Методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе "Л.Н.Толстой «Акула». Работа над составлением плана пересказа произведения"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения “Акула”.

2. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам.

3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки:

а) расширить знания и представления об окружающем мире;

б) вести активное речевое развитие школьников;

в) изучать русский язык и его эстетические функции.

4. Работать над выразительностью речи детей, интонацией, над развитием познавательных способностей детей.

5. Учить работать со справочной литературой.

6. Развивать воображение, речь, мышление, память.

7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.

Предметные задачи урока:

  • создать условия для формирования умения анализировать текст и осуществлять пересказ в зависимости от его цели;
  • создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;
  • создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;
  • способствовать уточнению словаря учащихся на уроке и познакомить учащихся с ролью синонимов и антонимов в речи;
  • способствовать осознанию на интуитивном уровне смыслового и грамматического согласования слов;
  • учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Метапредметные задачи урока:

  • Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.
  • Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
  • Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.
  • Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.

Оборудование: словарь чувств, серия портретов русских писателей и поэтов, авторская выставка книг (произведений Л.Н.Толстого), карточки - цветовые сигналы, задания на карточках для работы в группах, карта достижений учащихся, словари: “ Синонимы и антонимы” О. Д. Ушакова, “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова, компьютер, мультипроектор, карточки достижений учащихся

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько сели. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и приступили к работе. У нас речевая разминка. Прочитаем четверостишие, записанное на доске.

2. Речевая разминка

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать, Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Учитель. К какому виду устного народного творчества относятся эти строки?

Дети. Это скороговорка.

Учитель. О чём эта скороговорка?

Дети. Эта скороговорка о том, как нужно правильно разговаривать?

Учитель. Как нужно правильно разговаривать?

Дети. Разговаривать нужно внятно, правильно, не проглатывая окончаний, проговаривая все звуки.

Учитель. Прочитаем нашу скороговорку по слогам в медленном темпе. Какие слова нужно выделить при чтении этой скороговорки? Это должны быть самые важные слова, и они должны нам говорить, о том, как правильно говорить. Назовите эти слова.

Дети называют слова – разговаривать, выговаривать, правильно, внятно, понятно.

Учитель. Давайте прочитаем эти строки и выделим эти слова при помощи постановки логического ударения.

Учитель. Прочитаем в ускоренном темпе, выделяя слова.

Учитель. Прочитаем с простукивание гласных. Теперь каждый оценит свою работу во время речевой работы сам в карте достижений.

Учитель. Молодцы. Приступим к проверке домашнего задания. Что было задано на дом?

3. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова “Осень” (3 человека)

Каждому ученику после прочтения стихотворения дети задают вопросы и дают оценку их работы.

Дети. Какие строки помогли тебе представить осеннюю картину? Что такое бор? Каким тебе представляется бор? Какие звуки можно услышать в осеннем лесу? Почему поэт называет зелень мрачной? Как понимаешь строки “Зверь отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит”

Учитель. Всех вас я спросить на уроке не успела, поэтому оцените себя сами в карте достижений.

4. Формирование темы и цели урока

Учитель. А теперь приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Как вы её составили?

Y N Т Q W О R S Л U С Y Т V О Z Й (Толстой)

Дети. Фамилия автора Толстой. Мы её составили из букв русского алфавита.

Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Льва Николаевича Толстого. А теперь постарайтесь определить, о чём писал Л. Н. Толстой. Для этого прочитайте написанные на доске слова: лев, мальчик, медведь, тюльпан, сорока, ромашка, ворона, роза, волк, девочка, синица, дедушка. Распределите их на четыре равные группы, по одинаковым для каждой группы признакам

Дети. В первую группу можно отнести слова – медведь и волк, лев, осёл, так как это названия зверей. Во вторую сорока и ворона, синица, так как это названия птиц. В третью группу можно отнести , роза, ромашка, так как это названия растений. К четвёртой группе отнесём слова девочка, мальчик, дедушка. Это названия людей.

