Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10–11-х классов по теме «Нас лира в бой звала…»

Разделы: Литература


Тип мероприятия: литературная гостиная.

Цели деятельности учителя: расширять и углублять знания по предмету, стимулировать интерес к изучению литературы, развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки; любовь к поэтическому слову; воспитывать чувство патриотизма и личность ребёнка знающей и уважающей историю своей страны.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

а) познавательные:

  • знакомство с историческими фактами войны 1812 года,
  • развитие у школьников общеучебных, интеллектуальных и речевых умений: умения провести беседу; навыков развития правильной литературной речи; навыков публичных выступлений; навыков выразительного чтения.

2.Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий):

а) познавательные: расширение кругозораобучающихся, повышение интереса к литературе и истории России

б) регулятивные: рефлексия способов и условий действия; умениепонимать учебную задачу и определять цель мероприятия;

в) коммуникативные: умение слушать, аргументированно и чётко отвечатьна поставленные вопросы;

г) личностные: мотивация к учебной деятельности, принятие и освоение социальной роли обучающегося, стремление к совершенствованию выразительного чтения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование духовно-нравственной ориентации.

Методы и формы:беседа, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: презентация к уроку, проектор.

Ход мероприятия

Мотивация учебной деятельности:

Первый ведущий: (слайд №1)

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В поэзии сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко!

Актуализация знаний:

Второй ведущий: Французский писатель Анатоль Франс заметил: “Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. Последуем совету писателя: будем поглощать знания с большим желанием (Звучит припев песни “Офицеры” в исполнении О. Газманова: приложение № 1 к презентации)

Беседа:

Первый ведущий: Офицеры, офицеры...Испокон веков эти умные интеллигентные люди вставали на защиту интересов родного Отечества по первому его зову и до последней капли крови стояли на рубежах Родины не на жизнь, а насмерть, являясь образцом мужества и патриотизма. Но не только офицерский состав в моменты опасности поднимался на защиту страны: все от мала до велика, от простого солдата до главнокомандующего стояли за её честь и достоинство до последнего вздоха.

Второй ведущий: Не так давно наша страна отмечала юбилей одной из величайших дат в истории России: двухсотлетие со дня победы России в Отечественной войне 1812 года. Цель нашего мероприятия - познакомиться с людьми, защищавшими Отечество, и деятелями искусства, которые вдохновляли их на подвиги во имя Державы и увековечили эти подвиги в своих бессмертных произведениях. Итак, почему войну 1812 года назвали Отечественной? (обучающиеся отвечают) Всё верно: потому что на защиту страны встало всё Отечество. Даже крестьяне брали всевозможные подручные средства и шли на борьбу с завоевателями. Они создавали партизанские отряды для борьбы с неприятелями. Все, кто только мог, приняли участие в этой войне.

Первый ведущий: Мы, как истинные граждане своей страны, патриоты своей державы, не можем не вспомнить об этой дате. Ей мы и посвятили сегодняшнюю встречу в нашей литературной гостиной. Тема сегодняшнего вечера - “Нас лира в бой звала...” (слайд 2)

Второй ведущий: Мощный патриотический подъём стал основой для массового героизма солдат и офицеров, защищавших родную землю. Память об Отечественной войне 1812 года, о героях сражений осталась в учебниках истории, памятниках, монументах, мемориальных досках, названиях площадей и улиц, в полотнах живописцев и литературных произведениях. Были повести и романы, стихи и песни. С помощью нашего литературного вечера вы “оживим” события давно минувших дней, познакомимся с этими произведениями и историей их создания.

