному цвету декора рубахи и головной повязки.

Поясните, пожалуйста, лексическое значение следующих слов.

Ответы учеников:

  • домотканина - вытканное домашним, кустарным способом полотно;
  • кушак - пояс, обычно широкий, матерчатый;
  • кашемир - тонкая шерстяная или полушерстяная ткань;
  • атлас - сорт шелковой гладкой блестящей ткани;
  • парча - плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми серебряными нитями.

Учитель: Спасибо, полюбуйтесь еще раз на Курский костюм с сарафаном.

Учитель: Перед вами - Калужский костюм с сарафаном.

Учащаяся:

Калужский сарафанный комплекс состоит из рубахи, косоклинного сарафана из темно-синей ткани, головного убора и обуви. Девичий костюм в таком решении получил широкое развитие в южных регионах славянской России.

Косоклинный сарафан, “китайка”, изготовлен на холщовой подкладке. На переднем полотнище справа — карман. По центру переднего полотнища — имитация распашного сарафана. По синему фону сарафана дана отделка красной фабричной тканью (бретели, верхний край сарафана, низ, карман).

На фоне сарафана особенно выделялось декоративное оформление рубахи, и в первую очередь рукавов, орнаментированных вышивкой. Характер конструктивного решения рукавов и способ их ношения усиливает пластичность формы костюма.

На темно-синем фоне сарафана и белом фоне рубахи четко выделяется линейная графика красной вышивки, придающая костюму выразительность.

Пояс — тканый. Форма костюма определяется подпоясыванием сарафана под грудью, выше линии талии. Таким членением на фигуре формируется лиф сарафана.

Обувь — лапти.

Завершает композицию свойственный калужскому костюму необычный головной убор — рогатая кичка, чохры (налобник), мохры.

Костюм предельно лаконичен по форме и композиции, является в калужском районе примером заимствования образца северорусского народного костюма.

Поясните, пожалуйста, лексическое значение слов на экране.

Ответы учеников:

  • косоклинный сарафан - сарафан выкроенный по косой линии;
  • кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины;
  • мохры - бахрома на женском головном уборе;
  • чохры - налобник на женском головном уборе.

Учитель: Спасибо, представляю вашему вниманию Московский костюм с синим сарафаном.

Учащаяся:

Костюм включает в себя рубаху, сарафан, передник, головной убор, обувь. Форма костюма с присущей северорусскому народному костюму особенностью строится с учетом головного, плечевого и грудного опорных поясов.

Рубаха красная, с длинными рукавами и с прямыми поликами, декорирована узорным ткачеством.

Сарафан распашной, с застежкой на пуговицы, цветные полоски украшают низ сарафана. Узкой полоской проходит декор по краю бретелей сарафана. Верхний край полотнищ сарафана и передника и способ крепления передника на фигуре как бы формирует лиф костюма.

Головной убор — кокошник. Он выигрышно подчеркивает овал и черты лица. Обувь — лапти.

Особую красочность и декоративность костюму придают ткани и орнаментальные полосы на переднике, рубахе и по низу сарафана. За внешней, с первого взгляда кажущейся пестротой прочитывается четкое тонально-ритмическое построение орнаментальных плоскостей, объемов и всего костюма.

Величественный вид создается вертикальными линиями формы, направленными кверху и как бы смыкающимися у головного убора.

Цветовая тональность костюма обеспечивается сочетанием красных и синих цветов, озвученных вкраплением желтого и незначительного количества белого, отчего костюм воспринимается особенно красочно и мажорно.

Поясните, пожалуйста, лексическое значение выделенных слов.

Ответы учеников:

  • сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами;
  • передник - одежда, защищающая перед платья от грязи;
  • кокошник - старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

Учитель: Благодарю вас, посмотрите на Смоленский костюм с сарафаном.

Учащаяся:

Историческое расположение Смоленщины определило развитие ее культуры, для которой характерны особенности укладов как северных, так и южных регионов России, оригинальное сближение с белорусским укладом. Все это отразилось и на народном костюме. Здесь как бы встречаются два костюмных комплекса — северный сарафанный и южный поневный. С другой стороны, отдельные виды одежды, способы их ношения, пространственные формы и цветовое решение сближает смоленский народный костюм с белорусским.

