Классный час "Нужно уметь быть человеком"

Разделы: Классное руководство


Цель: формировать нравственные ценности у учащихся

Оборудование: запись притчи, проектор, компьютер, музыкальные записи.

Девиз: “В мире нет ничего, более замечательного, чем человек”. Абдулла Сарацин

Ход классного часа

1. Звучит музыка. На доске записи: Человек. Человек? Человек!

Учитель: Какие у вас возникли мысли, прочитав запись, обратите внимание на знаки препинания.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (вывешивается тема и девиз на доске).

Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? От чего зависят смысл и ценность жизни? Такие вопросы волновали и наших далеких предков, и волнуют нас с вами сейчас. “В мире нет ничего, более замечательного, чем человек”, - сказал Абдулла Сарацин, арабский философ. Человек.... Его жизнь, его привычки, поведение, достоинство и недостатки, сила и слабость-то, что во все времена вызывало споры и разногласия. Но каков Человек с большой буквы?

Задание 1. Прослушать притчу “Обыкновенный человек”, и ответить на вопросы. (запись)

Притча “Обыкновенный человек”

В жаркий, сухой степи - колодец. Возле колодца – изба. В ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро.

Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом и поехал дальше.

- Что это за человек? – спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, положил ведро в солому и поехал.

- Что это за человек? – спросил деда внук.

- И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал веревке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? – спросил внук.

- Обыкновенный, - ответил дед.

Обсуждение (выступает каждый)

- Что сказал дед про мужика в телеге? - Почему?

- Что сказал дед про другого путника? Почему?

- А что за человек был третий проезжий? Почему он только обыкновенный человек.

Задание 2. (Раздать карточки со словами А.С.Макаренко).

“ Человек должен научиться поступать нравственно сам с собой, без всяких проверок и контроля, он должен чувствовать нужные вещи: “можно”, “нельзя”, “надо”.

Обсуждение

- Что вы думаете по этому поводу ?

Задание 3. (Раздать карточки со словами М. Монтель).

“Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, - это было бы глупостью, но всё, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае, это злостный обман. Я не знаю, какой выгоды ждут для себя те, кто без конца лжёт и притворяется: на мой взгляд единственное, что их ожидает, так это то, что если даже им случится правду, им всё равно не поверит”.

Обсуждение (выступает по одному человек у из группы).

- Как относиться к лжи во спасения?

Классный руководитель. Вывод: Мне кажется, что это самые правильные слова на “Правда” и “Ложь”. Чтобы всегда говорить правду, нужно иметь большую силу воли. Ведь правда чаще всего выступает против тебя.

Задание 4. А сейчас следующий этап Умный человек. Продолжите тезис: “Умный человек – это ...”.

Обсуждение (выступает каждый)

Задание 5.

Классный руководитель. Что же, вы, действительно, умные ребята.

Давайте проведем игру “Простая викторина”.

1. Расположите названия книг о человечестве по времени их создания – от древних времен к современным:

а) Библия;

б) Дейл Карнеги, “Как перестать беспокоиться”;

в) “Поучения” Владимира Мономаха;

г) Гете, “Фауст”.

2. Дополните фразу: “Человек – это ....”:

а) венец природы;

б) корона природы;

в)голова природы;

г) чудо природы.

3. “Более всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, если не можете почтить подарком, то пищей и питьём”. В какой книге давались такие наставления?

а) “Домострой”;

б) В. Мономах “Поучения”;

в) Дорохов, “Как себя вести”.

Обсуждение (выступает по 1 из группы)

Классный руководитель. У нас с вами осталась последний этап “Спешите делать добро”. Ответьте мне только на один вопрос. Делать людям добро – это счастье?

Обсуждение (выступает по 2 человека из группы).

Задание 6. (Раздать слова И.А.Ильина) “Не жди его, не вопрошай о нем, не требуй ничего! Ищи чего-нибудь другого: чего-нибудь верного, великого, за что стоило бы жить, бороться и умереть. Посвяти себя этому делу с любовью, живи им так самоотверженно, как только сможешь; служи ему верно и самозабвенно, но не ищи счастья”.

- В чем же секрет счастья?

Вывод: Главное в жизни – чтобы человек оставался Человеком с большой буквы.

Классный руководитель. Заключение.

У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный выбор по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или дать отпор? Да или нет? Пусть ваш выбор ежеминутно говорит о том, что ты поступаешь, как настоящий гражданин, человек с большой буквы. Пусть ты останешься и м на всю жизнь. И пусть ты донесешь самое главное до тех, кто этого ещё не понял. Хочется пожелать всем удачи и правильных решений. Пусть каждый из вас знает, что жизнь для других намного важнее, чем для самого себя.

Самоконструкция. (Раздать фломастера, бумагу).

- Как стать замечательным человеком?

Подведение итога. Придумайте символ настоящего человека в стихах, прозах, рисунках, словами.

Обсуждение (выступает каждый)

Звучит музыка