Метод проектов на уроках трудового обучения и биологии в коррекционной школе VIII вида "Подготовка клумбы к посадке цветов"

Разделы: Биология, Технология, Коррекционная педагогика


ЦЕЛЬ: учащиеся должны самостоятельно выполнить творческий проект в ходе озеленения территории школьного двора (подготовить многоярусную клумбу к посадке цветов).

ЗАДАЧИ:

Познавательные:

  • Ознакомить учащихся с составом почвы на клумбе и особенностями её обработки.
  • Учить применять элементы проектной деятельности в ходе занятия.

Обучающие:

  • Учить работать сельскохозяйственным инвентарём (лопатой, граблями) на пришкольной территории.
  • Организовать исследование учащимися состава почвы для цветника.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать воображение, наблюдательность, творческие способности, потребность к познанию растительного мира, умение составлять план работы, подбирать инвентарь в ходе совместной деятельности при выполнении проекта.
  • Формировать способность к обобщению, классификации во время исследования проблемы.
  • Способствовать формированию у учащихся желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.
  • Коррекция приемов работы с лопатой и граблями, коррекция речи и активного словаря (торфяной питательный грунт).

Здоровьесберегающие:

  • Соблюдение правил личной гигиены и техники безопасности при работе, безопасное использование инвентаря и приспособлений.

Воспитательные:

  • Воспитывать организованность, трудолюбие, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.
  • Воспитывать умение взаимодействовать и общаться в процессе проектирования.
  • Способствовать принятию самостоятельных решений в ходе урока.

Мотивационные:

  • Организация деятельности через поощрение добрым словом, одобрением, практическую значимость выполняемой работы (привлечение учащихся к значимости проекта, создание эстетичного вида школьного двора).
  • Фиксирование внимания на положительных результатах.

Использование межпредметных связей: сельскохозяйственный труд

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА:

1. Подготовительный этап (определение проблемы, обсуждение темы и цели проекта, краткая формулировка задач, актуальность и обоснование выбора проекта, конечный результат проекта, выбор способов решения проблемы, исследование проблемы).

2. Конструкторский этап (составление плана работы, подбор инвентаря).

3. Технологический этап (выполнение практической части – внесение удобрений, перекопка и выравнивание почвы на клумбе, соблюдение правил ТБ).

4. Заключительный этап (организация самоконтроля в соответствии с уходом за цветником, защита проекта).

5. Критерии оценивания проекта (дизайн выполненного проекта, соответствие заданным требованиям, качество технологии выполнения, рефлексия деятельности).

ПРОБЛЕМА: желание учащихся научиться озеленять территорию школьного двора при отсутствии соответствующих знаний и умений.

ОБОРУДОВАНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ:

  • мультимедийный проектор, экран;
  • методические разработки по проекту в форме презентаций;
  • пооперационная карта и техника безопасности в форме презентаций;
  • инвентарь для обработки почвы;
  • коррекционные упражнения, тесты по теме проекта;
  • выставка специальной литературы по теме проекта.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Определение проблемы проекта
  2. Сбор и анализ информации по проблеме (анкетирование)
  3. Обсуждение цели проекта
  4. Обсуждение темы проекта (цветника)
  5. Выбор места для цветника
  6. Прополка сорняков на клумбе
  7. Перекопка клумбы
  8. Добавление почвы для клумбы
  9. Исследование проблемы
  10. Оформление проекта
  11. Изучение литературы по выращиванию и уходу за цветочно – декоративными растениями.
  12. Конкурс рисунков “Цветочная клумба”.
  13. Анализ рисунков. Выбор лучшей "Цветочной клумбы".
  14. Конструирование многоярусной клумбы
  15. Приобретение семян и выращивание рассады
  16. Уход за посаженными цветочными культурами

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД:

  • индивидуальная помощь в соответствии с уровнем сформированности саморегуляции по Воронковой.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Е.А. Оргмомент.

Дежурный сдаёт рапорт.

Коррекционное задание на внимание.

- Я сейчас в воздухе буду писать первую букву вашего имени, кто узнает первую букву своего имени, тот садится. Контроль за посадкой учащихся.

