Цель: познакомить с обычаями и традициями русского народа.
Задачи: приобщать к традиционной культуре на основе активного использования фольклора (песни, загадки, пословицы, поговорки, потешки); развивать творческие способности в разных видах деятельности (музыкальное, речевая, театрально - игровая, изобразительная), формировать представление о празднике как о возможностях самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время.
Ведущий: Дети, сегодня мы с вами узнаем о том, как принято, было отдыхать на Руси. Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала веселая шутка. Не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев, поэтому люди сами придумывали игры, скороговорки, потешки, небылицы, что бы развлечь и потешить друг друга. Так и говорили: "Делу - время, а потехе - час", что означало - больше времени уделяй работе, труду, но не много, всего час, отведи веселью и отдыху.
Бабушка:
Здравствуйте, гости дорогие
Жданные, званные,
Всеми нами желанные!
Мы рады гостям,
Как добрым вестям!
Занимайте места без стеснения
Билетов не надо -
Предъявите хорошее настроение.
Выходят 2 мальчика
Мальчик:
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Мальчик:
При лучине, мы сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Cадятся на стульчики.
Девочки из-за дверей выходят: каждая пара танцует свой танцевальный элемент, затем перестраиваются в круг, делятся и проходят “ручейком” и садятся на стульчики.
“Плясовая” русская народная мелодия.
Ребенок:
Собрались мы позабавиться
Да потешиться
Пошутить, поиграть, посмеяться.
Ребенок:
У кого там хмурый вид
Снова музыка звучит
Собирайся детвора
Ждет вас русская игра.
Игра: “Плетень” под русскую народную музыку.
Ребенок:
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Ребенок:
Быт людей отмечен веком
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по сусекам
Личных дач или квартир.
Ребенок:
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Ребенок:
Припасли мы для вас
Забавушек на всякий вкус
Кому – сказка,
Кому – правду,
Кому – песенку.
Ребенок:
Собрались мы позабавиться
Да потешиться,
Поиграть, пошутить, посмеяться.
Песни петь, да плясать
Всех вокруг забавлять.
Ребенок:
Здесь для вас, для гостей дорогих
Будет праздник большой,
Праздник радостный.
По обычаю, по-старинному,
Посиделками называется.
Бабушка сидит на лавочке.
Бабушка:
“Рада вас видеть у себя в гостях,
Я весною на завалинке,
А зимою в горнице
Посиживаю,
Сижу на народ всегда гляжу,
Все всегда запоминаю
И в копилку собираю.
Это моя корзиночка – копилочка (показывает)
А в ней много чего.
Как известно всем-
Подружки мастерицы
Петь частушки
И вы, парни, не зевайте
Девчатам тоже помогайте.
Девочка:
Эй, ребята, эй подружки
Запевайте-ка частушки
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
Выходят ребята на частушки.
С одной стороны – девочки, а с другой – мальчики.
Мальчики:
Девочки – беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки:
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
Мальчики:
Балалайка заиграла,
И пустились ноги в пляс
Мы веселые частушки
Пропоем сейчас для вас.
Девочки:
Ставим ножку на носок,
А потом на пятку
Выходите к нам мальчишки,
Танцевать присядку.
Мальчики:
Поглядите на девчонок,
Каждый день они смешат.
Только выйдут из пеленок-
Уже воспитывать спешат.
Девочки:
У меня на сарафане
Косолапы петухи,
Я сама не косолапа-
Косолапы – женихи.
Мальчики:
А девчата ходят, ходят,
Ходят, хороводятся.
Вот уже, который год
Всё на нас охотятся.
Девочки:
А вы кто такие? Чьи?
Откуда появились-ся?
У нас нет таких девчонок,
Чтобы в вас влюбились-ся.
Мальчики и девочки:
Мы пропели вам частушки.
Вы скажите от души:
Хороши частушки наши
И мы тоже хороши?
Ребенок:
Обойди хоть всю планету
Лучше музыкантов нет
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Шумовой оркестр "Во, саду ли в огороде" – русская народная мелодия.
Игра: “Ручеек”.
Встают парами.
1 Ребенок: Встали редком, да поговорим ладком.
1. Ребенок: Расскажем пословицы да поговорки.
