Цели и задачи:
- Обучающая: дать представления о планетной системе как комплексе небесных тел, объединенных не только упорядоченностью движения, но и общностью физических свойств.
- Воспитывающая:
- умение слушать,
- умение выражать свою мысль,
- познавательный интерес к изучению мира и его закономерностей развития астрономии как науки.
- Развивающая:
- умение в большом материале выделить главное,
- умение анализировать материал, сравнивать и на его основе формулировать логические выводы,
- для развития познавательных интересов и способностей учащихся акцентировать их внимание на дополнительном материале, взятом из различных источников.
Оборудование:
- глобус Земли,
- осветитель,
- два флажка – белый и голубой,
- юла,
- мультимедийный проектор,
- презентация “Планеты земной группы”.
Оформление зала:
- выставка книг,
- газеты и стенды, посвященные планетам: Меркурию, Венере и Марсу.
Ведущий: (Слайд № 1) Здравствуйте, ребята! Много загадок хранит мало изученная наука – астрономия. И сегодня мы поговорим только о планетах земной группы.
1 учащийся: (Слайд № 2) (фильм идет без звука!! В этот момент учащийся читает стих!)
Начало загадки для малыша -
В воротах за поворотом.
Калитку он трогает и, не дыша,
В щелочку смотрит: а что там?
Растешь ты – загадка в простор голубой
К небесным взвывает высотам,
На Солнце сверкает, мерцает звездой...
И ты повторяешь: а что там?
Точь-в-точь, как тебе, но еще в старину
Хотелось узнать звездочетам –
Смотрели на Солнце они, на Луну
И тихо шептали: а что там?
...К неведомым звездам настанет черед
Умчаться с Земли звездолетам.
Но, к цели пробившись, закончив полет,
Вновь взгляд устремят космонавты вперед
И спросят упрямо: а что там?
2 учащийся: (Слайд № 3-7) Где мы живем? Казалось бы, что может быть легче ответа на этот вопрос? В своем доме, в огороде, в стране, на Земном шаре... А дальше?
Наша планета Земля тоже живет в своеобразном городе – Солнечной системе, где есть и другие жители – девять больших и малых планет, связанных воедино вращением вокруг источника тепла и света – Солнца.
Не трудно теперь понять – почему система планет называется Солнечной. Каждая планета вращается вокруг своей оси – воображаемой линии, проходящей через центр планеты и ее полюсы. Огромное Солнце притягивает к себе планеты, не давая им разлетаться в разные стороны. Под влиянием солнечного тяготения планеты вращаются вокруг светила по вытянутым орбитам. И чем дальше находится от светила, тем длиннее ее орбита. Самая короткая у Меркурия, полный оборот он делает за 38 суток, а самая длинная – у Плутона: у него на дорогу уходит 250 лет!... Ну а Земля свою орбиту пробегает за один год. Почти у каждой планеты есть спутники. У Земли – Луна, у Марса – 2, а планет-великанов – целые семейства: по 10 и более спутников.
Наша Солнечная система с миллиардами звезд входят в Галактику. А галактик во Вселенной очень много, которые, наверно, похожи на нашу.
Ведущий: ( Слайд № 8) Зададимся одним вопросом: что общего у Меркурия, Венеры и Марса с Землей? Почему они объединяются в одну группу планет – планет земной группы? А для этого поговорим сначала о Земле, так как мы на ней живем и знаем об этой планете все-таки больше.
Целый день Солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру, описав на небосводе дугу, спускается все ниже и ниже и наконец, скрывается из виду. Небо темнеет, появляются звезды – наступает ночь, и вы ложитесь спать. А где ночует Солнце? Куда оно прячется на ночь?
3 учащийся: (Слайд № 9-10) Да никуда! В том, что угасает день и наступает ночь, повинна Земля. Наша планета безостановочно вращается вокруг самой себя и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой. На той стороне, которую Солнце освещает, - день, на противоположной – ночь. Повернется Земля к Солнцу другим боком, и на ночную сторону приходит день, а на дневную опускается ночь.
Как же так? Планета все время поворачивается, движется, а мы ничего не чувствуем, ничего не замечаем? Приходилось ли вам, ребята, летать в самолете? Плыть на теплоходе? Ехать в поезде? Вспомните, вам тоже казалось, что едете не вы, а то, что находится за окном, - дома, люди, поля, леса. И только по гудению мотора, по стуку колес да качке вагона можно было догадаться что едете, плывете, летите все-таки вы сами.
Так и в случае с Землей. Вращается планета, и все, что на ней находится, - горы, моря, леса, города и люди – тоже “едет” вместе с Землей. Но это движение заметить труднее, потому что Земля кружится бесшумно, равномерно, без толчков и тряски. И нам, людям, кажется, что планета стоит на месте, а движется по небу Солнце: восходит утром, поднимется днем на небосвод, а затем вечером опускается за горизонт.
