Работаем по новому учебнику под редакцией А.Д.Шмелева

Разделы: Русский язык


В 2012-2013 учебном году наша школа стала пилотной площадкой по опережающему введению ФГОС в 5 классе. Мы перешли на учебник Русский язык под редакцией А.Д.Шмелева (Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Е.Я.Шмелева/; под редакцией А.Д.Шмелева.- М.: Вентана-Граф, 2012 г.) Что привлекло нас в этом учебнике? Ученик получил возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; оценивать правильность выполнения заданий, вносить коррективы; планировать пути достижения целей;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; строить монологическое контекстное высказывание; участвовать в коллективном обсуждении проблем; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого; обосновывать собственную позицию;

- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; делать умозаключения; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

СТРУКТУРА УЧЕБНИКА.

Учебник строится по модульному принципу: каждая из глав включает шесть повторяющихся разделов: “О языке и речи”, “ Система языка”, “Правописание”, “Текст”, “ Язык и культура. Культура речи”, “ Повторение”. Каждый раздел имеет свою цветовую гамму, что удобно и для учителя, и для ученика при поиске материала по каким-то темам. Чтобы найти нужную тему, можно использовать не только оглавление, но и надписи вверху каждой страницы (они называются колонтитулы).

Нумерации упражнений при изучении нового модуля начинается с № 1. Рядом с номерами упражнений и отдельными заданиями изображены значки, которые подскажут, какой вид работы предстоит выполнить ученикам (вспоминаем изученное; обсуждаем свои предположения, догадки; слушаем аудиоприложение; составляем устное или письменное высказывание; задание повышенной трудности; читаем в “Приложении” учебную инструкцию). К учебнику прилагается компакт-диск с аудиоприложением, которое содержит тексты для аудирования к заданиям, отмеченным специальным значком. Прослушивание текстов на уроке и дома помогает учащимся самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Интересна рубрика “ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ”. В ней рассказывается о происхождении слов, о буквах, существовавших в древнерусском языке, о реформах русского языка, можно прочитать интересные исторические сведения о языке, речи, словах. Эта рубрика помогает расширить кругозор учащихся, запомнить правописание отдельных слов и выражений. Приведем пример:

Лингвистическая кладовая (учебник 6 класс, первая часть, стр. 109, модуль “Что значит работать над своей речью?”)

Корень слов МОЧало, МОЧалка, МОЧалить, изМОЧалить, изМОЧаленный в современном языке не имеет значения “ погружать в жидкость”, но исторически они образовались от корня с таким значением, так как мочало изготавливали в процессе длительного вымачивания лубяных волокон липовой коры.

У корня мак - есть омоним мак - (маковый), а корень моч- не следует путать с омонимичными корнями в словах за-мок, за-моч- ный, от-мыч-ка, ото-мк-нуть. (По Е. Бешенковой, О. Ивановой )

При формировании познавательных универсальных учебных действий выпускник научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности, в этом помогают проектные задания. Например, упражнение № 6 на странице 11 (русский язык 5 класс, первая часть, модуль “Наш родной язык”):

В каком регионе Российской Федерации вы живете? Найдите в справочнике или в Интернете информацию о том, какие языки, кроме русского, используют в своем общении жители вашего региона? Подготовьте рассказ о Российской Федерации и вашем регионе, используя приведенные выше факты и найденную вами информацию.

Упражнение № 141 на странице 207 (русский язык 6 класс, первая часть, модуль “Что такое сферы общения?”): Используя материал упражнения 140, проведите “ экскурсию по Порт-Артуру” для туристической группы. Добавите ли вы к информации текста другие факты, иллюстрации? Подготовьтесь к выступлению в классе.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со взрослыми и одноклассниками помогают групповые и парные работы на уроках русского языка. Например, парная работа при изучении темы “ Корни с чередованием букв а и о” (5 класс, модуль “КАК ЯЗЫК СЛУЖИТ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ?”, упражнение 106: Составьте словарный диктант из слов с чередованием гласных а//о в корне. Не забудьте о словах-исключениях. Проведите словарный диктант друг для друга, обсудите результаты. Парная работа при изучении темы “ “Правописание окончаний прилагательных” (6 класс, модуль “ Что значит “ современный литературный язык?”, упражнение 53) : “Соберите” из разрозненных предложений текст и запишите его, вставляя пропущенные буквы и окончания. Сравните ваши варианты и выясните, возможно ли соединить данные предложения в разной последовательности.

Интересны на наш взгляд задания для работы в группе: 5 класс, модуль “Наш родной язык”, упражнение 88: Обсудите тему “Могут ли животные говорить?”. Вспомните о своих наблюдениях за домашними питомцами. Найдите в книгах факты в доказательство вашей точки зрения. Пришли ли вы к общему мнению? Запишите свои выводы. 6 класс, модуль “Сколько стилей в современном литературном языке?”, упражнение 125: Мини-викторина знатоков русского языка. Разгадайте лингвистические загадки. 1. Какой бор никогда не имеет листвы?