Первый ведущий: Для начала хотелось бы обратиться к истории и ответить на ряд вопросов:

Когда произошло Бородинское сражение? (26 августа 1812 года )

Второй ведущий:

Военный совет в Филях? (1 сентября 1812 года)

Первый ведущий:

Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим? (8 августа 1812 года) 

Второй ведущий:

Наполеон, собираясь напасть на Россию, рассматривал три варианта развития событий. “Если я возьму Киев,- говорил он,- я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову, заняв ...., я поражу её в самое сердце. О каком городе шла речь? (О Москве)

Первый ведущий:

5. Уходя из Москвы, французы заложили взрывчатку в основание этого храма и только доблесть горожан и проливной дождь не позволили французам осуществить свой варварский план. Как называется этот храм,являющийся и поныне визитной карточкой Москвы? (Храм Василия Блаженного)

Второй ведущий:

6. Этот дворянин был командиром регулярного партизанского отряда. Прославился он не только своими подвигами, но и лирикой. Так кто же это такой поэт и офицер? (Денис Давыдов)

Первый ведущий:

7. Очевидец писал об этом так: “Море огня разлилось по всем частям города. Пламя, волнуемое ветром, совершенно походило на морские волны, вздымаемые бурей. Горели магазины, дома, госпитали, в которых находились русские раненые, церкви, где укрывались жители от грабителей...” Что описано в приведенном отрывке? (Пожар Москвы)

Второй ведущий:

8. Л.Н.Толстой  в романе “Война и мир” так характеризовал это событие: “Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. О чем идет речь? (О партизанском движении )

Первый ведущий:

9. Александр I подписал Манифест об окончании Отечественной войны? (6 января 1813 года).

Второй ведущий: Ну а сейчас поговорим об искусстве. Отечественную войну, её события и героев изображали художники. В нашу картинную галерею включены работы таких мастеров кисти, как Альберт Адам, Василий Верещагин, Петер фон Гесс, Франсиско Гойя, Франц Рубо, Христиан Фабер дю Фор, которые по-разному реагировали на войну 1812 года и к развивающимся событиям выразили на полотнах своих произведений. (Слайды2-8). Если будете в Санкт-Петербурге, обязательно посетите военную галерею Эрмитажа. Там вы сможете познакомиться с замечательными портретами, на которых изображены участники событий тех далёких лет......(Слайд 9)

Первый ведущий: А сейчас обратимся к поэзии тех лет (слайд 10).Но сначала предлагаю викторину по литературным текстам. Вы должны определить, о каких героях Отечественной войны 1812 года идёт речь:

1)

...которого Россия,
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождем (о Денисе Давыдове )

Второй ведущий:

2)

Надменный! Кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум? (о Наполеоне) 

Первый ведущий:

3)

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь, и дождь,
И труд он делит с нами (о М.И.Кутузове )

Второй ведущий:

4)

О вождь несчастливый!..
Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой,
Непроницаемый для взгляда черни дикой, 
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою (о М.Б.Барклае де Толли )

Второй ведущий: К теме войны 1812 года поэты обращаются до сих пор. Этот период в истории России является символом мужества защитников Отечества.Война 1812 года на протяжении всего 19 века вдохновляла поэтов, художников, музыкантов на прославление героизма защитников России.

Первый ведущий: Поэтическая летопись войны 1812 года доносит до нас ту удивительную атмосферу патриотического подъёма, охватившего Россию, ту звенящую напряжённость чувств, поднявшую русских людей из разных местностей и сословий на подвиг, который потряс современников и вызвал законную гордость потомков. Поэтические шедевры, описывающие грозные события тех лет, сильны своей документальной достоверностью.

1. Выступление 1-й группы учеников (6 человек: один обращается к зрителямсо вступительным и заключительным словом, пятеро читают наизусть стихотворение В. А. Жуковского “Певец во стане русских воинов”: приложение № 1)

Первый ученик: Бородинское сражение было переломным в судьбе В. А. Жуковского(слайд 11). Он выступил навстречу врагу вместе с тремя тысячами московских ополченцев, будучи поэтом мало кому известным вне литературной среды, а вернулся после Бородина знаменитым автором стихотворения “Певец во стане русских воинов”, которое было написано в сентябре-начале (до 6 октября)1812 года.