Сарафанный комплекс состоит из холщовой рубахи с сугубо смоленской желто-красной вышивкой, пестрядинного сарафана в желто-красную клетку, передника, головного убора — обруча, обуви — лыковых лаптей с округлым носком.

Декоративно-фактурные характеристики тканей сарафана созвучны орнаментальному решению рубахи (вокруг горловины, по линии плеч и низу рукавов) и передника (по линии низа). Органичен колорит костюма в целом: желто-красные цвета вышивки и ткачества дополняют бело-коричневые (естественные) цвета домотканных холщовых тканей. Головной убор венчает композицию костюма и находится в пластическом и тональном созвучии с костюмом и фигурой.

Поясните, пожалуйста, лексическое значение слова на экране.

Ответы учеников:

  • пестрорядь, пестрядинный сарафан - сарафан из грубой льняной или бумажной ткани, обычно домотканой, из разноцветных ниток.

III. Физкультминутка

IV. Практическая работа

Учитель. Вы удивительные ученицы. Я предлагаю вам, на время проведения практической работы, представить себя в роли художника-модельера.

Художник-модельер – специалист, творческий работник в области моделирования (проектирования) одежды. Он создает модель, решая ее художественное начало.

Я хочу предложить вам выполнить моделирование современного сарафана или комплекса с сарафаном из цветной бумаги, используя элементы народного костюма.

Техника безопасности при работе с острыми предметами.

Учащиеся выполняют практическую работу.

V. Рефлексия

Учитель. Расскажите, какие элементы исторического костюма вы использовали в своей работе.

Оцените свою работу по следующим критериям по пятибалльной шкале:

  • оригинальность идеи;
  • эстетика оформления;
  • объем работы.

После выступления учащихся, учитель, добавляя свои комментарии, ставит оценки за практическую работу.

VI. Подведение итогов занятия

Учитель. Позвольте спросить вас, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответы учеников. Мы познакомились с особенностями женского народного костюма 17-19 веков, а точнее с сарафанным комплексом русского народного женского костюма, имели возможность сравнить сарафаны из разных регионов России, узнали значения некоторых слов, обозначающих элементы костюма.

Учитель. Чему мы сегодня учились?

Ответы учеников. Мы учились применять элементы народного костюма в современной моде.

Учитель. С какой целью мы учились применять элементы народного костюма в современной моде?

Ученик. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Мы должны знать прошлое, чтобы придумывать новое.

Учитель. Как вы думаете, удалось ли нам это? (Выслушиваю мнения учеников).

Учитель. Мы не пришли к единому мнению. И это хорошо, что осталось больше ответов. Я хотела, чтобы вы задумались над этим и поискали ответы самостоятельно. Это и будет вашим творчеством, поскольку вы будете творить собственное мировоззрение.

VII. Домашнее задание

Учитель. Продумайте и создайте маленькую коллекцию - базовый гардероб из нескольких вещей центральным акцентом которого станет сарафан, предложенный вами сегодня.

Опорный конспект

Словарь ключевых терминов

  • Рубаха - русская одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее бельё (женская).
  • Сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами.
  • Повязка - старинный девичий головной убор с открытой макушкой.
  • Кокошник - старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.
  • Холодник - короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой.
  • Коленкор - род хлопчатобумажной ткани; кумач - хлопчатобумажная ярко-красная ткань.
  • Галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежду.
  • Штоф - тяжелая шелковая или шерстяная ткань.
  • Передник - одежда, защищающая перед платья от грязи.
  • Душегрея - женская теплая кофта без рукавов.
  • Пестрядь, пестрорядь - грубая льняная или бумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая, пестрядинный сарафан.
  • Кисея - прозрачная тонкая ткань.
  • Пояс - лента, шнур, ремень для завязывания, застёгивания на талии; кумач - хлопчатобумажная ярко-красная ткань.
  • Домотканина - вытканное домашним, кустарным способом полотно.
  • Кушак - пояс, обычно широкий, матерчатый.
  • Кашемир - тонкая шерстяная или полушерстяная ткань.
  • Атлас - сорт шелковой гладкой блестящей ткани.
  • Парча - плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми серебряными нитями.
  • Косоклинный сарафан - сарафан выкроенный по косой линии.
  • Кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
  • Мохры - бахрома на женском головном уборе.
  • Чохры - налобник на женском головном уборе.