Урок по русскому языку в 1-м классе по УМК «Гармония» на тему «Как работает алфавит. Освоение алфавита»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели: создать условия для формирования умения пользоваться алфавитом в жизни для упорядочивания слов.

Ожидаемые результаты:

Предметные: знать алфавит, иметь представление о правиле расположения слова по алфавиту (в том случае, когда два слова начинаются с одинаковой буквы).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учиться самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, проявлять начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • Познавательные: общеучебные – уметь участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы; логические – осмысленно читать текст, выделять из него существенную информацию, анализировать, делать выводы и умозаключения.
  • Коммуникативные: строить взаимодействие с одноклассниками, учиться формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
  • Личностные: учиться оценивать свою деятельность на уроке, соблюдать основные правила участия в общении на уроке.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Слайд № 1.

Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный и психологический настрой.

Слайд № 2.

- Осваивать алфавит мы с вами продолжаем,

Чтобы твёрдо запомнить, его много раз повторяем,

Слова располагать в алфавитном порядке –

Отличная для развития речи зарядка.

- Мы настроились на серьёзную работу. Всё у нас обязательно получится. Садимся, открываем тетради. Вспомнили, как правильно сидеть и держать тетрадь. Записывайте число, классная работа.

 

Готовятся к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся, записывают.

Формирование умения планировать свои действия.
II. Целеполагание.
- Отгадайте загадку и без труда поймёте, чему будет посвящён урок:

На странице букваря тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.

Слайд № 3.

- Попробуйте поставить цели урока – что же мы будем делать?

Слайд № 4.

- Мы уже знакомы с алфавитом. А сегодня пополним наши знания о нём, будем учиться располагать слова по алфавиту и узнаем о том, что нужно при этом учитывать.

 

 

- Это алфавит.

 

Дети высказывают свои предположения.

Формирование умения самостоятельно ставить учебные задачи; строить монологические высказывания
III. Повторение материала.
1. Соревнование знатоков алфавита “Чей ряд лучше?”
Слайд № 5.

- Я надеюсь, все выучили алфавит? Давайте проверим это. Посмотрим, чья команда лучше знает алфавит. Постарайтесь произнести алфавит по очереди все, сидящие в одном ряду, ни разу не сбиваясь.

- Вижу, что начало алфавита все знают отлично. Давайте усложним задачу. Командир каждого ряда выберет карточку с буквой. С этой буквы ваш ряд и начнёт называть алфавит по порядку.

 

 

 

Дети по рядам называют алфавита.

 

Дети по рядам называют алфавит с заданной буквы.

Закрепление вопросов по теме “Алфавит”
2. Минутка чистописания.
Слайд № 6.

- На экране четыре группы букв. Решите в паре, какая группа букв расположена по алфавиту. Покажите на веерах номер группы.

- Проведём минутку чистописания с этими буквами.

Слайд № 7.

Работа в паре.

 

 

 

Называют элементы букв.

Формирование умений строить взаимодействие с одноклассниками, формулировать собственное мнение и позицию
IV. Закрепление знания алфавита.
1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Тетрадь на п/о: с.17 у.100

- Откройте тетради на печатной основе на с.17. Пришла пора проверить серьёзно ваши знания. Работать будем самостоятельно с взаимопроверкой.

Слайд № 8.

- В у.100 вам нужно вставить в ряд между буквами пропущенные буквы алфавита. На работу у вас есть одна минута.

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание.

Формирование умений оценивать свою деятельность на уроке, соблюдать основные правила участия в общении на уроке; проявлять начальные формы познавательной и личностной рефлексии; строить взаимодействие с одноклассниками, формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по эталону на экране. Если обнаружите ошибку, покажите её соседу.

- Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок.

- А как вы думаете, почему у вас были ошибки?

 

Дети выполняют взаимопроверку с анализом.

 

Высказывания детей.

2. Физминутка с алфавитом.

Дети стараются показать своим телом буквы.

Слайд № 9.

3. Словарная работа.
Тетрадь на п/о: с.18 у.102

Слайд № 10.