(Чтение наизусть стихотворения В. А. Жуковского “Певец во стане русских воинов”)

Первый ученик: Награждённый к концу жизни тремя десятками самых высших русских и европейских орденов, он более всего на свете дорожил самой первой и самой скромной из них- серебряной медалью на голубой Андреевской ленте, которой впервые в русской истории были награждены все участники боевых действий, от генерала до солдата. (слайд 12). В колодке с наградами Александра 1 она была второй после Георгиевского креста. У Жуковского - первой. А титул “певца во стане русских воинов” он считал для себя самым почётным. Но уже вскоре “Певца” не только читали, но и пели. Само стихотворение построено по принципу гусарских застольных (их называли ещё “зачашными”). Певец произносит заздравные тосты в честь прославленных полководцев, а воины - это хор, подхватывающий эти тосты (звучит песня на слова стихотворения “Певец во стане русских воинов” приложение №2 презентации: слайд 13).

2. Выступление 2-й группы учеников (2 человека), (слайд 14):

Первый ученик: “Дедушкой Крыловым” наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим своё уважение и любовь к нему. “Книгой мудрости самого народа” назвал Гоголь крыловские басни. В своих баснях Крылов обсуждает и решает общечеловеческие вопросы или конкретные события, как, например, в баснях, написанных в годы Отечественной войны 1812 года.Поводом для написания басни “Волк на псарне” (слайд 15)послужили события, связанные с желанием Наполеона вступить в мирные переговоры, которые были отклонены М. И. Кутузовым. Вскоре после этих переговоров М. И. Кутузов нанёс войскам Наполеона поражение при Тарутине. По свидетельству современников, басню “Волк на псарне” И. Крылов собственноручно переписал и отдал жене М. И. Кутузова, которая отправила её мужу в письме. М. И. Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах “а я, приятель, сед”, снял фуражку и потряс головой.

Второй ученик читает басню И. А. Крылова “Волк на псарне” (приложение №2)

Первый ученик: военной тематике посвящена басня “Обоз” (октябрь 1812), “Ворона и курица” (ноябрь 1812), “Щука и кот” (1813)(слайды 16-18)

3. Выступление 3-й группы учеников (5 человек: один произносит вступительное и заключительное слово, двоечитают наизусть стихотворениеА. С. Пушкина “Наполеон”: приложение №3, двое-стихотворение “Полководец”: приложение № 4), (слайд 19)

Первый ученик: Обновление темы Отечественной войны 1812 года начинается с А.С. Пушкина, который в своём творчестве не мог обойти вниманием Наполеона Бонапарта, его яркую личность и великие свершения, неразрывно связанные с его именем. Более того, не только в своём творчестве, но и в жизни историк Пушкин не раз обращается к памяти “чудного мужа”, в его письмах, черновиках можно найти сюжеты, так или иначе связанные с именем Наполеона или с итогами его деятельности. В стихотворении “Наполеон” поэт выходит далеко за пределы традиции как чисто поэтической, так и той, что существовала в осмыслении исторического опыта, связанного с Отечественной войной. Художественным открытием Пушкина в этом стихотворении стал образ Наполеона (слайд 20). Низринутый с вершин, на которые его вознёс гений, но и завершивший свой земной путь в мрачном изгнании, Наполеон видится теперь поэту не только в ослепительном блеске славы, не только как “грозный бич вселенной”, но и как великая и в сущностисвоей глубоко трагическая фигура, чья трагедия состоит, прежде всего, в том, что он предал лучшие идеалы человечества, лучшие его надежды, исполнениекоторых зависело именно от него, гения, рождённого и вознесённого революцией.

