Урок окружающего мира в 1-м классе по теме «Мы в семье»

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся представление о семье; подвести к выводу, что семья – это группа родственников, живущих вместе.

Развивающие:

  1. развивать навыки сравнительного анализа, развитие эстетических чувств, устной речи, мышления, внимания;
  2. развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение работать в группах;
  3. продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

Воспитательные:

  • воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи;
  • создание условий для полноценного межученического диалога;
  • обеспечить тесную связь обучения с жизнью.

Оборудование:

  • Презентация урока.
  • Карточки со словами.
  • Раздаточный материал для парной работы.
  • Выставка рисунков “Моя семья”.

1. Организационный момент

– Дети, приветствуем гостей, присутствующих на уроке. Посмотрите друг на друга,  улыбнитесь. Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

А я вам хочу рассказать одну легенду. Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева. 

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: “Я”
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: “Я”
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: “Я”
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
“Я, я”, – тихо молвила Ева: “я, я”,
Сказала она знаменитых семь “Я”
Вот так на Земле появилась семья.

- Какое слово всё время произносила Ева? Сколько раз? (Показ ребуса “7Я”) 

- Слово семья обозначает семь “Я”, которые живут под одной крышей. Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Значит, всех их можно назвать семьей.

- Конечно, не у всех в семье живет 7 человек, да и не важно сколько. Главное, что мы любим друг друга, понимаем и помогаем друг другу.

– Попробуйте определить тему и цель нашего урока. (Составить из слов предложение – тему)

3. Работа по теме урока.

1) Вступительное слово.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.

Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра.

Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

На Руси к семье всегда относились с уважением. Поэтому семьи были большие и дружные.

2) Работа по учебнику

СТР.52 (фото)

Вспомним хотя бы русские сказки, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. СТР. 52 (пословицы)

Я начинаю, а вы продолжите:

  • В гостях хорошо, ... а дома лучше
  • Яблоко от яблони ...не далеко падает
  • Семья в куче – не страшна ...и туча
  • Вся семья вместе, так и душа ...на месте.
  • Кто родителей почитает, тот вовеки ....не пропадает

Физкультминутка. - А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. - Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло?

(РАБОТА В ПАРАХ) Перед вами лежат листочки. Вам нужно выбрать из предложенных слов верные слова о вашей семье. Попробуйте сказать об отношениях в своей семье, отвечая на вопрос “какая?”. (Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая). Какие слова вы не выбрали?

Дети: злобная, жестокая, вредная, невыносимая

УЧЕБНИК СТР.53

Учитель: Я скажу начало предложения, а вам надо его закончить такими словами, какие бы вы хотели сказать своим родным.

Я хочу, чтобы мои мама и папа были...
Я люблю, когда бабушка...
Мои мама и папа для меня самые...
Я люблю своего дедушку за то, что...
Я хочу своим родителям пожелать...
Свою семью я считаю...
Моя мамочка для меня самая...
Мой папочка для меня самый...

Чтение статьи из учебника стр.53

4. КРАЕВЕДЕНИЕ

- Что такое традиция? То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

 В каждой семье есть традиции. К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь, отмечание праздников.

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ “В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА”

Учитель: - Ребята, пройдёт немного времени, и мы будем отмечать один из самых любимых вами праздников, самый семейный праздник – Новый год.

- Среди многих традиций, присущих новогоднему празднику, существует обязательное исполнение песни “ В лесу родилась ёлочка”. Нет человека, который не пел сам или хотя бы не слышал эту новогоднюю песенку. Кто же её автор? Об этом расскажет Нотка.

- Слова этой песни написала Раиса Кудашева, а музыку – Леонид Бекман. В канун Рождества в 1903 году Раиса Кудашева опубликовала стихотворение под названием “ Ёлка” в журнале “ Малютка”. Спустя три года кандидат естественных наук, Леонид Бекман, положил шесть четверостиший этого стихотворения на музыку. Так появилась эта замечательная песня, без которой невозможно представить встречу Нового года.

(Разучивание и исполнение песни под музыку).

Учитель:

Снег ложится на дома,
К нам опять пришла зима!
Принесла в котомке
Вьюги да позёмки,
Холода, сугробы, лёд,
И весёлый...

Дети:

Новый год!

Прочитать стихотворение в тетради (хором)

- Как к нам пришёл этот праздник? Отмечают ли Новый год в других странах? Какие традиции празднования Нового года существуют в вашем городе, школе, семье? Об этом нам расскажет творческая группа, которая заранее подготовилась, подобрала очень интересный материал.

- Так кто же придумал этот весёлый праздник и откуда он к нам пришёл?

1 ученик. В древности наши предки его отмечали 1 марта. Когда народ принял христианскую веру, праздник перенесли на 1 сентября. И только в 1700 году, по указу царя Петра I, Новый год принято отмечать 1 января. Именно царь Пётр 1 повелел украшать дома еловыми и сосновыми ветками.

- О каких новогодних традициях нашего народа вы знаете?

2 ученик. Главной традицией является украшение ёлки. Эту зелёную красавицу наряжают шарами, гирляндами, светящимися фонариками, шишками, конфетами, игрушками. Ёлка – это символ новогоднего праздника.

