Статистические характеристики в решении прикладных задач

Разделы: Математика


Тип урока урок обобщения и систематизации знаний.
Класс (возраст) 7а класс
Учебный предмет математика
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс Н.Я.Виленкин
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) - пояснительная записка;

- подробный конспект урока;

- презентация к уроку;

- карточки для организации работы групп.

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) - компьютер;

- проектор;

- документ-камера;

- экран.

Цели, задачи урока Цели урока:

- формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации предметного содержания по теме “Статистические характеристики”,

именно: разобрать задачи прикладного содержания; спроектировать и оформить мини-проект по данной теме; провести рефлексию итогов урока.

Планируемые результаты:

- предусмотрены на каждом этапе урока

Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). Цель ресурса: презентационное, наглядное представление деятельности на уроке. Организация урока в четкой, логичной последовательности. Конспект подробно описывает этапы коллективной, индивидуальной и групповой видов работ.

Ход урока

Этап Время Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Орг. момент 2 мин. Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Ответственные за проверку домашнего задания отмечают болевые точки темы или хороший, по их мнению результат.

Ученики включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся   Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Вступительное слово учителя.

Тему урока, ребята, вы узнаете, отгадав кроссворд. В зелёных клетках написано слово, которое нас выведет на тему урока.

Учащиеся отгадывают зашифрованное слово в парах.

Кто быстрее отгадает, помогает соседям.

Затем идёт озвучивание своего ответа.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

3. Актуализация знаний.   Цель: актуализация опорных знаний учащихся.

Итак, теме урока “Статистика”. Как наука и как метод исследования статистических характеристик.

Считать на свете можно всё.
Лишь отворишь ты в мирокно.
На небе звёзд тебе не счесть,
А метод их подсчёта есть.

Зерна как много мы собрали?
А стали за год отливали?
Сколько построили за 5 лет школ?
И сколько еды в среднем съел в Африке слон?
Обо всём нам поведает в числах
Удивительный мир статистики.

Посмотрим несколько слайдов презентации и узнаем больше об истории вопроса.

Учащиеся высказывают свои мысли о статистике и важном значении научных данных в разных областях жизни человека.

1.

2.

3.

4.

5.

Регулятивные: ставят задачу на урок в соответствии с темой (узнать больше, научиться выделять главное в теме); внести коррективы в план изучения темы.

Познавательные: выбирать смысловые единицы новых знаний и устанавливать соответствие между ними.

Коммуникативные: проявлять уважение к своим одноклассникам, их высказываниям, терпимо относиться к ошибкам.

4. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

  Цель сегодняшнего урока - обобщить всё, что мы знаем о статистических характеристиках.

Посмотрите, в кабинете есть непривычные для математики предметы. Как можно их использовать в наших целях?

Давайте поработаем в группах.

Выбирайте любой сектор, получайте задание.

Итогом урока будет созданный мини-проект.

В нём укажите:

- цели;

- тему;

- ход работы;

- числовой ряд;

- вычисление среднего арифметического, размаха, моды, медианы числового ряда.

- Сделайте вывод.

- Подготовьте выступающего.

Ученики выдвигают гипотезы.

Например,

*весы, чтобы взвесить человека

*ростомер, чтобы измерить рост человека

*таблицы, чтобы изучить их и что-то вычислить

*листы А-4 чтобы оформить отчёт

Выбирают задание из любого сектора.

1 2 3
4 5 6. Помощь

1. Средний вес

2. Средний рост

3. Средняя урожайность зерна

4. Средняя продолжительность жизни

5. Средняя температура воздуха 12 октября за 7 последних лет.

6. Помощь друга

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

5. Применение знаний и умений в новой ситуации   Контролирует ход работы в группах Выполняют работу из выбранного сектора.

Составляют числовой ряд, находят статистические характеристики.

Оформляют результаты вычислений в виде мини-проекта

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция   Физкультурная пауза.

Посчитаем, сколько зёрен
Мы возьмём на два батона.
В среднем раза два зевнём,
А потом считать начнём.

Перед тем, как выслушать работу групп, хотелось бы установить точную картину знаний по теме. Предлагаю вам пройти тест.

Сначала проводим физкультурную паузу

Ученики проходят тестирование по теме “Статистические характеристики”

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение

7. Домашнее задание   Предлагается несколько заданий на выбор. Выберете наиболее эффективное решение каждого задания Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством выполнения домашнего задания

Регулятивные: самостоятельный выбор задач из предложенных на дом.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока   Инициировать рефлексию детей по поводу эмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Расскажите о своём впечатлении о прошедшем уроке.

Поздравляю всех с успешной защитой проектов!

Хотелось бы узнать ваше мнение об уроке такого типа.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

Презентация