2. Всякий ли пар способен подниматься?

3. Всякий ли барабан - музыкальный инструмент?

4. Какое коромысло летать может?

5. Каким ключом нельзя открыть замок?

6. У каких башмаков не бывает каблуков?

7. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковые названия?

В тренировочных упражнениях предусмотрены базовые задания и задания повышенного и продвинутого уровней, лингвистические задачи, игровые задания, это помогает строить работу и с сильными, и со слабыми учащимися. Учебник не позволяет забыть пройденный ранее материал. Изучив однажды какую-либо тему, мы будем возвращаться к ней на разных этапах, от раза к разу все больше совершенствуя свои умения и навыки, в рубрике “Пиши грамотно” собраны слова на трудные орфограммы. К каждому упражнению за учителя уже продуманы грамматические задания. Например, модуль “Наш родной язык” (5 класс, первая часть, упражнение 45):

1) Прочитайте поговорки из словаря В.И.Даля. В какой форме употреблены в них глаголы?

Бормочет, что глухарь. Пищит, как цыплёнок. Воркует, как голубок. Каркает, как ворона. Лепечет, как сорока. Кричит, как выпь. Поет, как канарейка. Пташкой щебечет.

2) Во всех поговорках используются сравнения, основанные на наблюдении за звуками, которые издают разные птицы. Обсудите, что обозначают эти глаголы.

3) Придумайте и запишите предложения, в которых глаголы из поговорок должны обозначать действия человека. Используйте глаголы в форме прошедшего времени.

Учебник красочно иллюстрирован, на страницах размещены фотографии, картинки, рисунки, опорные схемы, таблицы, полотна известных художников, портреты поэтов, писателей, государственных, политических и общественных деятелей, лингвистов. Ученики готовят сообщения, разрабатывают мультимедийные презентации, защищают индивидуальные проекты.

При повторении модуля напечатаны вопросы для самоконтроля, тестовые задания, проверяющие практическую грамотность учащихся. Например, 6 класс, модуль “ Сколько стилей в современном литературном языке?”:

1. Какие стили речи есть в современном русском литературном языке?

2. Какие разновидности включает в себя общенародный русский язык?

3. Что изучает лексикология, а что - фразеология?

4. В каком ряду названа только лексика, относящаяся к литературному языку, а в каком ряду – только лексика ограниченного употребления?

1) книжная, нейтральная, разговорная, профессионализмы;

2) научная, официально-деловая, публицистическая, нейтральная, разговорная;

3) нейтральная, разговорная, диалектизмы, жаргонизмы;

4) диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, молодежный сленг

5. В каком ряду все слова имеют эмоциональную окраску? Определите какую.

1) ребятёнок, ножища, воробьишка, плотвичка;

2) зиждиться, воздвигнуть, возмущаться, восторгаться

3) необыкновенный, несказанный, удивительный, божественный

6. Правописание каких суффиксов прилагательных вы изучали в этой главе? Какие правила вы повторяли, а какие учили впервые?

НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКА

Мы на протяжении многих лет работали по учебникам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, но в учебнике под редакцией А.Д.Шмелева многие теоретические вопросы преподносятся по-новому:

ФОНЕТИКА

Согласные звуки делятся на:

- сонорные (в сонорных согласных тон преобладает над шумом ): ([ й], [л], [м], [н], [р]);

- шумные звонкие ( шумные звонкие согласные образуются шумом и тоном): ( [б], [в],[ г], [д],[ з],[ж]);

- шумные глухие ( шумные глухие согласные состоят только из шума): ([п],[ ф], [к], [т],[ с], [ш],[х],[ц],[ ч],[ щ]).

МОРФЕМИКА

Формообразующие суффиксы: -л- (прошедшее время), -ть-, -ти- (инфинитив), -и- (повелительное наклонение, эти суффиксы в основу слова не входят. Формообразующие суффиксы, подобно окончаниям, могут быть нулевыми: пёк O, испечьO, встань O . Нулевые морфемы не представлены в слове звуками, но являются значимыми. Их значение зависит от того, формы какого слова сопоставляются.

Способы образования слов:

  • Приставочный (убежать, недобрый, написать )
  • Суффиксальный (дружок, зимушка, туманный )
  • Приставочно-суффиксальный (бездорожье, подоконник, настольный, созвездие, заречье, безделье, безбилетный )
  • Бессуффиксный или нулевая суффиксация (обгон, работа, игра, переход, зелень)
  • Сложение (соединение основ слов или их частей) (лесовоз, кашевар, медсестра, древнерусский)
  • Суффиксально-сложный или сложение с суффиксацией; (при сложении основ к основе производного слова одновременно добавляется суффикс) (старшеклассник, полнолуние, разноцветный, железнодорожный). Это смешанный способ словообразования. Этим способом образуются существительные и прилагательные.
  • Аббревиация - это способ образования сложносокращенных слов (аббревиатур) путем сложения усеченных основ . (МГУ, США, сбербанк, ООН, СНГ, вуз )

СЛОЖЕНИЕ - НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОЖНЫХ СЛОВ, при котором в одно слово соединяются производящие основы двух или нескольких слов.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Изучение корней с чередованием

В 5 классе изучаются корни: зор//зар, гор//гар, лаг//лож, рос//раст//ращ, скак//скоч, блест// блист, мер//мир// жег//жиг, пир//пер, бир//бер...