Учитель. Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Л. Н. Толстой?

Дети. Л.Н. Толстой писал о природе, животных, птицах и людях.

Учитель. Название произведения Л.Н. Толстого, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на доске слов. (На доске написаны слова: Африка, купался, уплыл, любовался, артиллерист.)

Учитель. Как называется это произведение?

Дети. Произведение Л. Н. Толстого называется “Акула”.

(Учитель пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.)

Учитель. Какова же тема сегодняшнего урока?

Дети. Тема сегодняшнего урока: “Лев Николаевич Толстой и его произведение "Акула"”.

Учитель. В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на доске.

Цель:

1) познакомиться с творчеством __________и его произведением “_____________”

2) учиться правильно, выразительно читать _______________ и анализировать его

3) составлять ___________пересказа произведения

Дети Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого и его произведением “Акула”; учиться правильно, выразительно читать произведение, отвечать на поставленные вопросы.

Учитель. Ребята, вспомните, какие произведения Л. Н. Толстого мы читали с вами во 2 классе.

Дети. “Старый дед и внучек”, “Отец и сыновья”, “Учёный сын”, “Филиппок”, “Котёнок”, “Осёл и лошадь”

Учитель. Чему учат эти рассказы?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

5. Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Учитель. Какие интересные факты из жизни и творчества писателя вы нашли дома?

  • Дети рассказывают, что они знают о жизни и творчестве писателя.
  • Изучение нового материала. Актуализация знаний.
  • Чтение текста подготовленными учениками

Учитель. Приступим к реализации поставленной вами цели. Как вы думаете, о ком пойдет речь в рассказе?

Дети. В этом рассказе пойдёт речь об акуле.

Учитель. Давайте узнаем, правильно ли мы предположили. Прочитаем рассказ “Акула”. (Чтение текста подготовленными учениками)

Учитель. В тексте нам встретились такие слова: палуба, парус, матрос, артиллерист, фитиль, хобот

Давай дадим им объяснение. Для этого поработаем с толковыми словарями.

а) Словарная работа. Работа парами с толковым словарём С.И. Ожегова.

Нахождение и толкование слов: палуба, парус, матрос, артиллерист, фитиль, хобот

1 ряд - Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

Парус - укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани.

2 ряд - Матрос – моряк, не принадлежащий к командному составу, рядовой флота, а также служащий команды.

Фитиль - лента жгут или шнурок, служащие для горения в некоторых осветительных и нагревательных приборах. Жгут из мягкого материала, пропитываемый каким - нибудь составом. Горящий шнур для воспламенения зарядов

3 ряд - Артиллерист - военнослужащий артиллерии.

Артиллерия – огнестрельные орудия ( пушки, миномёты, гаубицы), род войск.

б) Проверка первичного восприятия

Учитель. Вы предположили, что речь в нашем рассказе пойдёт об акуле. Так ли это?

6. Выслушиваются мнения детей.

Учитель. Что хотел показать нам автор этим рассказом?

Ответы детей: Показать переживание отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей)

в) Чтение рассказа детьми по цепочке.

7. Закрепление нового материала.

Составление плана. Выборочное чтение.

Учитель. Ребята, давайте выделим основные события, которые произошли. Завязку сюжета, кульминационный момент, развязку сюжета. Составим план для пересказа текста.

Учитель. Где и когда происходили описываемые события? Какая была погода? Какую команду услышали матросы? Как мальчики оказались в открытом море? Как они соревновались друг с другом? Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына? Когда отца охватил страх? Почему когда все пытались спасти мальчика, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? Когда он стал действовать? Почему все замерли от страха? Как вёл себя артиллерист после выстрела? Почему он так повёл себя? Что можно сказать об этом человеке, какой он? Какими чертами характера обладал?

Учитель. Какова завязка сюжета? (Корабль стоял на якоре около берегов Африки. Было очень жарко и капитан разрешил команде искупаться.)