2. Ребенок: Долог день до вечера, коли делать нечего.
2. Ребенок: Поспешишь – людей насмешишь.
3. Ребенок: Труд человека кормит, а лень портит.
3. Ребенок: Умелые руки не знают скуки.
4. Ребенок: Была бы охота – будет ладиться работа.
4. Ребенок: Терпенье и труд – все перетрут.
5. Ребенок: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Ребенок: Землю красит солнце, а человека труд.
6. Ребенок: Кончил дело – гуляй смело.
6. Ребенок: В умелых руках – дело огнем горит.
7. Ребенок: После дела и погулять хорошо.
7. Ребенок: Делу – время, а потехе – час.
8. Ребенок: Всякая работа мастера хватит.
8. Ребенок: Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
9. Ребенок: Жизнь дана на добрые дела.
9. Ребенок: Там счастье не диво, где трудятся лениво.
Ребенок:
Шла собака через мост
Четыре лапы, пятый хвост.
А шестое - брюхо
Выходи - Ванюха.
"Где, был Иванушка?" русская народная песня
Бабушка:
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленый погляжу.
1.
Кто приходит, кто уходит.
Все ее за ручку водят (дверь).
2.
Межи деревянные,
А поля стеклянные (окна).
3.
В избе изба,
На избе – труба.
Зашумело – в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет (печь).
4.
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (стол).
5.
В небо дыра, в землю дыра,
А в середине огонь да вода (самовар)
Бабушка:
А теперь пора сплясать,
Всем нам пляску показать.
Танец "КАДРИЛЬ".
“Небылицы в лицах”
Ребенок:
Сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки,
Да творят насмешки.
Ни короткие, ни длинные,
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас.
1. Девочка – мальчик
– Здорова, кума!
- На рынке была.
- Никак ты, кума глуха?
- Купила курицу и петуха.
- Прощай кума,
- Пять алтын отдала.
2. Девочка – мальчик:
Ребенок лежит на печке.
- Сынок, сходи за водицей!
- Живот болит!
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж (встает, потягивается). Раз мать велит, надо идти!
3. Девочка – мальчик:
– Тюха, есть хочешь?
- Нет! Я перекусил!
- А что перекусил?
- Да съел краюшку хлеба.
- А ты бы ее в горшке, со сметаной смочил.
- Да в горшок не влезла.
4. Девочка – мальчик:
– Здравствуй, кум! Ты куда?
- Да по дрова поехал.
- Что везешь?
- Сено.
- Какое сено, ведь это дрова!?
- А коли видишь, так что спрашиваешь?
5. Девочка – мальчик:
Матрена: Здорово Ерема!
Ерема: Здорово, Матрена!
М: Что матушка прислала?
Е: Матушка прислала блинов.
М: А где же они?
Е: А я их под лавку положил.
М: Экий ты, Ерема, чудак!
Е: А ты бы, Матрена, как?
М: А я бы их в печку положила. Ты бы пришел и поел.
В конце ушли под музыку на места.
Бабушка: В заключение хочется сказать, что все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции. Сегодня, мы вам показали, как отдыхали русские люди. Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.
Дарим Вам на память народную куклу - оберег "Подорожница" и "Вепсская кукла"
Тряпочные куклы, в старину, играли огромную роль:
Дети:
- Они были участницами многих праздников и обрядов;
- Были оберегами;
- Являлись символами счастья, добра;
- Благополучия и продолжения рода;
- Играя с ними, ребенок приобщался к культуре и традициям своего народа.
Песня: "Жил старик со старухой" – А.Варламов
Бабушка:
Внучки мои скажу вам прямо
Раньше жизнь была иной
А теперь сама себя не узнаю, я
Всё кажусь сама себе я молодой!
Танец "Бабушки старушки" – В.Добрынин
Ведущая:
Подошла пора проститься с вами.
Посидели, повеселились, пора и честь знать.
Мы славно гуляли, на празднике нашем.
Нигде не найдёте, вы праздника краше.
А теперь позвольте нам, гости дорогие,
Отдать вам наше нижайшее почтение,
Благодарить за посещение.
Так будьте здоровы, живите богато
Счастливо до дома добраться
Нигде не свалиться и не сломаться.
До свидания.