Методическая разработка интегрированного занятия в группе раннего эстетического развития по теме «Ай да зимушка-зима!» для детей раннего дошкольного возраста

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Тип занятия: интегрированный

Форма занятия: занятие – сказка

Цели: Развитие и обогащение представления дошкольников о времени года зиме.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с зимними играми и забавами посредством музыкальных пьес, песен, стихов;
  • совершенствовать двигательно-игровые импровизации детей.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение, музыкальную память, умение переключаться с одного вида деятельности на другую.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные образы.

Методы и приёмы: словесные, игровые, наглядные, практические;

Оборудование:

Для преподавателя: фортепиано, нотные сборники, картинки с изображением зверей, ватные комочки ( “снежки”) и составляющие детали для изготовления снеговика, игрушки.

Для детей: принадлежности для творческой работы по ИЗО, трафареты с изображением снеговика.

Используемый материал:

Музыкальный: пьесы и песни о зиме.

Художественный: иллюстрации к пьесам и песням из нотных сборников, картинки с изображением зверей.

Литературный: стихотворения о зиме.

План занятия

I часть

1 .Организационный момент. Приветствие;

2. Знакомство с новым материалом посредством игр, загадок, стихотворений.

3. Подведение итогов.

II часть

1. Творческая работа детей на занятии ИЗО;

2. Подведение итогов.

Ход занятия

I часть

1. Организационный момент.

Преподаватель. Здравствуйте, дети! Вы такие молодцы, потому что даже сильный мороз и ветер не помешали вам прийти в школу. Что вы, ребятки, можете рассказать о зиме?

Дети. На улице холодно, морозно, сильный ветер, идет снег.

Преподаватель. Сегодня на занятии всё будет посвящено зиме: игры и танцы, песенки и стихи. Несмотря на непогоду, все мы любим зиму. Давайте дружно скажем: “ Ай да зимушка-зима!”

2. Знакомство с новым материалом.

Преподаватель загадывает загадку.

С неба падают зимой
И кружатся над землёй
Лёгкие пушинки, белые ...(снежинки)

Дети отгадали загадку.

 Преподаватель читает стихотворение:

Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Преподаватель раздаёт всем детям бумажные снежинки и предлагает передать движениями, как падает снег. Под музыку “Вальса”[1] дети медленно кружатся и плавно опускают руки со снежинками вниз. (Этот “танец снежинок” будет неоднократно повторятся на протяжении всего занятия)

Преподаватель. Ребята, давайте представим, что наши снежинки всё падают и падают, начался снегопад.

Преподаватель исполняет детскую песню М. Красева “Зима”

Вот зима, кругом бело,
Много снега намело.
Утром Ваня санки взял,
По дорожке побежал.

Преподаватель предлагает послушать песенку “Рано утром выпал снег”[2] и хлопать в ладоши под музыку.

Далее дети снова исполняют “танец снежинок”.

Преподаватель. Снег всё падал и падал, укрыл всю землю пушистым одеялом. Во дворах появились снежные горки. Дети, расскажите, что вы обычно делаете на горках?

Дети. Катаемся на санках, ватрушках, ледянках.

Показ иллюстрации к пьеске “Ледяная гора”[3]. Приложение 1.

Преподаватель предлагает “сыграть” вместе с ним на фортепиано песню “Ледяная гора”: дети подходят к инструменту и одной рукой играют ноту “до” в разных октавах (у каждого своя нота и своя октава). Преподаватель исполняет основную партию, поёт слова, а дети ритмично нажимают клавиши.

Преподаватель. А на чём ещё можно кататься зимой?

Дети. На лыжах.

Показ иллюстрации к песне Е. Тиличеевой “На лыжах”. Преподаватель поёт песню [4], дети имитируют работу лыжными палками. Приложение 2.

Вновь исполняется “танец снежинок”.

Преподаватель. Ребятки, давайте представим, что снега становится всё больше и больше, намело сугробы. Вспоминайте, что можно делать из снега?

Дети. Можно лепить снежки и снежную бабу.

Преподаватель. Мы с вами сейчас будем лепить комочки, но не для того чтобы бросаться ими.. Мы будем из них делать снеговика.