Учитель. Как дальше развивались события? (Два мальчика, которые были на корабле, вздумали устроить соревнования в открытом море. Они так увлеклись, что не заметили акулу, которая стала к ним приближаться.)

Учитель. Какой эпизод в рассказе стал кульминационным? (Артиллерист подбежал к пушке и выстрелил в акулу).

Учитель. Какова развязка сюжета? (Точным выстрелом акула была убита, а мальчиков на лодке привезли на корабль)

Дети составляют план пересказа.

1. Остановка корабля.

2. Купание мальчиков.

3. Появление акулы.

4. Артиллерист стреляет из пушки.

5. Спасение мальчиков. Крики радости.

Минутка тишины. Ракушки, которые лежат у вас на партах, помогут нам услышать шум моря, может быть, кто-то услышит, крики чаек, плеск волн.

Закройте глаза, послушайте звуки моря, представьте, что вы находитесь непосредственно на месте событий.

8. Работа в группах сменного состава.

Первое задание

  • 1 группа. Найдите синонимы к слову смелый (мужественный, сильный духом, решительный, храбрый), опытный (находчивый, бывалый, многоопытный, искусный, знающий, сведущий)
  • 2 группа. Найдите синонимы к слову веселый (радостный, шумный, жизнерадостный, беззаботный), проворный (шустрый, быстрый, юркий, как ящерица)
  • 3 группа. Найдите синонимы к слову страх (ужас, испуг, паника, шок, боязнь), радость (веселье, ликование, жизнерадостность).
  • 4 группа. Найдите синонимы к слову мудрый (умный, разумный, глубокий, опытный, светлая голова, светлый ум, семи пяди во лбу, проницательный, прозорливый), добрый (заботливый, понимающий, добросердечный, сердечный, добродетельный, добродушный)

Ученики находят синонимы, затем переходят в другую группу и обсуждают слова, дописывают ряд синонимов.

Учитель. А теперь оцените свою работу в карте достижений.

Второе задание

  • 1 группа. Составьте словесный портрет артиллериста. Опишите, как он выглядит внешне, какими чертами характера обладает, расскажите, как он любуется мальчиками, испытывает шок при виде акулы, принимает решение и стреляет из пушки.
  • 2 группа. Подготовьте рассказ о случившемся от имени мальчика. Расскажите, как мальчики купаются, испытывают страх при виде акулы, радость, когда акула погибает.
  • 3 группа. Ответьте на вопрос. Почему рассказ назван “Акула”, а не “Артиллерист”, ведь главный герой артиллерист?
  • 4 группа. Лев Толстой описывает, как отец с любовью смотрит на сына. Как вы думаете, какой он отец? Артиллерист принимает быстрое решение, он решительный, опытный. Как относится автор к артиллеристу? Лев Николаевич Толстой заставляет нас переживать, испытывать страх, радость. Как вы думаете, какой он писатель?

Проверка работы групп. Самооценка своей работы в карте достижений.

9. Домашнее задание

1 вариант подготовить пересказ текста от лица мальчика, 2 вариант от лица артиллериста.

10. Рефлексия.

Учитель. Чему мы учились на уроке? Что нового узнали? О чем вы задумались после чтения рассказа “Акула”

Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему? Выполнили ли мы с вами план урока? Самооценка деятельности учащихся.

11. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.

  • Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!
  • Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
  • Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Учитель. У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

Литература

  1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч., Ч. 1.- М.: Просвещение, 2008г.
  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс, - М.: ВАКО, 2009г.
  3. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. “Толковый словарь русского языка”, - М.:ООО “ИТИ Технология”, 2003 г.
  4. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов, М., “Баласс”, 2000г.
  5. Полячихина О.В., Семененко Л.А. Совершенствование навыков чтения и речи на уроках обучения грамоте и литературного чтения. Курск, 2000 г.
  6. Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Выпуск 1 – М., Дрофа, 2007 г.
  7. Толстой Л.Н. “Акула” Изд-во “Детская литература”. Серия: Мои первые книжки. - М., 1982 г