3 ученик. Ещё одна традиция – пускать салют в 12 часов ночи, именно в это время все желают друг другу счастья в наступившем новом году.

4 ученик. Также этот праздник принято отмечать в кругу своей семьи. Взрослые и дети одевают красивую одежду и карнавальные маски и веселятся возле нарядной ёлки. Они поют песни, танцуют, играют в игры и кушают за столом вкусные блюда.

- А как отмечают Новый год в других странах?

1 ученик. В Англии люди под бой часов открывают заднюю дверь, чтобы все ненастья ушли из дома, а с последним ударом открывают входные двери и дают зайти удаче, благосостоянию, здоровью.

2 ученик. Венгерский народ в полночь громко играет на дудочках, свистульках, рожках. Они считают, что это помогает выгнать из дома злых духов.

3 ученик. Немцы всех возрастов забираются на стулья, диваны, кресла и с наступлением праздника прыгают на пол. Они говорят, что это помогает впрыгнуть в новый год чистым и безгрешным.

4 ученик. Итальянцы в последнюю минуту старого года выкидывают на улицу ненужную посуду, вещи, мебель. Это позволяет им избавится от плохой энергетики.

5 ученик. В Испании принято съесть 12 виноградин и загадать 12 желаний.

6 ученик. В Скандинавии существует традиция хрюкать под столом, скандинавы утверждают, что это помогает им избавится от болезней и неудачи.

7 ученик. А вот в Китае Новый год празднуют не первого января, празднование назначается в разные дни. Главная особенность китайского Нового года – это украшение домов и улиц маленькими фонариками. А дети рисуют свою мечу на листке бумаги и перед сном, кладут его под подушку.

8 ученик. В Индии Новый год называют Гуди Падва, в этот день индийцы обязательно должны съесть листья дерева ним-ним.

9 ученик. Болгария – это страна где самый маленький член семьи читает гостям стихи, поёт песни, дарит сувениры, которые снимает с ёлки.

- Дети, а без кого не бывает новогоднего праздника? Как он выглядит? А сколько ему лет? (больше 1000) А кто его помощница?

Как зовут Деда Мороза в разных странах?

1 ученик. В Соединённых Штатах Америки, Канаде, Великобритании – это Санта Клаус. Отличается от нашего одеждой, на нём всегда одета красная куртка с белым мехом и шаровары.

2 ученик. В Швеции их вообще два: Юлтомтен и Юлниссаар, они награждают послушных детей и оставляют им подарки под окном.

3 ученик. И во Франции тоже два Деда Мороза: Пэр-Ноэль и Шаланд.

4 ученик. В Румынии - Мош Кречун.

5 ученик. Финляндия славится Йоулупукки, он всегда находится в свите гномов.

6 ученик. В Эстонии - Йиулувана.

7 ученик. А ребята из Узбекистана с нетерпением ждут Корбобо, который приезжает на ослике.

Учитель. Все Дедушки Морозы разные по внешнему виду, но все они дарят новогоднее настроение, радость, веселье и долгожданные подарки.

Чтение стр. 32 тетради № 2 (как в других странах называют Деда Мороза)

Чтение стр. 32 тетради № 2 (Старый Новый год)

Что “растёт” на нашей ёлке?

Услышав название ёлочной игрушки, надо поднять руку и сказать: “ Да!”, а когда называется то, чего на ёлке не бывает, надо сдержаться и помолчать.

Что “растёт” на нашей ёлке?
Только ль шишки да иголки?
Мягкая игрушка,
Звонкая хлопушка,
Петенька-Петрушка,
Старая кадушка.
Белые снежинки,
Швейные машинки,
Яркие картинки,
Рваные ботинки.
Плитки-шоколадки,
Кони и лошадки,
Зайчики из ватки,
Спортивные палатки.
Яркие фонарики,
Хлебные сухарики,
Красные флажки,
Шапки и платки.

Творческая работа в тетради “Украсить новогоднюю ёлку”.

IV. Итог урока.

Учитель:

- Наш урок подошёл к концу. Удалось ли вам узнать что-то новое для себя?

Говорят под Новый год,
Что не пожелается,
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.

Ёще одна замечательная новогодняя традиция – дарить друг другу добрые пожелания.

У каждого из вас на парте – вырезанный из бумаги ёлочный шар. Напишите на нём какое-нибудь новогоднее пожелание, прикрепите его к изображению ёлочки, и тогда оно обязательно сбудется.

Приложение.

Литература.

  1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир, М., Вако, 2013.
  2. Обухова Л.А., Махина Н.С., Онегина Г.В., Гребенщикова О.И. Краеведение 1 год обучения, рабочая тетрадь, Воронеж, 2011.
  3. Краеведение. DVD приложение к рабочей тетради.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/11/30/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-kak-zhivyot
  2. http://chudiki.my1.ru/load/konspekty_urokov/okruzhajushhij_mir/konspekt_uroka_v_1_klasse_ja_i_moja_semja/16-1-0-836
  3. https://www.google.ru/search?q=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BC%D0%BE%D1%8F+%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F&newwindow=1&biw=1280&bih=909&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=d86FVN8ti_zLA9SxgogP&sqi=2&ved=0CBsQsAQ
  4. http://www.liveinternet.ru/users/balyusaj77/post294183835