Творческий подход к организации урока иностранного языка и его отдельных этапов

Разделы: Иностранные языки


В последние годы результат образования рассматривается как комплекс умений, позволяющих добиваться требуемого результата. Учитель не только передает объективные знания учащимся, но и способствует развитию их инициативы и самостоятельности, организует деятельность уч-ся таким образом, чтобы каждый мог реализовать свои способности и интересы. Учитель создает условия, в которых становится возможным для уч-ся развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Труд учителя и труд учащихся должен обязательно сочетаться и быть подлинно творческим, лишь тогда он даст подлинное удовлетворение. В труде мы стремимся к достижению определенной цели, конкретного результата. Это хорошо знают ученики. Именно поэтому считаю важным и обязательным показывать им, как они трудились, чему научились, что дает им возможность ощущать свое продвижение в учении, стимулирую их дальнейшую деятельность. Обучаю их контролировать собственную работу и работу товарищей. Вместе с учителем они учатся наблюдать, осмысливать, воспроизводить, запоминать, рассуждать. Учеба - это нелегкий труд, требующий немалых волевых усилий. Вот что показало анкетирование, проведенное в 5 классе в конце учебного года. На вопрос   Чему вы научились на уроках немецкого языка?  большинство  учащихся ответили: думать, рассуждать, мыслить, включаться в работу на уроке с первой минуты, работать, забыв о перемене. На второй вопрос анкеты  «Какие качества характера помогли тебе формировать уроки немецкого языка?» были получены ответы: собранность, прилежание, ответственность, дисциплинированность. Уроки развивали ум и речь, силу воли, работоспособность.
Особое внимание уделяю  развитию творческого мышления учащихся. Это поиск самостоятельного решения поставленной задачи; умение доказывать, обосновывать, убеждать; эмоционально и образно выражать свои мысли; находить ту или иную информацию, осмысливать ее, выражать свое отношение к ней, что, несомненно, решает и задачу формирования нравственных качеств и убеждений учащихся.

Как я начинаю урок.

В классе негромко звучит классическая музыка. На ее фоне я спокойным доброжелательным голосом предлагаю детям:

Motiviert euch, Kinder!
Wie hast du dich motiviert,Anja?
A:Wenn ich heute fehlerlos und ausdruksvoll lesen werde, lobt mich meine Deutschlehrerin, und ich freue mich darauf. Motiviere dich Witja!
W:Wenn ich heute in der Deutschstunde aufmerksam hӧren werde, so bekomme ich eine gute Note, und meine Eltern freuen sich darauf. Motiviere dich,Olja!
O:Wenn ich in der Deutschstunde erfolgreich lernen werde ,so bekomme ich gute Kenntnisse, und meine Deutschlehrerin freut sich darauf.

Трудные для произношения и запоминания слова(fehlerlos,aufmerksam,erfolgreich) я тренирую троекратным повторением и использую другие средства, способствующие непроизвольному запоминанию.

В начале урока можно предложить вопросы на угадывание предмета, чтобы снять стресс. Хорошо настраивают учащихся на урок следующие приемы:
а) ролевая игра. Уч-ся придумывают образы:1. Ich bin die Sonne. Ich scheine.2. Ich bin der Wind. Ich wehe nicht stark. и т.д.
в) игра-цепочка «Какого цвета твое настроение?» Wie ist die Farbe deiner Stimmung?
с) предположение(Vermutung)
Картинку закрыть листом бумаги с отверстием (только лицо).

Учитель задает вопросы:

  1. Wer ist das?
  2. Was macht sie?
  3. Wo ist sie? И т.д.

Учащиеся предполагают. Затем формулируется тема.

d) В начале урока уч-ся получают половинки слов, например: Lehr-buch.
Получается пара. Пара получает карточку и заполняет ее.

Unser Begriff: Lehrbuch
Wir heissen…
Unsere gemeinsame Gemeischaften…
Wir mӧchten in der Stunde…
Wir mӧchten in der Stunde….nicht.

Продолжая урок, я говорю ученикам:
«Um gut zu lernen, wollen wir die Massage machen. Um gut zu sehen…

Дети прижимают указательные пальцы к основанию бровей и массируют точки вращательными движениями вперед(10 раз) и назад(10 раз), считая при этом по-немецки. Дети  относятся к точечному массажу очень серьезно и делают его с удовольствием.

