Развитие творческого потенциала личности методом проектов

Разделы: Технология


Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Большие возможности для развития творческого потенциала школьников создаёт проектная учебная деятельность.

С одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих, жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

Хочется отметить, что эффективность развития творческих способностей учащихся на занятиях технологии повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента. В данном случае на проектную деятельность выделено 16 часов учебного времени.

Основой учебного процесса является – развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии. Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов.

Проектная деятельность имеет свои особенности. Она включает ряд компонентов:

1. Определение потребности и краткая формулировка задач.

При выполнении проектов в 5-7 классах необходимо особенно серьёзно относиться к выбору их тем . Лучше задания выдавать заранее, ещё в начале учебного года, а завершаются проекты в конце третьей четверти, начале четвёртой. За это время учащийся должен определиться с выбором изделия (возможно с помощью родителей, чтобы изделие было полезно для дома или для самого ребёнка). Нужно с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно необходимо именно этому человеку.

На самом первом уроке происходит знакомство учеников со всеми основными темами курса в логической цепочке. Ставится задача показать, насколько полезны и практически значимы они являются для каждого из них.

Предлагается выполнить упражнения на краткую формулировку задачи и на составление краткого перечня критериев:

- какие функции должно выполнять изделие;

- как изделие должно выглядеть;

- сведения о размерах;

- какие материалы и отделка могут быть использованы.

При выборе тем творческих проектов учитываются следующие факторы:

- востребованность изделия;

- сложность и трудоёмкость изделия;

- личные интересы и возможность учащегося;

- возможность материальной базы.

Например, творческий проект “ Декоративная ваза”, был выбран учеником 7 “а” класса Спиридоновым Д., как подарок на день рождения. У ребёнка возник вопрос , где взять подарок:

- купить в магазине;

- сделать самому;

- присоединиться к папе

Ученик сделал подарок своими руками. При этом решил сразу несколько вопросов.

Проектирование направлено на улучшение качества жизни людей, поэтому необходимо научить школьника находиться в самом центре процесса проектирования. Учащийся должен четко сформулировать задачу - записать задание, согласно которому он будет разрабатывать, и изготавливать изделие или замысел. Формулировка задачи включает:

- название проекта;

- функцию проекта;

- кто будет использовать “продукт” (категория пользователя).

На данном этапе коллективно обсуждаем выбранные темы, ожидаемую полезность, эскизы, предполагаемую конструкцию, технологию изготовления, художественную отделку. При этом предоставляется полная свобода в обсуждении, как собственных, так и проектов товарищей. Учитывая, что перед учащимися поставлена интересная проблема и для решения мобилизуется весь их творческий потенциал. Именно в проектной деятельности учащиеся должны научиться, чаще использовать высказывания, начинающиеся со слов:

- “Я так считаю…”;

- “Я предполагаю…”;

- “Я не согласна, потому что…”;

- “Я предполагаю, потому что”;

- “Мне кажется…”.

Работа над творческим проектом является предпосылкой установления тесных взаимосвязей между учителем и учащимися. Постоянное привлечение учащихся к самостоятельному творческому решению поставленных проблем способствует их непрерывному творческому развитию.

2. Набор первоначальных идей.

Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, используются специальные педагогические приёмы, направленные на выработку идей:

- прием “Банк идей”. Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей;

- приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия;

- приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта.

Ребёнок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.

3. Проработка одной или нескольких идей.

Чем больше идей, тем лучше результат. Чтобы предусмотреть некоторые неверные шаги и ошибки, необходимо провести дизайн – анализ самостоятельно, который поможет ребёнку обогатить и закрепить опыт по разработанной идее. Рассматривается и экономическая сторона вопроса. В практике используются игры и упражнения для развития творческого воображения“Винегрет”, “Фантастический образ” и т.д.

4. Изготовление изделия.

Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать аппликацию. В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным знаниям, умениям и навыкам:

- коммуникативным;

- навык по преобразованию материалов;

- навык работы с информацией;

- приобретение умения и навыкам при работе с различным инструментом и оборудованием;

- культуре труда.

Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных пособиях, рабочих тетрадях. Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей. Задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника назначается более сильный ученик, который, одновременно помогая другим - сам продолжает совершенствоваться.

5. Испытание и защита проекта.

Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому оно должно быть испытано в реальной ситуации на уроке или дома.

Применяя метод проектов, учитываются следующие моменты:

Все пять компонентов могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон). С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.

Оценка защиты выполненного проекта осуществляется по следующим критериям:

- соответствие содержания доклада проделанной проектной работе;

- умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения;

- качество проектного изделия;

- практическое использование проектного изделия;

- качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность);

- использование знаний из других наук и учебных предметов;

- ответы на вопросы;

- полнота знаний по технологии;

- оригинальность решения проекта;

- культура речи.

Заключение

Достоинство метода проектов в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат – изделие, которым можно пользоваться в быту, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. При выполнении проектов

учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении.

Проектная деятельность – это самый творческий вид конструктивной деятельности школьников, приближающий их к условиям работы дизайнера. При таком способе организации работы образец как объект копирования отсутствует, нет и модели, которая должна, получится. Вместо этого ребенку предлагается набор условий, которые должны удовлетворить изготавливаемый предмет в эксплуатации.

Метод проектов помогает ученикам приобретать разнообразные знания и навыки, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию.

Библиографический список

  1. В.Д.Симоненко, учебник “Технология” 5 кл., “Прсвещение”. 2009 г
  2. В.Д. Симоненко, учебник “Технология” 6, 7 кл., “Вентана-Граф”. 2009 г.
  3. В.Д. Симоненко, Творческие проекты учащихся, Брянск. 1996
  4. В.Д. Симоненко, Для преподавателей технологии поурочные планы”, Волгоград. 2007
  5. В.Д. Симоненко, Для преподавателей технологии поурочные планы. Юноши, Волгоград. 2005.
  6. В.Д. Симоненко, Программа по технологии, “Просвещение”. 2007.
  7. В.Д.Симоненко, Сборник творческих проектов учащихся Изд. 2-е, перераб., “Вентана-Граф”. 2006.