«Значения фразеологизмов». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: комбинированный.

Цель урока: знакомство с фразеологизмами, как устойчивыми (постоянными) сочетаниями слов, наблюдение за их значением и правильным употреблением в речи.

Задачи урока.

  1. Учебный аспект –  знакомство учащихся с фразеологизмами, обучение нахождению их в речи и правильному употреблению, формирование орфографического навыка; развитие коммуникативных навыков, поиск необходимой информации в справочной литературе,  пополнение словарного запаса, развитие умения работать со словарём.
  2. Развивающий аспект – расширение общего кругозора учащихся, развитие мыслительной деятельности и коммуникативной компетенции учащихся;
  3. Воспитательный аспект – воспитание культуры речи, обучение оценке поступков людей с точки зрения нравственности.

Оформление урока: мультимедийная доска, презентация в программе PowerPoint, учебник “Русский язык”, 2 класс под редакцией С.В.Иванова.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Покажите свою готовность к уроку.

– Пожелайте друг другу удачи.

– Какие качества мы должны с собой взять, чтобы сделать на уроке своё маленькое открытие?

– Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.

– Что такое “сидеть, сложа руки”, “не успеешь оглянуться”?

– А что такое фразеологизмы

– Они употребляются в речи неделимым, устойчивым сочетанием.

II. Актуализация знаний.

– А начну я с шуточного стихотворения

Глеб у доски повесил нос, краснеет до корней волос
Он в этот час как говорится, готов сквозь землю провалиться,
О чём же думал он вчера, когда баклуши бил с утра?

– Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?

(“Повесил нос” – был в плохом настроении, расстроился).

(“Краснеет до корней волос” – испытывает чувство стыда).

(“Сквозь землю провалиться” - испытывает сильную неловкость, стыд).

(“Бить баклуши” - бездельничать).

– Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать? Сейчас я предлагаю поработать в группах и соединить фразеологизмы с их значениями.

Слайд 2. Презентация

задирать нос потерпеть неудачу
водить за нос близко
клевать носом хорошо знать
остаться с носом обманывать
встретиться нос к носу гордиться
зарубить на носу спать

– Русский язык очень богат фразеологизмами.

– Зачем, как вы думаете, нам нужно знать фразеологизмы?

III. Каллиграфическая минутка.

– Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Прописываем буквосочетание - оро-

IV. Словарная работа

– Давайте вспомним, в каких словарных словах-названиях птиц встречается это буквосочетание? (ворона, сорока, воробей) Запишите, подчеркните  -оро-.

– Знаете, с этими словами в русском языке тоже есть фразеологизмы. Кто-нибудь из вас знает?

Слайд 3 (использованы триггеры). Для того, чтобы появилось нужное слово, надо щёлкнуть на слова: белая, на хвосте, считать, стрелять, стреляный, старого.

Белая ворона – отличается от других поступками или внешним видом.

Считать ворон – думает о своём.

Трещать как сорока – говорить громко, быстро и без умолку

Сорока на хвосте принесла – неожиданное сомнительное известие.

Стреляный воробей, старого воробья на мякине не проведешь – так говорят об опытном человеке, которого трудно обмануть.

– Два фразеологизма, а смысл один и тот же.

– Вообще, фразеологизмов в русском языке очень много и часто среди них встречаются близкие по смыслу. Как называются слова близкие по смыслу, по значению? (синонимы). Сегодня на уроке мы с вами узнаем о значениях фразеологизмов.

V. Сообщение цели и темы урока. Наблюдение за значением фразеологизмов. 

Работа в парах. 

Стр.106, 107, упражнение № 1. Выбрать и записать значения фразеологизмов из подсказки по рядам.

1 ряд – “усердно, прилежно трудиться”

2 ряд – “бездельничать”

3 ряд – “мало”

- Проверяем.

Слайд 4

1 ряд – “усердно, прилежно трудиться”– не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица.

Слайд 5

2 ряд – “бездельничать” – сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух.

Слайд 6

3 ряд – “мало”– с гулькин нос, воробью по колено, кот наплакал.

Физминутка.

– Если услышите фразеологизм – встают девочки, если обычное словосочетание – мальчики.

  золотые руки, золотые зубы;
  медвежья услуга, медвежья берлога;
  волчий хвост, волчий аппетит;
  горькая микстура, горькая правда;
  выйти из положения, выйти из комнаты;

– Фразеологизмы бывают противоположные по смыслу. Как называются слова противоположные по смыслу? (антонимы).

Упражнение 3. Подобрать антонимы к фразеологическим оборотам (3 на выбор).

Упражнение 4. 

Баклуши, тридевять, лясы, кануть, пядь.

Видите, как много в русском языке красивых и метких выражений. Их можно услышать и в разговорной речи и прочитать в книгах, а как они появились в русском языке

Работа учащихся у доски.

– А ещё люди наблюдали за повадками зверей и сравнивали с некоторыми чертами характера человека. (На доске фразеологический зверинец). Слайд 7

(Учитель начинает, а дети дополняют фразеологизм):

Голоден как ...(волк)

Нем как ...(рыба)

Хитёр как ...(лиса)

Грязный как ...(свинья)

Труслив как ...(заяц)

Упрям как ...(осёл)

Здоров как ...(бык)

Болтлив как ...(сорока)

Изворотлив как ...(уж)

Колючий как ...(ёж)

Надут как ...(сыч)

– А теперь отгадайте загадки-складки. 

Дружнее этих двух ребят
на свете не найдешь.
О них обычно говорят :
водой…( не разольёшь). Слайд 8

Товарищ твой просит украдкой
ответы списать из тетрадки.
Не надо!
Ведь этим ты другу окажешь …(медвежью услугу). Слайд 9

VI. Домашнее задание.

– Дома вы будете выполнять упр. 2, (с. 110 ), где рисунки вам придут на помощь.

VII. Итог занятия.

– Что такое фразеологизм?

– Какие бывают фразеологизмы?

– Где можно посмотреть значение фразеологического оборота? 

– Для чего в речи используются фразеологические обороты? 

Вывод. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

VIII. Рефлексия.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью фразеологизмов и цветовых кругов. Слайд 10

Учитель говорит: “Если вы будете работать на уроках, засучив рукава, то в скором времени о вас скажут светлая голова, кладезь премудрости, ума палата, семи пядей во лбу”.

Источники

  1. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=fbe4db60-0791-43fa-b711-0b19b71b34c8 сведения
  2. http://frazbook.ru/frazeologizmy/ Фразеологизмы - толкование, иллюстрации