Игра. Под музыку[5] дети катают ватные комочки и по очереди передают их друг другу. Приложение 3.

Ты катись, катись снежок,
Не по пням, не по дорожкам,
А по нашим по ладошкам.
Все ладошки обойди,
И от нас не убеги!

Дети “слепили” три комочка, а преподаватель помог им сделать снеговика: скрепил спицей комки - туловище, прикрепил сделанные из цветной бумаги нос, глаза, рот, ведро, руки-веточки.

Преподаватель. Ребятки, какой чудесный у нас получился снеговик! Послушайте про него песню. (Звучит песня Н. Соколовой “Снеговик”).

Снеговик, снеговик
Появился во дворе.
Нос - морковка, рот - картошка
И ведро на голове.

Преподаватель. Дети, посмотрите, какие друзья пришли к нашему снеговику! Это тоже снеговики, но какие они разные! (Показ снеговиков в виде мягкой и фарфоровой игрушек, свечек и подсвечников). Давайте, ребята, представим, что все наши снеговики собрались на городской площади возле Новогодней Ёлки. А мы подумаем, что же бывает в лесу зимой?

Преподаватель исполняет пьеску М. Крутицкого “Зимой”. Слова, взятые из сборника . А.Артоболевской, частично изменены. Приложение 4.

Снег, только снег и лёд...
Ночь наступает.
Лес, как стена, встаёт,
Тьма нарастает.
Зимней ночью спят все звери
Там, в лесу.

Преподаватель. Наутро сорока принесла в лес городские новости: рассказала лесным жителям и о красавице Ёлке, и о друзьях - снеговиках. Любопытные звери решили всё увидеть сами.

Преподаватель приглашает детей принять участие в игре “Догадайся, кто поёт” (слова А. Гангова, музыка Е. Тиличеевой[6].

Поиграйте, дети, с нами,
Выходите-ка вперёд,
И с закрытыми глазами
Догадайтесь, кто идёт?

Дети закрывают руками глаза и стараются определить, какой зверь изображён музыкальными звуками?

Звучат следующие пьески: Г..Галынин. “Медведь” Приложение 5; Г. Галынин. “Зайчик” Приложение 6; белорусская народная песня “Волк-волчок” Приложение 7; музыка А. Алексеева, слова Демыкиной “БелочкаПриложение 8.

Дети угадали всех зверей, выбирая из предложенных рисунков те ,чей музыкальный “портрет” прозвучал, и передавали движениями их повадки.

Преподаватель. А теперь, ребятки, давайте попрощаемся со зверями, им пора возвращаться в свой лес. Преподаватель играет “портреты” - мелодии каждого лесного персонажа, а дети вспоминают, чья мелодия звучит .Затем исполняется заключительный “танец снежинок”.

Преподаватель. Итак, звери вернулись к себе домой, а лёгкие снежинки замели все следы.

3. Подведение итогов.

Преподаватель. Дети, вы были сегодня очень внимательными, угадали музыку каждого лесного гостя. Те ребята, которым понравилось наше занятие, могут взять домой своих помощниц-снежинок.

II часть

1. Творческая работа по ИЗО.

Преподаватель. Теперь я предлагаю вам нарисовать того, кто больше всего вам запомнился сегодня на занятии.

Дети выбирают снеговика. Преподаватель раздаёт трафареты для раскрашивания.

2. Подведение итогов.

Преподаватель. Ребятки, наше занятие подошло к концу. Снеговички у вас получились очень симпатичные! Я надеюсь, что вам сегодня было не скучно. Давайте посмотрим в окно-ветер и метель утихли! Ай да зимушка-зима!

Используемая литература.

  1. А.Жилин. Вальс. С. И Бекина, Т.П. Ломова. Е.Н. Соковнина.Музыка и движение. Москва, “Просвещение”,1984
  2. Н.Соколова. Ребёнок за роялем. Санкт-Петербург, 1998
  3. Л.Хереско. Музыкальные картинки. Ленинград. “Советский композитор”,1975
  4. Н. Ветлугина. Музыкальный букварь. Москва, “Музыка”, 1986
  5. В.И. Ребиков.Вальс из сказки- оперы “Ёлка”
  6. Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комиссарова. Музыка в детском саду. Москва “Музыка”, 1989