В 6 классе изучаются корни: клан//клон, твар//твор,плав//плов//плыв, равн//ровн, мак//мок//моч (мочить, мочёный). Приведены все слова - исключения по данной теме. Перед введением новых корней автор вставляет повторение за курс 5 класса: параграф 8, страница 94 (первая часть 6 класс) “Гласная а-о в корнях с чередованием”- восемь упражнений №76 - №84, подобраны художественные тексты, диктанты; параграф 9, страница 98 “Гласные е-и в корнях с чередованием”- № 85 – №89.

  • Расширено значение приставки при-:
  • Приближение, присоединение, нахождение вблизи (прилететь, пришить, присоединиться, приморье, пришкольный)
  • Неполнота действия (приоткрыть, присмиреть)
  • Сопутствующее действие (приговаривать, пританцовывать)
  • Доведение действия до определенного результата (приготовить, приучить, придумать).

МОРФОЛОГИЯ

Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Среди нарицательных существительных выделяют следующие разряды: конкретные (город, стол, собака), отвлеченные или абстрактные (белизна, честность, дружба), вещественные (воздух, серебро, молоко), собирательные (молодёжь, листва, детвора .

Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Имя прилагательное обозначает другой признак предмета - его постоянное качество или свойство: слабый (тихий, несильный) голос, ходячий пациент (способный ходить. Такой признак называют непроцессуальным.

Причастие обозначает признак предмета по действию, которое происходит в настоящем или происходило в прошлом. Причастие как форма глагола передает значение глагольного действия, поэтому причастие обозначает процессуальный признак. Действительные и страдательные причастия различаются своими формообразующими суффиксами.

Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние.

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА:

1) ПЕРВОЕ СПРЯЖЕНИЕ;

2) ВТОРОЕ СПРЯЖЕНИЕ;

РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ (бежать, хотеть и все образованные от них глаголы – разбежаться, захотеть),

4) ГЛАГОЛЫ ОСОБОГО СПРЯЖЕНИЯ (есть, дать, надоесть, создать и все образованные от них глаголы - поесть, передать, раздать ) в единственном числе сохранили древние окончания: ем, ешь, ест, дам, дашь, даст.

Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, отвечающая на вопросы что делая? Или что сделав? И обозначающая добавочное действие к главному. Деепричастия совершенного и несовершенного вида образуются с помощью разных формообразующих суффиксов.

  • Имя числительное - это часть речи, выражающая значение количества.
  • Местоимение. По морфологическим признакам выделяются разряды местоимений:
  • Местоимения - существительные (личные, возвратное)
  • Местоимения-прилагательные (притяжательные)
  • Местоимения - числительные. Внутри остальных разрядов по значению могут быть местоимения - существительные, местоимения- прилагательные, местоимения- числительные.

СТИЛИСТИКА

Три стиля книжного языка: научный, деловой, публицистический (общее понятие в 5 классе )

6 класс: научный , официально- деловой, публицистический и газетно-информационный стиль - подробное изучение.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Интересны упражнения, направленные на развитие связной речи учащихся. Разнообразны формы таких заданий: изложения (свободные, сжатые, подробные), сочинения (по репродукции с картины, по иллюстрации, на лингвистическую тему), конструирование предложений, письменный и устный ответ на вопрос, редактирование предложений и текстов, формулировка утверждений и аргументов и другие. Много заданий поискового, исследовательского характера.

ИНТЕРЕСНЫ ДЕТЯМ ТАКИЕ ЗАДАНИЯ:

  • №186 (русский язык 6 класс, модуль “Трудно ли освоить науки”): 3) Напишите небольшое сочинение о том состоянии природы, которое вы можете сейчас наблюдать. Можно использовать художественное описание или составить прогноз погоды на ближайшие дни.
  • №28 (русский язык 6 класс, модуль “В чем особенности официальных документов?”): 2) Напишите небольшой рассказ о своей воображаемой прогулке по Москве, включив в текст составленные словосочетания. Используйте план-схему центра Москвы.
  • № 69 (русский язык 6 класс, модуль “Есть ли правила у беседы?”): 2) Изложите основную мысль художественного текста как собственное мнение, например в форме записи в личном дневнике или совета в письме другу.

Надо отметить, что подобные виды работы не стоят особняком, а гармонично вписываются в процесс анализа учебного материала, представленного в учебнике и созданного по принципу “от простого к сложному”.

Мы благодарны всем, кто принимал участие в создании нового, современного учебника, отвечающего требованиям сегодняшнего дня. Учебник под редакцией А.Д.Шмелева дает учителю возможность творить, учить и повышать свой методический уровень.