- Откройте следующую страницу тетради на печатной основе. В упражнение 102 в первом прямоугольнике даны слова. Что их объединяет?

 

 

- Это слова-названия предметов; это школьные принадлежности. (Возможно, кто-то предположит, что это словарные слова)

Формировать умения анализировать, делать выводы и умозаключения; участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы.
- Это словарные слова. Какая опасность письма в них встречается, написание каких букв мы должны запомнить?

- А где мы можем узнать написание этих слов?

- По словарю в тетради узнайте написание слов и вставьте ручкой буквы в тетрадях.

- Буквы на месте безударных гласных.

- В словаре.

Дети находят слова в словаре и вписывают пропущенные буквы.

Формирование умений использовать речевые средства для решения учебных задач, строить монологические высказывания.
V. Расширение понятия о расположении слов в алфавитном порядке.
- А теперь объединитесь в группы и попробуйте проставить цифрами алфавитный порядок этих слов, чтобы мы могли их записать в алфавитном порядке. Дети объединяются в группы по рядам и расставляют цифры. Формирование умений оценивать свою деятельность на уроке, соблюдать основные правила участия в общении на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умения участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы; осмысленно читать текст, выделять из него существенную информацию, анализировать, делать выводы и умозаключения; строить взаимодействие с одноклассниками, формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
Не дожидаясь, когда группы выполнят задания, учитель задаёт вопрос.

- Встретились ли вам трудности? Какие?

Слайд № 11.

- Два слова на одну букву. Мы не знаем как их распределить.
- Попробуйте обсудить в группе эту проблему и найти решении, как определить алфавитный порядок для двух слов на одну букву. Дети обсуждают в группе проблему и пробуют пояснить.
- Авторы приготовили для вас справочный материал в тетрадях. Прочитайте его. Дети читают справочный материал.
- Как же надо действовать, если вам встретились два слова на одну и ту же букву? - Надо располагать по второй букве, а если и они одинаковы, то по третьей.
- В нашем случае, какое слово будем писать первым? - Первое слово – пенал, так как буква е встречается в алфавите раньше буквы о.
Слайд № 12.

- Запишите словарные слова по алфавиту, выделяя опасности письма.

У доски работают вызванные дети.
- Попробуйте составить предложение с этими словами так, чтобы они шли в алфавитном порядке. Дети составляют предложения устно.
Физминутка для глаз.

Слайд № 13-15.

VI. Закрепление новых сведений.
- Ну что, готовы показать свои знания?

Слайд № 16.

- Во вторых прямоугольниках вам даны пять словарных слов, с которыми мы уже знакомы. Вставьте пропущенные буквы и покажите цифрами алфавитный порядок слов.

- Что у вас получилось ?

Дети работают в группах.

Группы показывают результаты своей работы.

Строить взаимодействие с одноклассниками, формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
- Объясните, как вы действовали при расстановке порядка последних двух слов. Высказывания детей.
VII. Рефлексия деятельности на уроке.
Слайд № 17.

- Чему учились сегодня на уроке? Что нового узнали?

Высказывания детей с использованием слов-опор: я теперь знаю, умею, могу.  
- Хотите проверить свои знания и умения? Выполним тест.

Слайд № 18.

- Запишите в тетради номера правильных ответов на поставленные вопросы:

- В какой группе буквы расположены по алфавиту?

1. опср 2. фхцч 3. кмлн;

- Какое слово в словаре должно быть первым?

1. Ель 2. Ежи 3. Енот

- Проверьте правильность ответов по эталону на экране. Поднимите руки, у кого были ошибки при ответе на первый вопрос. Вы плохо знаете последовательность букв в алфавите.

Поднимите руки, те у кого ошибки при ответе на второй вопрос. Вам нужно дома повторить правило расположения слов в алфавитном порядке.

 

 

 

 

 

 

Выполняют тест.

 
- Поднимите руку те, кто считает свою работу на уроке плодотворной.

- С какими проблемами столкнулись остальные?

- Как думаете, что мы будем делать завтра?

Слайд № 19.

Высказывания детей. Формировать умение учиться формулировать собственное мнение и позицию; проявлять начальные формы познавательной и личностной рефлексии.