Массаж занимает 1-2 минуты.
Затем я уменьшаю звучание классической музыки и пою  «Guten Tag, Kinder!» Дети поют в ответ: «Guten Tag ,Olga Nikolaewna!»

Я выключаю музыку и мы радуемся, что  снова вместе, улыбаемся друг другу, поем песенку-приветствие. Песня сопровождается танцевальными движениями.

Guten Tag! Wir sind die Kinder,
Die gut deutsche Lieder singen.
Wir sind fleiβig und nicht dumm,
Tanzen wir im Kreis herum.

Как я проверяю подготовленность уч-ся к уроку.

Я показываю уч-ся красочные картинки зверей и спрашиваю, изображая голосом и жестами, какой сильный и гордый лев: «Kinder, kommt  heute zu uns ein Lowe? Ставлю картинку с надписью «Das  ist  ein Lowe» на доску. Дети  рисуют картинки сами. Ученики очень выразительно переспрашивают, жестикулируя:  «Ein Lowe?! Nein!» Я показываю следующую картинку, на которой изображен слон. Меняя интонацию, показывая руками, какой большой слон, я спрашиваю «Ein  Elefant?» Ученики выразительно переспрашивают, имитируя мой жест: «Ein Elefant? Nein!» Таким образом я обыгрываю несколько картинок. Я спрашиваю «Wer kommt heute?» Ученики радостно отвечают мне песенкой:

Heute kommt Hampelmann
Heute kommt Hampelmann
Zu uns, In  unseren Kreis
Oh , du, mein Hampelmann
Mein Hampelmann ist da!›   2 раза

При последних строчках песни к доске выходит любой ученик , который должен сыграть роль Петрушки.

Ученик:Ich habe in die Schule Bonbons mitgenommen. Was hast du ,Witja, in die Schule mitgenommen?

Ученик:Was habt ihr, Mädchen, in die Schule mitgenommen?

Девочки хором отвечают: Wir haben in die Schule die Lehrbücher,die Tagebücher, die Hefte, die Bleistifte mitgenommen.

Ученик: Ich habe in die Schule Luftballons  mitgebracht. (показывает шары).Was habt ihr,Jungen in die Schule mitgebracht?

Мальчики хором отвечают: Wir haben in die Schule unsere Lehrbücher,unsere Tagebücher, unsere Kugelschreiber mitgebracht.

Ученик: Danke  Jungen! Setzt euch!

Учитель: Danke schӧn,Hampelmann!

Как я формирую пары для парной работы на уроке. Одним уч-ся раздаю  карточки с вопросами по определенной теме, другим – с ответами. Дети ходят по классу, ищут свои «половинки». Чтобы сформировать группу, нужно собрать разрезанную картинку.

Пары и группы на уроке постоянно меняются. Практика показала, что  парная и групповая работа полезна  ученикам с различной степенью обученности  и является одной из эффективных форм активизации их речемыслительной деятельности. Она позволяет учителю  дойти до каждого ученика, вызывает их творческую активность, создает условия для реального общения на изучаемом иностранном языке. Групповая работа имеет и воспитательное значение: учит деловому общению, помогает выработать чувство ответственности, вызывает стремление каждого  внести достойный вклад в общую работу, не подвести товарищей, быть надежным партнером в разговоре.
Как мы разыгрываем диапоги.

Диалоги и полилоги по разным темам  мы разыгрываем часто в форме телефонных разговоров, используя игрушечные телефоны. Следующий диалог может предшествовать моему сообщению о плане работы на уроке. Я беру трубку  и  «звоню»одному из учеников :

Ich: Hallo,Pascha! Hier O.N.
P:Hallo,O.N. Hier Pascha.
Ich:Ich möchte  wissen ,wie geht es dir ,Pascha?
P:Danke O.N. Es geht mir gut. Ich fühle mich wohl. Ich habe keine Kopfschmerzen und keine Halsschmerzen.
Ich:Freut mich.
P:Und wie geht es Ihnen ,O.N.?
Ich-:  Danke. Nicht schlecht.
P:Sagen Sie bitte O.N. Was haben wir heute vor?

И я сообщаю ученикам, чему будем учиться на сегодняшнем уроке. Затем я продолжаю разговор:
Ich:Pascha, rufe Nadja an!
P:Hallo, Nadja! Hier Pascha!
N:Hallo, Pascha! Hier Nadja!
P:Sag mal, Nadja, der wievielte ist heute?
N:Heute ist der 12.November.
P:Was du nicht sagst! Danke! Tschuβ!