Чтобы вы хорошо поняли, как день и ночь сменяют друг друга, проделаем вместе небольшой опыт. Для него нам понадобятся: глобус Земли и осветитель, 2 флажка – белый и голубой. Осветитель – Солнце, глобус – наша Земля, а флажками, которые надо укрепить с противоположных сторон глобуса, будут изображать наши дома.
Итак... Половина глобуса освещена, половина – темная. В доме “белом” сейчас день, а в “голубом” – темно, там ложатся спать. Повернем глобус так, чтобы “белый” дом скрылся в тени, а в “голубом” наступило утро. Еще повернем глобус – и снова сгущаются сумерки на половине с голубым флажком.
Наша игрушечная Земля сделала один полный поворот. Настоящая Земля один полный оборот вокруг себя совершает за 24 часа. Это время называют сутками.
Ведущий: (Слайд № 11) Год на Земле длится 12 месяцев. И вот в течение этого времени наступают разные времена года: лето, осень, зима и весна. Почему это происходит?
4 учащийся: (Слайд № 12)
(учащийся начинает рассказ с показа юлы и глобуса) Земля похожа, как и другие планеты, на громадную юлу, у которой тоже есть ось – воображаемая линия, проходящая через Южный и Северный полюс мира. Возьмем красный “поясок” и точно посередине подпояшем им наш глобус-землю. Это - экватор, тоже воображаемый. Половина шара, которая находится выше экватора – называется северным полушарием, а нижняя – южным. Ученые выяснили, что времена года сменяют друг друга только из-за того, что ось Земли имеет наклон.
На нашем рисунке мы видим орбиту Земли вокруг Солнца, по которой бежит наша планета целый год. Северное полушарие, в котором находится наша страна, “отвернута” от солнца. Мало солнечных лучей сейчас доходит до него, а результат – мороз, который заморозил реки и заставил людей одеться потеплей. Зато южное полушарие обращено к Солнцу, там – лето. Но Земля не стоит на месте – она бежит без остановки по орбите. Постепенно северное полушарие поворачивается к Солнцу, все жарче на нем пригревает Солнце землю, тает снег, зеленеет трава, пробиваются первые листочки – идет весна! А в южном полушарии с каждым днем становится все прохладнее, там, на пороге – осень. Но планета продолжает свой путь вокруг Солнца. Вот уже позади половина пути: южное полушарие совсем “отвернулось” от Солнца и там наступила зима, а у нас – лето! Через 3 месяца Земля пробежит еще четверть пути и снова в нашем северном полушарии похолодает, вступит в свои права осень, а еще через 3 месяца снова придет зима и будет Новый год! Земля пробежит полный круг и начнет новый, следующий год.
Ведущий: (Слайд № 13) На стене висит календарь. Листков в нем столько, сколько дней в году. Проходит день – и одним листком в календаре становится меньше. И так 365 раз... А если бы мы жили на Меркурии, то в календаре был бы всего один листок, так как в меркурианском году всего один день. Зато весь следующий год тянется ночь. Сутки на Меркурии длиннее года в два раза! А почему так происходит?
5 учащийся: (Слайд № 14-16) Меркурий ближе всего расположен к Солнцу – на расстоянии всего 58 млн. км, поэтому тепла и света там в 6 раз больше, чем на Земле. Днем там жарко –до 4200 С (температура в нашей духовке почти в 2 раза меньше!), что все сгорит. Зато ночью мороз – температура -1800 С. Это в 2 раза холоднее, чем в самых прохладных местах на Земле – в Арктике и Антарктиде. Но мороз вовсе не означает, что пришла зима. Ни зимы, ни лета, ни осени, ни весны на Меркурии никогда не бывает. И на санках не кататься: там нет воды, а поэтому никогда не идут дожди и не падает снег. Ураганов и ветров тоже не бывает. Ветры, бури могут бушевать только в том случае, если есть вокруг планеты атмосфера (газовая оболочка), а ее сильно разреженна, что ее трудно даже заметить. Частичек газа так мало, что они летают подобно пылинкам в пустой комнате. Из-за этого поверхность Меркурия сильно изрыта кратерами и напоминает поверхность Луны. Кратеры – это следы метеоритов, падающих на планету из космоса.
Наблюдать Меркурий очень сложно, так как на заемном небосводе он никогда не отступает далеко от ослепительного солнечного диска. При самых благоприятных условиях он не задерживается над горизонтом дольше 2 часов после захода Солнца и не появляется раньше, чем за 2 часа до его восхода. Планета бывает плохо различима из-за близости к горизонту и теряется на фоне светлого сумеречного неба.
Ведущий: (Слайд № 17) Эта звезда такая яркая, что сияет даже при свете Солнца в лучах утренней и вечерней зари, когда другие звезды уже погасли или еще не зажигались. Но это не звезда. Это – Венера, вторая планета нашей солнечной системы - ближайший сосед нашей Земли. Сама планета, как и другие не светится, а только отражает солнечный свет. За ее серебристый цвет и красоту Венеру часто называют утренней звездой. Древние астрономы в честь римской богини любви и красоты назвали эту планету Венерой.