Презентация.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

Н.П. слайд 1 Заголовок

- Ребята, мы с вами весь год работали над проектом "Озеленение школьного двора". Много времени находимся в школе и на школьном дворе. Ребята сельскохозяйственного труда стараются украсить школьный двор рабатками, альпийской горкой и клумбами. Наш класс тоже не захотел оставаться в стороне от такой работы.

слайд 2 Анкетирование

- Вспомните, к кому мы подходили с анкетами?

- С анкетами подходили к ученикам, учителям и к администрации школы.

слайд 3 Работа с анкетами

- Что мы выяснили?

- Выяснили, что многие хотят видеть многоярусную клумбу с их любимыми цветами: георгины, розы, настурции, бархатцы, флоксы.

слайд 4 Перевозка земли - А что было дальше?

Осенью ребята 9б класса помогли привезти почву для нашей клумбы, а ребята сельскохозяйственного труда предложили нам оформить центральную клумбу и помогли в её конструкции.

слайд 5. - Что мы решили? Есть идея! Давайте клумбу сделаем трёх ярусную и посадим на ней любимые цветы: георгины, настурции, флоксы!

Будет здорово, когда наша клумба зацветёт!

слайд 6 – Что мы уже сделали? Мы посеяли семена цветов и начали ухаживать за рассадой.

Обратиться к рассаде в ящиках. Девочки называют наименования цветов.

Е.А. 1. ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Эту рассаду мы выращиваем для нашего проекта.

- Вспомните, как мы назвали проект?

- Озеленение школьного двора”.

слайд 7. Цели и задачи

Цель: мы будем учиться готовить клумбу к посадке цветочной рассады.

Узнаем: о том, какую почву имеет наша клумба.

Будем: определять плодородие почвы в ходе опытов; вносить удобрения, перекапывать и выравнивать почву.

2. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА слайд 8

К осени на территории школьного двора будет красивый цветник. В период летней трудовой практики мы будем ухаживать за ним, испытывать чувство радости и гордости.

Н.П. 3. ВЫБОР СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Слайд 9

- Откуда брали информацию о цветниках? Обращение к стенду.

- Изучали специальную литературу и т.д.

- У нас готова клумба к посадке цветов? - Нет.

- Вы знаете, как её подготовить? - Не знаем.

Сегодня мы и познакомимся с подготовкой почвы для клумбы.

- Как назовём тему нашего урока?

- “Подготовка клумбы к посадке цветов”.

Слайд 10 Название темы

Поза для письма. Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.

Е.А. Актуализация знаний (Тестирование)

Ребята, мы на уроках биологии изучаем почву, её состав и свойства. И мы говорили, что хорошо подготовленная почва – залог успеха нашего проекта. Давайте вспомним пройденный материал по почве. Предлагаю 2 варианта: 1 вариант вопросов содержит весь пройденный материал и состоит из 5 вопросов, 2 вариант краткий и состоит из 3 вопросов.

Н.П. Физминутка. Слайд 11

Наши красные цветки расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши красные цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.

Е.А. Вхождение в тему

Ребята, давайте проведём научное исследование почвы с нашей клумбы.

1. Опыт. Давайте определим влажность почвы. Кто хочет принять участие в этом исследовании? Ученик берёт почву в руку, сжимает её и ощущает холод.

Вывод: в почве есть вода.

2. Опыт. А сейчас исследуем, есть ли в почве воздух? Кто желает провести это исследование? Берём стакан с водой, комочек почвы и бросаем его в воду. Из почвы выделяются пузырьки воздуха. Вывод: в почве есть воздух.

3. Опыт. Давайте определим, богата ли эта почва перегноем. Берём стакан с водой, добавим в воду 2 ложки почвы, размешаем и будем наблюдать. Часть почвы осядет на дно - это глина и песок, а перегной всплывёт наверх. Вывод: перегноя меньше, чем песка и глины. Значит, нам нужно добавить чего?

- Удобрения - говорят дети. Вывод учителем:

- Что же получается? В почве есть вода, есть воздух, а перегноя мало, значит, нам нужно внести удобрение. Сегодня мы будем вносить в почву торфяной грунт, который повышает плодородие почвы.

Хорошо подготовленная почва – залог успеха нашего проекта!

II. КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА

Н.П. Новая тема

- Для того чтобы хорошо подготовить почву, её нужно вскопать.

- Как называется инвентарь для перекопки почвы в саду и огороде?

- Лопата.

- Лопата состоит из деревянного черенка и железного штыка высотой 27-28 см. Черенок вставляется в ушко лопаты и закрепляется гвоздём. Верхние края штыка лопаты, их называют плечики, загнуты назад книзу, чтобы удобнее было нажимать ногой.

А вот как работать лопатой, я объясню и покажу на практической работе.

Давайте составим план работы. Слайды 12-13

План работы: деформированный текст - 2 слайда

  1. Одеть рабочую одежду
  2. Подобрать для работы: перчатки, лопату, грабли
  3. Внести торфяной питательный грунт в почву
  4. Перекопать почву лопатой
  5. Выровнять почву граблями
  6. Убрать инвентарь на место
  7. Вымыть руки с мылом
  8. Снять рабочую одежду

Критерии практической работы Слайд 14

- работа выполнялась по правилам ТБ с инвентарем

- торфяной питательный грунт внесён равномерно

- перекопка почвы выполнена на глубину 20-22 см.

- вскопанная почва выровнена граблями

Слайд 15

Критерии оценки

2 урок. Весенняя перекопка почвы

Н.П. Предлагаю повторить правила по ТБ с инвентарём в игре с мячом.

С лопатой: инвентарь должен быть исправным и надёжно закреплённым

- работу выполнять в перчатках;

- обращаться с лопатой так, чтобы не поранить ноги и руки;

- лопату нести рабочей частью вниз;

- после работы поставить лопату остриём вниз.

С граблями:

- работу выполнять в перчатках;

- обращаться с граблями так, чтобы не поранить ноги и руки;

- грабли нести рабочей частью вниз;

- после работы поставить грабли зубьями вниз.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Слайд 16

Е.А. проводит практическую работу "Внесение удобрений"

Н.П. проводит практическую работу "Перекопка почвы"

- При перекопке лопатой захватывают часть почвы, отрезают пласт и переворачивают его. Вскопанную почву выравнивают граблями.

Е.А. проводит практическую работу "Выравнивание почвы граблями"

Н.П. ОЦЕНКА РАБОТЫ

- А сейчас посмотрите каждый на свою выполненную работу и ответьте: готова ли наша клумба к посадке цветов? - Да. - Почему? - Мы внесли удобрение, вскопали и выровняли почву. Вывод: эта клумба готова к посадке цветов.

Раздеться, вымыть руки и пройти в мастерскую!

Н.П. ИТОГИ УРОКА: по слайдам - деформированный текст Слайд 17

Приложение 2

Сейчас мы:

- на практическом этапе нашего проекта;

- учились подготавливать клумбу к посадке цветов;

- поняли, что хорошо подготовленная почва – залог успеха нашего проекта

Что дальше будем делать? Слайд 18

- будем ухаживать за рассадой цветов; - обратимся к рассаде и пакетам семян цветов

- высадим рассаду на клумбу до 10 июня;

- будем ухаживать за цветником в течение лета;

- продолжим работу над проектом в сентябре;

- проведём защиту проекта.

Е.А. - Ребята, осенью мы увидим, какая красивая ухоженная многоярусная клумба у нас расцветет. Давайте постараемся и поработаем так на практике, чтобы получить призовое место на конкурсе "Школьный дворик"

- Пригодятся ли вам эти умения в вашей будущей жизни?

- Да.

- Вы сможете развести цветы у себя в саду или во дворе дома, чтобы всегда было хорошее настроение. Красота цветов приносит людям здоровье, чувство гордости за своё умение и труд. Когда человек работает сам, он получает удовольствие от выполненной работы и большую экономию в денежных средствах, потому, что ландшафтный дизайнер за свою работу берёт дорого.

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОЙ РАБОТЫ на листочках

Н.П. Рефлексия: Показ настроения цветами? Закрепляем на лист выбранный цветок.

Итог урока: Правильность организации рабочего места, соблюдение правил ТБ, правильность выполнения операций, умение проводить текущий контроль качества, самостоятельно исправлять ошибки. Оценки в журнал и в дневники.