Как я перехожу к проверке домашнего задания.

Чтобы снять напряжение и создать эмоциональный настрой перед проверкой домашнего задания, я использую такую рифмовку:

Ist heute Laune schlimm oder fein?
Fein, fein, fein!
Habt ihr Kopfschmerzen oder nein?
Nein, nein, nein!
Ich  bin eure Lehrerin.Ist es fein?
Fein, fein, fein!
Bin ich böse oder nein?
Nein, nein, nein!
Ihr seid meine Schüler.Stimmt das?
Ja, fein, fein, fein.
Ihr seid Faulpelze oder nein?
Nein, nein, nein.
Jetzt  prüfe ich das!

При выборе методов и приемов  работы на уроке, предпочтение отдаю деятельностному подходу в обучении иностранному языку.

Уч-ся с интересом выполняют такие задания:

1) 2 группы уч-ся получают карточки с высказываниями известных людей. По одному из команды ходят  к доске, читают и записывают фразы до тех пор, пока не запишут высказывание  полностью. Кто быстрее и правильнее? Текст зачитывается и комментируется.

2) Vier-Ecken-Aufgabe

В классе обозначены углы а, в, с, d.  Учитель задает разные вопросы по теме и дает 4 варианта ответов. Уч-ся не отвечают, а расходятся по углам а, в, с, d, а затем комментируют свои действия, высказывают мнение по данному вопросу.

3) Wir üben die Emotionen.(Мы тренируем эмоции)
Участники одной группы получают карточки  со словами и показывают их пантомимой. Другая группа угадывает, дает комментарий.

4) Kugellager(карусель)
Начертить 2 круга ( внутренний и внешний). Под музыку уч-ся двигаются в разные стороны. Музыка останавливается - образуются пары, стоят напротив друг друга. Учитель задает вопрос. Пары обсуждают данный вопрос. Затем карусель крутится дальше, обсуждаются следующие вопросы.

5) Путешествие по станциям. Чаще всего использую при работе с текстом. Задания раскладываются на каждой «станции». Уч-ся ходят по «станциям», выполняют задания, фиксируют их выполнение на листах бумаги. Для помощи существует SOS-станция.

6) Kennenlernenspiel
Уч-ся стоят в кругу. Один ученик говорит: Ich heisse…. Ich mache…(показывает действие).Другой ученик повторяет: Sie heisst…. Sie macht…Ich heisse… Ich mache… И так каждый ученик комментирует действия предыдущих учеников и называет свое имя и действие. Тренируется спряжение глаголов в игре.

7) Живое предложение.
Уч-ся разбирают карточки со словами и встают так, чтобы получилось предложение. Тренируется прямой и обратный порядок слов.
Как я решаю проблему накопляемости оценок.
Проблему накопляемости оценок я решаю с помощью нарисованного на доске равнобедренного треугольника и по мере того, как ученик работает на уроке, обозначаю качество его ответов на треугольнике плюсами и минусами.Для подведения итогов у нас существует считалка:

Die Wellen schwellen eins!
Die Wellen schwellen zwei!
Die Wellen schwellen drei!
Die Wellen schwellen vier!

Затем я командую: «Bleibt stehen hier!

Ученики замирают на месте в разных позах, а я , пользуясь случаем, подвожу итог урока, превращаю заработанные ими + и – в оценки. Если ответ контрольный, я обозначаю его сразу оценкой. С самого начала ученики наглядно видят свои результаты и стремятся их улучшить. По особо важным датам я рисую солнышко.

Как я заканчиваю урок.

Урок я заканчиваю, как и начинаю песней, и на самой мажорной ноте:

Jetzt ist die Schule aus!
Jetzt gehen wir nach Haus!
Wir gehen, wir gehen!
Auf Wiedersehen!

Мы улыбаемся друг другу, машем руками на прощание, говорим  комплименты, смысл которых сводится к одному: «Как интересно нам было вместе и как  здорово, что завтра мы встретимся вновь!» Включая в свой урок вышеописанные и многие другие фрагменты, мне удается создать на уроке атмосферу творческого общения. А ведь любое воспитание и обучение осуществимо только в общении. Дети чувствуют себя на уроке  раскованно. Они эмоциональны, искренни и непосредственны как в восприятии учебного материала, так и правил хорошего тона, культуры общения, чего так не хватает нашему обществу.