В древние времена, когда люди верили, что их жизнью и всем на свете распоряжаются боги, Венера (у римлян), или Афродита (у греков), считалась богиней любви и красоты. Художники и скульпторы изображали ее в виде прекрасной молодой женщины. Среди множества созданных, за долгие тысячелетия, самой прекрасной признана Венера Милосская. Глядя на ее непередаваемо прекрасное тело и дивной красоты лицо, начинаешь заново верить в могучую силу красоты, добрая власть которой непобедима и бессмертна.
6 учащийся: (Слайд № 18-19) Венера вращается вокруг своей оси по ходу часовой стрелки (в отличие от Земли, которая вращается против часовой стрелки). Поэтому если бы мы очутились на Венере, то увидели бы, как Солнце восходит на западе, а заходит на востоке. Ученые узнали, что “утренняя красавица” ленива и не поворотлива по сравнению с Землей. Земля успевает сделать 117 оборотов вокруг своей оси, а Венера – только раз. Из-за этого наши земные часы были бы там неверны: они убеждали бы нас, что прошло 5 суток, а на самом деле не истек один венерианский час!
На Венере, как на Меркурии, нет ни зимы, ни осени, не весны. Круглый год на всей планете жаркое лето. Причем такое жаркое, что металлы свинец и олово можно было бы черпать ведрами, словно воду из колодца.
У Венеры атмосфера очень плотная, состоящая из углекислого газа. Из-за тяжелой атмосферы на планете огромное давление – 95 атмосфер. В таких условиях существование живых организмов, подобных земным, невозможно. Атмосфера создает “парниковый эффект”: пропускает солнечные лучи, которые нагревают и атмосферу и поверхность планеты, но препятствуют их отражению от поверхности. Поэтому температура там +4800 С и вода давным-давно испарилась, превратившись в пар, а пар улетучился. Из-за густоты газовых облаков на планете не видно будет даже Солнце.
На многие километры, насколько хватает глаз, тянутся каменистые равнины, усеянные мелкими и крупными камнями, валунами, обломками скал. Там нет глубоких оврагов, нет высоких гор. Установлено, что поверхность Венеры схожа с земной.
Ведущий: (Слайд № 20) Если на ночном небе вы увидите красноватую звездочку, которая как будто вам подмигивает, знайте, это Марс.
Предлагаем посмотреть видеофильм об этой планете (Слайд № 21).
Ведущий: Посмотрев видеофильм, мы теперь можем заполнить таблицу и ответить на наш вопрос, поставленный в начале нашей лекции: что общего у Меркурия, Венеры и Марса с Землей? Почему они объединяются в одну группу планет – планет земной группы? (Слово предоставляется учащимся начальной школы).
(Слайд № 22) Итак, подведем итог: планеты земной группы – это планеты сравнительно небольшие, главным образом состоящие из горных пород, ближе всех расположенных к Солнцу и имеющих мало спутников (1 или 2) или не имеющих их.
7 учащийся: А теперь предлагаем вам викторину (предлагаются вопросы из книги “Викторина. 100 вопросов по астрономии и космонавтике”, Московский Дворец пионеров и школьников, М., 1982.):
(Слайд № 23) Почему на Земле происходит смена времен года? (Из-за наклона земной оси и вращения ее вокруг Солнца).
(Слайд № 24) На каком полюсе теплее: на южном или на северном? (На северном).
(Слайд № 25-26) Является ли Венера “утренней и вечерней звездой” для всего земного шара? (Да).
(Слайд № 27) У какой планеты Солнечной системы известно больше всего спутников? (У Юпитера).
(Слайд № 28) Прохождение какой планеты по диску Солнца можно наблюдать с Земли? (Венеры).
(Слайд № 29) Действует ли земное притяжение на планеты Солнечной системы? (Да).
(Слайд № 30) Почему с Земли Марс никогда не наблюдается в виде серпа? (Марс удален от Солнца больше, чем Земля).
(Слайд № 31) Какая планета ближе всего к Земле? (Венера).
(Слайд № 32-33) Что общего у Меркурия, Венеры и Марса с Землей? Почему их называют планетами земной группы? ( Планеты земной группы – это планеты сравнительно небольшие, главным образом состоящие из горных пород, ближе всего расположенные к Солнцу и имеющие мало спутников, или не имеющие вовсе).
Включается слайд № 34 – фильм с песней “И на Марсе будут яблони цвести”.
Ведущий: (Слайд № 35) Планеты эти до сих пор хранят много не разгаданных тайн, которые придется решать в дальнейшем вам. А для этого нужны знания (цитирует отрывок из стихотворения Л. Харша “Почемучка и откудки”):
Все сплошные “что” да “если”,
“Почему”, “откуда”, “как”!
А на них ответы есть ли?
Говорят примерно так:
Очень скоро подрастешь,
Тайны эти сам поймешь!
Учитель благодарит выступающих и говорит спасибо слушателям за внимание.
Литература.
- Викторина. 100 вопросов астрономии и космонавтике. - М. МГДПи Ш, 1982 г.,
- Я.Л. Трембовольский, И.В. Чекалов. Ваше слово эрудиты.- М. Просвещение, 1990 г.