Второй ученик читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина “Наполеон”

Первый ученик: В 1835 году Пушкин пишет стихотворение “Полководец”, стихотворение замечательное не только тем, что в нём воссоздан выразительнейший портрет выдающегося полководца – Баркалая де Толли(слайд 21), но и тем, что раскрыты неоценимые заслуги Барклая перед Отечеством., печальное величие и драматизм его судьбы, оно, как впрочем, и все пушкинские произведения об Отечественной войне, резко противостояло официальной точке зрения, которая всё содержание великой народной эпопеи сводила лишь к триумфу русского царя.

Третий ученик читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина “Полководец”.

4. Выступление 4-й группы (7 учеников: первый произносит вступительное слово, остальные читают наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова “Бородино”: приложение № 5)

Первый ученик: Продолжил развитие темы Отечественной войны 1812 года М. Ю. Лермонтов (слайд 22). “Бородино” стало первым произведением М.Ю. Лермонтова, в котором раскрывается тема русского народа. Стихотворение было написано в связи с исполнявшимся 25-летием Отечественной войны 1812 года. Рассказ о героических подвигах был доверен простому человеку - старому солдату, выражающему народный взгляд на войну (слайд 23). Не случайно рассказчик очень мало говорит о себе: гораздо чаще, чем “я”, звучит у него “мы”. Образ ветерана дан не через портрет или описание, а через его речевую манеру, высоко оценённую Белинским.

(Чтение учащимися стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино”) (слайды 24-48)

5. Выступление 5-й группы (3 ученика: двое рассказывают о Денисе Давыдове, третий читает наизусть стихотворение “Бородинское поле”: приложение №6), (49 слайд)

Первый ученик: Говоря о прозе, посвящённой теме Отечественной войны 1812 года, невозможно не вспомнить писателя и поэта, большого приятеля А. С. Пушкина, русского генерал-лейтенанта, который в Отечественную войну 1812 года в чине полковника находился в Ахтырском гусарском полку. Это знаменитый Денис Давыдов), (слайд 50).

Второй ученик: Давыдов любил повторять, что он - “поэт не по рифмам и стопам, а по чувству” прежде всего- по залёту и отважности военных действий”. Это было его стилем, его “почерком”, который, с блеском, с особой яркостью проявился в Отечественной войне, когда во главе крупных партизанских отрядов он совершал дерзкие рейды по тылам наполеоновской армии и одержал целый ряд блистательных побед. Во время службы в армии он продолжал заниматься литературным творчеством: писал стихи, мемуары, историко-публицистические статьи. Его перу принадлежат работы “Опыт теории партизанских действий”, “Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году?”, “Дневник партизанских действий” (слайд 51). Денис Давыдов известен и как поэт.

(Третий ученик читает наизусть стихотворение Дениса Давыдова “Бородинское поле” (слайд 52)

6. Выступление ученика: Говоря о войне 1812 года нельзя не вспомнить Дурову Надежду Андреевну (слайд 53) - прозаика, первую в России женщину-офицера, которая пишет книгу “Кавалерист-девица. Происшествие в России”(“Военные записки кавалерист-девицы”). Огромен список писателей и поэтов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года (слайды 54). Это Константин Николаевич Батюшков, упомянутый уже нами сегодня Денис Васильевич Давыдов, Дурова Надежда Андреевна, Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Пётр Андреевич Вяземский, Сергей Николаевич Глинка, Александр Борисович Голицын. Рафаил Михайлович Зотов и многие-многие другие, чьи славные имена вошли в нашу историю и кого мы будем вечно помнить.

Итоги учебной деятельности

Первый ведущий: Итак, сегодня мы познакомились с героями Отечественной войны 1812 года и гениальными деятелями искусства, которые прославили их подвиги в своих произведениях. Что нового вы сегодня узнали? Можно ли считать, что мы достигли цели нашей встречи? Тогда предлагаю провести викторину (слайды 55-64).

