Цели урока.
Предметные результаты:
- знать названия наиболее распространенных растений своей местности;
- увидеть сезонные изменения в природе;
- сформировать представления о признаках осени, о жизни растений; проследить влияние изменений в неживой природе на живую;
- познакомить с многообразием растений на примере уголка гимназического парка.
Метапредметные результаты:
- анализировать и сравнивать фотографию и схему;
- выделять в живой и неживой природе то, что особенно нравится и объяснять почему;
- отображать свои предпочтения в фотографиях, стихах;
- различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения;
- выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение;
Личностные результаты:
- объяснить необходимость выполнения правил поведения в природе, бережного отношения к природе;
- делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия природы, раскрыть свои творческие возможности;
- осознавать важность бережного отношения к природе.
Оборудование: иллюстративный материал (слайд-шоу), стихи об осени.
Подготовительная работа.
Заранее обдумываю и выбираю место экскурсии в гимназическом парке.
Заранее объявляю детям о предстоящей экскурсии и о заданиях, которые будет необходимо выполнить. Учим стихи и пословицы об осени.
Актуализация опорных знаний. (Приложение 1)
- Ребята, давайте подумаем и ответим, знакомо ли вам слово ОКРЕСТНОСТЬ? Что это такое – ОКРЕСТНОСТЬ? (Ответы детей)
- А вот как трактует это слово русский лингвист С.И.Ожегов в толковом словаре:
“ Окрестность - и, ж. Местность, прилегающая к чему-н., окружающее пространство. Окрестности столицы.
В окрестности чего, в знач. предлога с род. п. недалеко от, близ чего-н. Прогулки в окрестности озера”
Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
Дело в том, что в окрестностях нашего гимназического парка приземлился иноземный летательный аппарат. (Слайд1)
- Вы узнали это место?
- Да это площадка у главного входа в гимназию
Из этого НЛО вышли два инопланетянина (Слайд 1) и были удивлены окрестностями. У них возникло много вопросов.
- В какой разноцветный мир мы попали? (Слайд 2)
- Почему у них такие колючки? (Слайд 3)
- Почему они такие маленькие? (Слайд 4)
- А это что за антенны? (Слайд 5)
- Это упавшие звёздочки? (Слайд 6)
Учебная задача.
- Мы- то с вами знаем, почему наш мир сейчас такой разноцветный?
- Сможем мы рассказать инопланетянам о планете Земля в осеннее время года?
(положительные ответы детей).
Для этого разделимся на группы.
1 группа готовит ответы на вопросы:
- Что происходит с лиственными растениями осенью?
- В какие разноцветные платья одеваются они?
- Как называется осеннее опадание листьев с деревьев?
Подобрать (красивые слова) эпитеты и олицетворения.
2 группа готовит ответы на вопросы:
- Есть ли на территории гимназии кустарники?
- Что происходит с ними осенью?
Подобрать эпитеты и олицетворения.
3 группа готовит ответы на вопросы:
- Как называются эти колючие растения на территории гимназии?
- Какие еще виды растений, не меняющих окраску, мы можем представить нашим гостям?
Подобрать эпитеты и олицетворения.
4 группа готовит ответы на вопросы:
- Какие осенние работы в парке выполняют люди на планете Земля?
Подобрать эпитеты и олицетворения.
Помогут вам слайды с видами, которые зафиксировали камеры НЛО.
(Работа групп на компьютерах со слайдами по заданиям) Слайды 7-12.
Представление работ по группам, запись учителем красивых слов и выражений (эпитеты и олицетворения):
золотые сарафаны, пёстрые рубашки, красные бусы, золотистые лучики, рубины и т.д.
- Ребята, а кто вам подсказал такие красивые слова и выражения?
- Нам их подсказали русские поэты. В своих стихах они их используют, чтобы “нарисовать” природу словами.
(Дети читают наизусть стихи об осени, которые подготовили дома) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла.Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Рефлексия.
- Спасибо, ребята. Как вы думаете, всё ли понятно теперь нашим гостям?
- Можем мы сказать, что мы – молодцы?
- Почему?
Ответы детей:
- Потому что мы наблюдали за изменениями в природе по фотографиям.
- Мы старались как можно подробней рассказать инопланетянам о разноцветной планете Земля.
- Мы читали стихи русских поэтов.
И т.д.
- Закончите фразу: Сегодня на уроке...
Ответы детей:
- Я научился...
- Мне было интересно...
- Мне было трудно...
- Я понял, что ...
- Я не знал .... –
- Теперь я знаю ...
Итог урока.
- Мы прощаемся с нашими друзьями с далёкой неизвестной планеты. На память о разноцветной планете Земля давайте подарим им презентацию.
Представление общей презентации. (Приложение 2)
Слайд 1
Слайд 2
На планету Земля
Осень золотая вновь пришла.
Кистью волшебной по деревьям прошла,
Пёстрые рубашки для каждого нашла.
Слайд 3
Берёзки золотыми сарафанами одарила,
Слайд 4
На рябинку бусы красные прицепила,
Слайд 5.
Пробежала Осень по кустам пушистым
И оставила им лучики свои золотистые.
Слайд 6
Лозы виноградные украсила рубинами.
Катальпы благородные в терракот нарядила.
Тополь величавый погладила ладошкой.
И на макушке засияла позолоченная дорожка.
Слайд 7
Ивушка плакучая ветки опустила,
По новому наряду тоже загрустила.
Но Осень почему-то сторонкой обошла,
Краски подходящей пока что не нашла.
Слайд 8
Ёлочки-стройняшки выстроились в ряд
И свои хвоинки не хотят менять.
Колючие иголки зелёные всегда
И украшают ёлки даже в холода.
Слайд 9
Ну, а эти звёздочки вовсе не с небес,
Их роняет бережно наш осенний лес.
Оторвётся с веточки и летит, кружась,
Листик - парашютик нам танцует вальс.
Слайд 10
Это, инопланетяне, не антенны нет- нет- нет.
Это розочек душистых с лета пламенный привет.
Просто мы их прикопали,
чтоб зимой не замерзали.
Чтобы летом нас опять
Красотой своей пленять.
Слайд 11
Вот такая осень на Земле у нас.
И теперь ждём в гости мы зимою вас!
- Спасибо всем и до встречи.