Урок литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Разделы: Начальная школа


Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • оценивать поступки героев произведения с позиции моральных ценностей; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в группе.

Метапредметные результаты:

  • классифицировать, группировать книги по разным основаниям (жанр, тема, автор); давать характеристику сказке, обобщать знания из области окружающего мира;

Предметные результаты:

  • знать специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героев произведения на основе их намерений и поступков; восстанавливать последовательность действий в сказке.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация знаний.

Презентация.

- Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу и поздоровайтесь глазами, поделитесь своим хорошим настроением.

- Какое у вас сейчас настроение? Что ждете от сегодняшнего урока?

- Найдите лишний портрет на доске:

И.Суриков Ф.Тютчев К.Бальмонт Д.Мамин-Сибиряк

- Почему выбрали именно этого писателя? (все остальные – поэты; произведегния этих поэтов читали, а Мамина-Сибиряка - нет)

- Что вы знаете о жизни этого писателя?

Рассказ учителя.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. С 1874 для заработка писал для газет отчёты о заседаниях научных обществ. В 1876 году учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужденно оставил университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался плеврит).

Летом 1877 года вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Дмитрия. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, переехал в крупный культурный центр Екатеринбург, где женился на Марии Якимовне Алексеевой, ставшей для него не только женой и другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы будущий писатель совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.

В 1890 году развёлся с первой женой, женился на артистке Екатеринбургского драматического театра Марии Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год Абрамова умерла при родах, оставив больную хореей дочь на руках потрясённого этой смертью отца. Своей дочери Дмитрий Наркисович посвятил цикл своих произведений для детей, который он назвал: "Алёнушкины сказки". Из   всех   своих  книг  Мамин-Сибиряк ; особенно  дорожил  “Аленушкиными сказками”.  Он говорил:  “Это моя любимая книжка -  ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное”.

- Как же звали дочку Мамина-Сибиряка? (Алёнушка)

- Как вы догадались? (по названию цикла произведений, написанных для дочки)

На  улице  темно.   Идет  снег.    Он  запушил  стекла  окна.   Аленушка, свернувшись клубочком,  лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку.

- Хотите узнать, что это были за сказки? (Конечно)

- Тогда вперед, к знаниям!

- Девизом нашего сегодняшнего урока будет: “Чтоб человека в себе воспитать – надо много книг прочитать!”

- Как вы его понимаете? (каждая книга чему-то учит, значит, чем больше читаешь, тем лучше становишься)

2. Формулировка цели урока.

- О ком будет сегодняшняя сказка, вы узнаете, отгадав загадку:

Что за зверь лесной, 
Встал, как столбик, под сосной, 
И стоит среди травы, 
Уши больше головы? (Заяц)

- Правильно, о зайце. Откройте учебник на странице 183 и прочитайте название сказки: “Сказка про Храброго зайца – длинный уши, косые глаза, короткий хвост”.

- Что вы знаете об этом животном? Где можно найти информацию? (энциклопедия, интернет)

Образ зайца является весьма неоднозначным. С одной стороны, он связан со смертью: в сказках хранит смерть Кощея, приметы советуют уклоняться от встречи с ним. С другой стороны, заяц встречается в свадебных песнях как метафора плодовитости и супружеской любви. В некоторых сказках заяц выступает как образец слабости или трусости. Противником зайца выступает волк, реже лиса. Однако заяц не является безобидным животным. Сильные задние лапы и длинные когти позволяют наносить длинные и глубокие рваные раны.

- Какие произведения о зайцах мы уже читали? (Н.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”)

- На выставке книг представлены другие произведения об этом животном. Их вы можете взять в библиотеке:

  • Л.Толстой “Еж и заяц”
  • Н.Рубцов “Про зайца”
  • Н.Притулина “Где зимуют зайцы?”
  • С.Михалков “Заяц – симулянт”
  • Е.Чарушин “Лиса и заяц”
  • Д.Хармс “Лиса и заяц”

- Зачем сегодня мы будем знакомиться с произведением Мамина-Сибиряка? (Чтобы лучше читать, узнать что-то новое, расширить свой словарный запас, узнать творчество нового автора, его особенности и т.п.)

3. Составление плана урока.

- Чтобы узнать что-то новое, нам необходим план работы. Попробуем его составить:

1. Познакомиться с произведением.

2.Ответить на вопросы.

3.Сформулировать вывод о прочитанном.

4. Составить план для пересказа.

4. Открытие нового знания.

- Сегодня вы будете работать в группах. На столах лежат листочки с вопросами, на которые нужно ответить, после прочтения произведения.

1 группа – Прочитайте текст. Ответьте на вопросы от лица Зайца.

  • Каким я был в начале сказки?
  • Что я делал, когда меня увидел волк?
  • Какое было настроение?
  • Что меня напугало?
  • Где я смог укрыться от волка?
  • Почему меня стали называть храбрым?

2 группа - Прочитайте текст. Ответьте на вопросы от лица Волка.

  • Как я наткнулся на заячью поляну?
  • Почему я захотел съесть зайца?
  • Какое у меня было настроение?
  • Что меня напугало?
  • Как косому удалось удрать от меня?
  • Что я чувствовал в этот момент?

3 группа - Прочитайте текст. Ответьте на вопросы от лица зайцев.

Почему нас заинтересовал Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост?

  • Что нас рассмешило?
  • Почему мы не увидели волка?
  • Какие чувства были у нас при волка?
  • Где мы нашли Зайца?
  • Почему Зайца мы стали называть храбрым?

5. Закрепление.

- Как вы понимаете выражения “у хвастуна язык примерз”, “дал стрекоча”?

- Соедините пословицы: начало и конец. Какая пословица подойдет к этой сказке? (У страха глаза велики)

- Как вы понимаете пословицу?

- Зачем Мамин – Сибиряк придумал такую сказку и рассказал её Алёнушке?

- Докажите, что это сказка?

- Восстановите последовательность действий сказки:

А) Заяц хвастается.

Б) Хвастун взобрался на пень.

В) Зайцы веселятся.

Г) Появился волк.

Д) Храбрый Заяц.

Е) Укромное местечко.

6. Итог.

- Какие задачи для себя ставили? Достигли их?

- Весь план работы выполнили?

- Что было трудным на уроке?

- Чему научила вас сказка?

- Каким стало ваше настроение?

Д.з. на выбор:

  • Стр. 183–187 читать и пересказывать по плану.
  • Стр. 183–187 читать и иллюстрировать любую часть плана.

Использованные интернет-источники.

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мамин-Сибиряк,_Дмитрий_Наркисович
  2. http://библиотеки.кемеровские.рф/?p=news/p_summer_action_2013_deviz.htm
  3. http://saveimg.ru/pictures/06-07-11/4cb172ea90293e26a202ce7fe15817b0.jpg