Рефлексия

Второй ведущий:

1. Назовите художников, изображавших на своих полотнах события Отечественной войны 1812 года (А.Адам, В.Верещагин, П.Гесс,Ф.Гойя, Ф.Рубо, Х.ФабердюФо)

Первый ведущий:

2. Назовите стихотворение В.А.Жуковского, посвящённое событиям Отечественной войны 1812 года (стихотворение “Певец во стане русских воинов”)

Второй ведущий:

3. Первая награда В.А. Жуковского, которую он получил за стихотворение “Певец во стане русских воинов” (Серебряная медаль за участие в боевых действиях Отечественной войны 1812 года)

Первый ведущий:

4. Назовите басни И.А.Крылова, посвящённые событиям 1812 года (“Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и курица”, “Щука и кот”)

Второй ведущий:

5. Назовите стихотворения А.С. Пушкина, посвящённые Отечественной войне 1812 года (стихотворения “Наполеон” и “Полководец”)

Первый ведущий:

6. Кому посвящено стихотворение “Полководец”? (стихотворение посвящено выдающемуся полководцу Барклаю де Толли)

Второй ведущий:

7. Какой дате было посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова “Бородино” (стихотворение было написано в связи с 25-летием Отечественной войны 1812 года)

Первый ведущий:

8. Назовите имя русского генерал-лейтенанта, большого приятеля А.С.Пушкина, который стал известен не только как поэт, но и как писатель-прозаик (Денис Васильевич Давыдов)

Второй ведущий:

9. Назовите запомнившиеся вам произведения (“Опят теории партизанских действий”, “Дневник партизанских действий” и “Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году?”)

Первый ведущий:

10. Назовите первую женщину-офицера (Дурова Надежда Андреевна)

Второй ведущий:

11. Назовите имена писателей и поэтов, принявших участие в Отечественной войне 1812 года (Константин Николаевич Батюшков, упомянутый уже нами сегодня Денис Васильевич Давыдов, Дурова Надежда Андреевна, Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Пётр Андреевич Вяземский, Сергей Николаевич Глинка, Александр Борисович Голицын.Рафаил Михайлович Зотов и другие)

Первый ведущий: Ну что же, судя по ответам, информация вами усвоена достаточно хорошо, а значит, вам сегодня было с нами интересно и собирались мы не зря. Ваша работа, ваше внимание, ваш интерес к данной теме свидетельствуют о том, что вы истинные патриоты своей Родины и вам интересна её история.

Второй ведущий: Много событий минуло с тех давних пор, о которых сегодня шла речь и замечательных, и трагичных, в том числе и войн. Не всегда мы оказывались победителями, но даже и в этом случае Русь поднималась с колен и стремилась к независимости. Золотыми буквами вписаны в историю Руси ратные подвиги наших предков. И я уверена, что так будет всегда и вы, ребята, будете достойными детьми своей великой Родины и не посрамите её ни словом, ни делом.

Второй ведущий:

В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги и скажи ей:
- Мать! Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою - жить,
С тобою - умирать!
Будь верен ей.
И как бы не был длинен
И тяжек день военной маяты, -
Коль пахарь ты,
Отдай ей все, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.
Люби ее, клянись,
Как наши деды,
Горой стояли за жизнь ее и честь,
Чтобы сказать в желанный час ПОБЕДЫ:
И моего здесь капля меда ЕСТЬ.

(Звучит припев из песни О. Газманова “Офицеры”: приложение № 1 к презентации)

Первый ведущий: На этом мы прощаемся с вами и предлагаем всем выбрать смайлик того цвета, которому соответствует ваше настроение и степень удовлетворённости от сегодняшнего мероприятия. Всем спасибо и до новых встреч! Желающих дать интервью о впечатлениях вечера просим задержаться.

(Специально подготовленный “корреспондент” задаёт детям вопросы: приложение №7).

После мероприятия подсчитывается количество выбранных детьми смайликов: из общего количества приготовленных вычитают количество оставшихся и делают выводы об успешности проведения литературной гостиной).